дело № 2-3436/2011 - решение от 27.12.2011 по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга к ООО «Компания Биант» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов



Мотивированное решение составлено 10.01.2012

Р Е Ш Е Н И Е № 2-3436/11

Именем Российской Федерации

27.12.2011 г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Скориновой И.С.,

при секретаре Сафиуллиной О.Ш.,

с участием:

представителя истца – Поповой К.В.,

представителя ответчика – Быковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Компания Биант» о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Компания Биант» о возложении обязанности создать или выделить 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов. В обоснование иска указав, что прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга проведена проверка по факту неисполнения предприятиями-работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов. Проведённой проверкой установлено, что в ООО «Компания Биант» не выполняется установленная квота для приёма на работу инвалидов в количестве 3-х человек, чем нарушаются положения Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Закона РФ «О занятости населения в РФ».

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Попова К.В. на удовлетворении иска настаивала по доводам, указанным в исковом заявлении,, просила возложить на ответчика обязанность по созданию или выделению 3-х рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Представитель ответчика Быкова Ю.В. (действующая на основании доверенности), не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что одно рабочее место для инвалидов уже создано, в настоящее время в предприятии проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, по результатам аттестации в случае признания условий труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, квота для приема инвалидов будет снижена до 2% от среднесписочной численности работников. Просила предоставить срок для исполнения требований прокуратуры до 01.04.2012.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из информации о выполнении квоты приема на работу инвалидов (копия на л.д. 10-12), которые никем не оспорены и не опровергнуты, следует, что среднесписочная численность работников ООО «Компания Биант» в августе 2011 года составляла *** человек.

Согласно ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ останавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в Организациях, расположенных на территории Свердловской области», организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников.

Организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников. Однако на такие обстоятельства стороны в судебном заседании не указывают, в связи с чем суд находит установленным наличие обязанности ответчика по установлению квоты для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников, что по состоянию на август 2011 года составляло *** человека.

Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов.

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно ч. 1 ст. 25 того же Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно ст. 22 того же Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Тем же Законом, в ст. 23, установлено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Ответчиком признано, кроме того, подтверждается информацией о выполнении квоты приема на работу инвалидов за август 2011 года, предоставленной ответчиком в ГУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району, что установленная квота (3% от среднесписочной численности работников организации) в полном объеме не выполняется. При таких обстоятельствах иск о возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению. На ответчика возлагается обязанность в срок до 01.04.2012 (суд находит данный срок необходимым, достаточным и разумным) создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочной численности работников предприятия.

Требования прокуратуры о возложении на ответчика обязанности создать или выделить 3 рабочих места для трудоустройства инвалидов заявлены некорректно, поскольку количество таких рабочих мест зависит от среднесписочной численности работников.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подп.3 п.1 ст.333.19. Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме *** руб.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Компания Биант» обязанность в срок до 01.04.2012 создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % среднесписочного количества работников предприятия.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Компания Биант» госпошлину в доход местного бюджета в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения с подачей кассационной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья И.С. Скоринова