В окончательной форме решение суда изготовлено 11.03.2012 Дело № 2-492/2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 07 марта 2012 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Масловой С.А., при секретаре Шестаковой Ю.В., с участием помощника прокурора Будниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО «Управляющая компания строительного холдинга» (ЗАО «УКСХ») о возложении обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, УСТАНОВИЛ: прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО «Управляющая компания строительного холдинга» (ЗАО «УКСХ») о возложении обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в количестве не менее 3% от среднесписочной численности штата предприятия, предоставления информации о создании указанных рабочих мест в ГУ «Екатеринбургский центр занятости». В обоснование иска указал, что прокуратурой Ленинского района г. Екатеринбурга по обращению ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району проведена проверка по факту неисполнения ответчиком законодательства о занятости инвалидов. Проведённой проверкой установлено, что ЗАО «УКСХ» имеет численность работников 299 человек. 3% квота для приёма на работу инвалидов составляет 9 человек. Ответчиком трудоустроены 4 инвалида. 5 инвалидов в счет установленной квоты не трудоустроены, вакансии для их трудоустройства ответчиком не созданы, не выделены, соответствующая информация в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району ответчиком не предоставляется. В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении иска настаивала по приведенным доводам. Представитель ответчика закрытого акционерного общества «Управляющая компания строительного холдинга» в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил, возражений против иска в суд не представил, о причинах неявки не сообщил. Представитель третьего лица ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» Кузьмина А.Г. представила мнение по делу, в котором указала, что ЗАО «УКСХ» 07.02.2012 предоставило информацию о выполнении квоты в приеме на работу инвалидов за январь 2012 г., из которой стало известно, что среднесписочная численность работников общества составляет 276 человек. Таким образом, из расчета 3% на предприятии должно быть организовано 8 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты. Работало у ответчика в счет квоты 4 человека. Не выполнена квота – 4 человека. Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов в счет не выполненной квоты ответчик не предоставил. Оценив доводы, приведенные в обоснование иска прокурором и третьим лицом ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ», представленные доказательства, которые не оспорены, учитывая отсутствие возражений ответчика против иска, суд приходит к следующему. Судом на основании объяснений участников процесса и материалов дела, которые не противоречат друг другу, установлено, что ЗАО «Управляющая компания строительного холдинга» согласно штатному расписанию, утвержденному 24.08.2011, имело штат работников в количестве 302 единиц. Согласно отчету ответчика по квотированию за январь 2012 г. среднесписочная численность работников общества составила 276 человек. В объяснительной записке ответчика, адресованной прокурору, от 05.03.2011 № ***, ответчик указывает на изменение численности работников на 29.02.2012 до 278 человек. Однако доказательства тому ни прокурору, ни в суд не представлено. Вместе с тем, данные доказательства позволяют прийти к выводу о том, что среднесписочная численность работников ответчика превышает 100 человек. Согласно статье 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ останавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 31 марта 2005 г. № 246-ПП «Об установлении квот для приёма на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», организации, расположенные на территории Свердловской области, с численностью работников более 100 человек, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Организации, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 процентов признаны условно аттестованными, а условия труда противопоказанными для трудоустройства инвалидов, обязаны установить квоту для приёма на работу инвалидов в размере 2 процента от среднесписочной численности работников. Однако на такие обстоятельства стороны не указывают, в связи с чем суд находит установленным наличие обязанности ответчика по установлению квоты для приёма на работу инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников. Установление квоты для приёма на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы. Квота для приёма на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест |для приёма на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работают инвалиды. Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приёма на работу инвалидов. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из статьи 13 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путём создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приёма на работу инвалидов. Согласно части 1 статьи 25 того же Закона, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В соответствии со статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на работодателей возлагается обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Согласно статье 22 того же Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов. Тем же Законом, в статье 23, установлено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Ответчиком не оспорено, кроме того, подтверждается предоставленным ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району отчетом по квотированию за январь 2012 г., что в ЗАО «Управляющая компания строительного холдинга работают 4 лица из числа инвалидов. Согласно вышеназванной пояснительной записке ответчика от 05.03.2011 № *** и копий приказов о приеме работников на работу, на 05.03.2011 таких лиц принято ответчиком на работу в количестве 6. Однако при указываемой ответчиком среднесписочной численности 278 человек квота для приема инвалидов составляет 8 человек. Следовательно, ответчиком должны быть дополнительно выделены или созданы рабочие места для инвалидов в количестве 2 (8 – 6). Доказательств тому, что данное требование закона ответчиком добровольно выполнено, - суду не представлено. Как следует из объяснений ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району, которые ответчиком не оспорены, не опровергнуты, необходимая, предусмотренная законом информация о наличии вакансий и их характеристиках, ответчиком в службу занятости не представляется. Что также усматривается из копии отчета по квотированию за январь 2012 г., предоставленного ответчиком в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» по Железнодорожному району. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик систематически нарушает охраняемые законом интересы граждан, имеющих статус инвалидов, на трудоустройство, что является основанием в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации для удовлетворения исковых требований, с возложением в силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика обязанности в срок до 01.05.2012, учитывая, что на иной срок сторонами не указано, находя данный срок необходимым, достаточным и разумным, создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочной численности работников общества, о чем уведомить в установленном законом порядке ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ», с учетом положений части 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнять квоты для приёма на работу инвалидов (квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды). Поскольку исковые требования удовлетворены, в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме *** рублей. Руководствуясь статьями 194-199, главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: исковые требования прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО «Управляющая компания строительного холдинга» о возложении обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, - удовлетворить. Обязать ЗАО «Управляющая компания строительного холдинга» в срок до 01.05.2012 создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой 3 % от среднесписочной численности работников общества, о чем уведомить в установленном законом порядке ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ». Взыскать с ЗАО «Управляющая компания строительного холдинга» в доход государства госпошлину в сумме *** рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья : С.А. Маслова