Гражданское дело № 2-1300/2011 РЕШ Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 февраля 2012 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи А.Г. Кирюхина, при секретаре О.С.Солдатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесник А.И. к администрации г. Екатеринбург, администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности предоставления жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Лесник А.И. обратился с иском к ответчикам о возложении обязанности предоставления жилого помещения. Исковые требования основаны на том, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Конституционный суд Российской Федерации в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Лесник А.И. относится к категории лиц, на которых распространяется действие закона № 159-ФЗ. Истцу длительное время после окончания пребывания в образовательном учреждении не предоставляется жилые помещение, при этом Лесник А.И. с 1999 года состоит в Железнодорожном районе г. Екатеринбург на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Истец Лесник А.И. и его представитель Володин А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали. Пояснили, что истец на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на получение жилого помещения вне очереди. Представитель ответчика Министерство строительства и архитектуры Свердловской области о месте и времени судебного разбирательства извещено. Представитель возражал против удовлетворения иска и просил рассмотреть гражданское дело без своего участия (л.д. 47 – 48). Представитель считает, что на истца положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяются, поскольку он на момент вступления в силу закона к 01.03.2005 являлся совершеннолетним и не относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель администрации г. Екатеринбург и представитель администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург в судебное заседание не явились о месте и времени судебного разбирательства ответчик извещены. Представитель третьего лица Правительства Свердловской области в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства ответчик извещен (л.д. 52). Третьи лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», ГОУ «Екатеринбургская специальная школа – интернат для детей с отклонением в развитии № 2», ГОУ СО «Екатеринбургский специальный детский дом для детей с отклонениями в развитии № 5» о месте и времени судебного разбирательства извещены. В судебном заседании представители не присутствовали. В судебном заседании установлено следующее. Лесник А.И. относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (л.д. 8 – 11). Лесник А.И. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбург (л.д. 13). Суд считает несостоятельными доводы представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что у ответчика не возникло право на предоставление жилого помещения. На момент достижения Лесником А.И. совершеннолетия *** действовал Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Указанная норма соответствовала п. 2 статьи 37 Жилищного Кодекса РСФСР. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя. Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Из материалов дела следует, что Решением Исполнительного комитета Железнодорожного районного совета народных депутатов от *** № *** Лесник А. *** года рождения определен в Детский дом, за несовершеннолетним закреплено право на жилую площадь в *** (л.д. 9). С указанного времени несовершеннолетний находился в учреждениях социальной защиты детей (л.д. 10, 11). 26.04.1988 жилое помещение по адресу *** было разделено на два самостоятельных жилых помещения: комнату 9,6 кв.м.; две комнаты 29,1 кв.м. (л.д. 25, 26). На жилые помещения выданы отдельные ордера № 0410 от 26.10.1988 (л.д. 25) и № 0412 от 26.04.1988 (л.д. 26). Копии ордеров не сохранились. Со слов Лесник А.И. суду стало известно, что после помещения истца в Детский дом Б. произвел раздел единого жилого помещения и стал нанимателем отдельной комнаты (л.д. 25), а нанимателем остальных комнат осталась М. (л.д. 26). При таких обстоятельствах с 1988 года у Лесник А.И. не имелось закрепленного жилого помещения по адресу ***. В последующем истец был вселен родственниками в две комнаты общей площадью 29,1 кв.м. (л.д. 26). Фактически несовершеннолетний был лишен права на то жилое помещение, которое было за ним закреплено. По мнению суда этому способствовала нечеткая формулировка решения Исполнительного комитета Железнодорожного районного совета народных депутатов от *** № ***. В резолютивной части решения Лесник А.И. не был поименован. Вопрос о том, кто из должностных лиц или органов утратил закрепленное а несовершеннолетним жилое помещение, не имеет правового значения при оценке прав истца на предоставление жилого помещения. Федеральный закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 распространяет свое действие на истца независимо от причины, по которой произошла утрата права на закрепленное за несовершеннолетним жилое помещение. Соответственно, у суда нет оснований считать, что у Лесник А.И. после окончания пребывания в детском учреждении имелось закрепленное жилое помещение. Он в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ и п. 2 статьи 37 Жилищного Кодекса РСФСР имел право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В настоящий момент п. 2 статьи 37 Жилищного Кодекса РСФСР не действует, но Лесник А.И. не получил в соответствии требованиями закона № 159-ФЗ права на жилое помещение. Таким образом, органы государственной власти не исполнили свои обязательства перед истцом по предоставлению жилого помещения. Достижение истцом *** возраста не является основанием для прекращения права требования от уполномоченного лица исполнение предусмотренных законом социальных гарантий, поскольку таких оснований прекращения обязательств не предусматривает Жилищный Кодекс РСФСР, Жилищный Кодекс Российской Федерации, Закон № 159-ФЗ. Не имеется таких оснований и в Гражданском Кодексе Российской Федерации (глава 26). С учетом действующего в настоящий момент Жилищного Кодекса Российской Федерации Лесник А.И. имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди. Суд считает необоснованными требования истца, заявленные к администрации г. Екатеринбург, администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12). Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132). Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Свердловской области не принят закон, который регулирует порядок передачи органам местного самоуправления полномочий и обязанностей на выполнение государственных функций распределения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Соответственно, на органы местного самоуправления (администрация г. Екатеринбург и администрация Железнодорожного района г. Екатеринбург) не могут возлагаться обязанность самостоятельного приобретения жилых помещений за счет средств муниципального бюджета для последующего распределения истцам. В Свердловской области ежегодно принимаются Постановления Правительства Свердловской области об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящий момент действует Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения». В постановлениях указано, что жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (пункт 8). Распределение осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области по предложениям органов местного самоуправления (пункт 12). Таким образом, в настоящий момент не может возникнуть обязанность предоставления истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств областного бюджета, у администрации г. Екатеринбург. Такая обязанность не предусмотрена ни Федеральным законом № 159-ФЗ ни Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010 № 646-ПП. Распределение жилых помещений производится приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области. В силу статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Суд считает, что у администрации г. Екатеринбург и администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург срок исполнения обязательства не наступил. Обязанность заключения договора социального найма в пользу истца у ответчиков может наступить только после поступления в муниципальную собственность жилого помещения, распределенного непосредственно Лесник А.И.. В настоящее время жилое помещение истцу не приобретено, денежные средства не выделены, соответственно не возникли обязательства по распределению жилых помещений, которых нет в натуре. В силу отсутствия в муниципальной собственности жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, для распределения истцу не возникла и обязанность заключения договора социального найма жилых помещений. Кроме того, исковые требования истца фактически повторяют нормы Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП о порядке распределения обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти. Суд считает, что нет необходимости вынесения решения дублирующего порядок установленный Постановлением от 08.02.2011 № 84-ПП. В рамках рассматриваемого дела существенное значение имеет вопрос первичного приобретения государственными органами жилых помещений для последующего распределения истцам. Суд отказывает в иске к администрации г. Екатеринбург о возложении обязанности распределения истцам жилых помещений в силу отсутствия такой обязанности у ответчика по действующему законодательству, и в силу того, что срок исполнения обязательства (при его возникновении в будущем) перед истцами не наступил до момента передачи ответчику жилых помещений в муниципальную собственность. По таким же основаниям суд отказывает в иске к администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург. До поступления в муниципальную собственность жилых помещений, распределенных каждому истцу, у данного ответчика не может возникнуть обязанность заключения договора социального найма, поскольку такой договор заключается на конкретное жилое помещение. Суд считает необходимым удовлетворить иск к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области. Действующие Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» определяет именно указанный орган исполнителем процедуры приобретения и распределения жилых помещений для истцов. Суд учитывает, что в настоящее время в пользовании истца имеется жилое помещение площадью 29,1 кв.м. на трех человек (29,1/3)=9,7 кв.м. на истца. С учетом толкований положения статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, данных Конституционным судом Российской Федерации в Определении № 746-О-О от 07.06.2011 суд считает возможным предоставление Лесник А.И. жилого помещения площадью 16 – 9,7 кв.м. = 6,3 кв.м. Таким образом, суд возлагает на Министерства строительства и архитектуры Свердловской области обязанность приобрести или построить на территории г. Екатеринбург благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 6,3 кв.м. для последующего распределения истцу. Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: удовлетворить частично иск Лесник А.И.. Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, совершить действия за счет областного бюджета по приобретению на территории города Екатеринбург жилого помещения не менее 6,30 кв.м. для последующего распределения в пользу Лесник А.И.. Отказать Лесник А.И. в иске к администрации г. Екатеринбург, администрации Железнодорожного района г. Екатеринбург. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Судья А.Г. Кирюхин