Дело № 2-89/2012 Решение в окончательной форме принято 26.03.2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 марта 2012 года г.Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Матвеевой Ю.В., при секретаре Вершининой М.П., с участием истца Дерновой И.А., представителя истца Сивачевой В.В, представителей ответчика Татаринова С.А., Русаковой Н.Н., третьего лица Грузинова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерновой И.А. к ЖСК «Сортировочный» о возложении обязанности по обеспечению подачи горячей воды, по производству перерасчета коммунальных платежей, по производству ремонтных работ, взыскании компенсации морального вреда, установил: Дернова И.А. обратилась в суд с иском к ЖСК «Сортировочный» о возложении обязанности по обеспечению подачи горячей воды, по производству перерасчета коммунальных платежей, по производству ремонтных работ, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником квартиры № ***. ЖСК «Сортировочный» осуществляет деятельность по управлению, эксплуатации, содержанию, ремонту жилого дома, предоставлению коммунальных услуг. В феврале 2010 года ЖСК «Сортировочный» произвел работы по замене вертикальных стояков, поэтому с 15.02.2010 в ее квартире нет горячей воды, с 25.02.2010 – отсутствует холодная вода. Поскольку ей в начале 2010 года был произведен капитальный ремонт квартиры, она была против замены стояков, считая их состояние удовлетворительным. В связи с отсутствием водоснабжения в ее квартире она обратилась с жалобой в Государственную жилищную инспекцию Свердловской области. По ее обращению была произведена проверка и составлен акт, которым ее доводы подтвердились, кооперативу вынесено предписание об устранении нарушений. 02.04.2010 силами и средствами ЖСК в ее квартире были произведены работы по замене стояков холодного и горячего водоснабжения. Однако после ремонта в квартиру подается горячая вода, температура которой ниже установленных нормативов – 44 градуса С, при норме 60-75 градусов С в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09, что подтверждено испытаниями, проведенными Орджоникидзевским отделом УФС Роспотребнадзора. Кроме того, специалистами жилищной инспекции выявлены следующие нарушения: после замены стояка ХВС часть старой металлической трубы не демонтирована, сквозь старую трубу протянут пластиковый трубопровод ХВС зауженным диаметром, в местах среза трубы имеются острые края и заусеницы. Кроме того, в санузле не демонтирована часть старой металлической трубы ХВС и ГВС сверху, при замене полотенцесушителя в ванной комнате оставлен отрезок трубы, повреждена кафельная плитка в санузле и ванной комнате, вследствие работ в стенах образовались отверстия. При ремонте были изменены инженерные конструкции водопровода. Направленные в адрес ответчика претензии об устранении недостатков выполненных работ и восстановлении качественного горячего водоснабжения остались без удовлетворения. Действиями ответчика ей причинен моральный вред, поскольку с апреля 2010 года она лишена возможности пользоваться горячей водой, вынуждена созерцать испорченный внешний вид ванной и туалетной комнат, находиться рядом с травмоопасными обрезками труб, испытала обиду, досаду и разочарование. На основании норм Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» просит обязать ЖСК «Сортировочный»: обеспечить подачу горячей воды температурой не менее 60 градусов С, произвести перерасчет платы за подачу горячей воды ниже установленного температурного норматива за период с 02.04.2010 по настоящее время, произвести ремонтные работы по замене стояков горячего и холодного водоснабжения в соответствии с первоначально существующими инженерными конструкциями, произвести демонтаж остатков железных труб стояков ХВС и ГВС в туалетной комнате, остатка металлического держателя бывшего полотенцесушителя в ванной комнате, произвести замену керамической плитки в ванной и туалетной комнате, взыскать компенсацию морального вреда в размере *** руб. В порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к производству суда было принято заявление истца об увеличении исковых требований, в соответствии с которым в дополнении к ранее заявленным требованиям истец просит обязать ЖСК «Сортировочный»: заделать в квартире сквозные отверстия: в санузле вокруг труб на потолке, в стене, смежной с ванной комнатой, в ванной комнате в стене, смежной с санузлом, произвести замену подвесного потолка в санузле. В судебном заседании истец Дернова И.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, просила взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме *** руб., расходы по оплате экспертизы – *** руб. Истец уточнила, что она не отказывала кооперативу в предоставлении доступа в свою квартиру, была согласна на замену стояков, с условием заключения договора, предусматривающего условие о производстве ремонта в ее квартире в случае каких-либо повреждений. Такой договор с ней заключен не был. В тот день, когда первоначально производились ремонтные работы, к ней никто не обращался, каких-либо уведомлений она не получала. Представитель истца Сивачева В.В., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства истца, в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что все требования истца являются обоснованными, поскольку наличие недостатков выполненных работ подтверждено заключением экспертов ООО "А" Представитель ответчика Татаринов С.А., действующий на основании Устава и протокола заседания правления от *** (л.д.82), в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что стояки водоснабжения жилого дома находились в аварийном состоянии, в связи с чем собственниками квартир принято решение об осуществлении замены за их счет, при этом материалы были предоставлены кооперативом. Истец устно дала свое согласие на замену стояков и допуске в квартиру. 22.02.2010 у всех собственников были срезаны стояки, однако дверь в квартиру № *** никто не открыл, поэтому для обеспечения водоснабжения было принято решение производить замену стояков, минуя квартиру № *** Подключение ГВС в квартиру № *** было произведено из подвального помещения, а в квартиры № *** трубы ГВС были протянуты из соседнего подъезда через чердачное помещение. После обращения истца в жилищную инспекцию на основании выданного предписания в квартиру № *** были проведены трубы, однако система водоснабжения стала иной: новая труба ХВС меньшего диаметра входит в старую трубу больше диаметра, труба ГВС идет с верхних этажей и заканчивается на квартире истца, т.е. система тупиковая и циркуляции воды не происходит. Привести водоснабжение в соответствии с первоначальной конструкцией в настоящее время не представляется возможным, так как жители нижней квартиры № *** и верхней квартиры доступ для ремонта не предоставляют. Что касается повреждения керамической плитки, подвесного потолка и иных недостатков, то кооператив не может нести за них ответственность, так как истцом изначально была нарушена технология работ, в связи с чем все сделать аккуратно не удалось. Считает, что вины ЖСК в данном случае нет, просил в иске отказать. Представитель ответчика Русакова Н.Н., действующая на основании доверенности *** (л.д.35), в судебном заседании исковые требования не признала на том основании, что истец, не предоставив доступ в свою квартиру для производства работ по замене стояков, сама явилась виновником сложившейся ситуации, вина кооператива отсутствует, поэтому в отношении ЖСК жилищной инспекцией было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований не имеется. Третье лицо Грузинов Г.А. в судебном заседании пояснил, что стояки нуждались в замене, так как постоянно происходили затопления. У него в квартире трубы срезали, после чего работы приостановились. Со слов слесаря ему известно, что жилец нижней квартиры доступ не предоставила. Затем работы по замене стояков все-таки произвели. Третьи лица Смирнова Л.Н., Богданова М.С., Зорин М.Б., Зорина А.В., Грузинова А.И., Щеглова Н.С., Щеглова Е.А., Петрукович И.В., Петрукович Ю.С., Петрукович Е.С., Собирова И.В., Васильева М.А. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили. Ранее в судебном заседании 24.01.2012 третье лицо Смирнова Л.Н., действующая также по доверенности третьих лиц Васильевой М.А., Грузинова Г.А., Зорина М.Б., (л.д.166-168) пояснила, что в связи с тем, что стояки находились в аварийном состоянии собранием собственников было принято решение произвести их замену. Истец на собрании не присутствовала, однако объявления были вывешены заранее. В тот день, когда слесари срезали трубы и пошли в квартиру истца, им никто не открыл. В последующие дни истец также не предоставила доступ, все это время весь стояк был без воды. В итоге было решено подать воду в обход квартиры истца, что и было сделано. В настоящий момент она (Смирнова) уже вновь произвела ремонтные работы, поэтому доступ в свою квартиру больше не предоставит. Третьи лица Собирова И.В., Щеглова Н.С. в судебном заседании 24.01.2012 дали пояснения, аналогичные объяснениям Смирновой Л.Н. Суд, с учетом мнения явившихся лиц, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке. Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец Дернова И.А. является собственником квартиры № ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (т.1 л.д.9. В соответствии с Уставом ЖСК «Сортировочный», в состав кооператива входит, в том числе, жилой дом № ***. Деятельность кооператива основывается на целях согласования порядка реализации прав членов кооператива по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом, а также для осуществления деятельности по содержанию, сохранению недвижимости, распределение членами кооператива обязанностей по возмещению соответствующих издержек для обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества (п.2.1). Техническое обслуживание квартир, инженерных коммуникаций, мест и оборудования общего пользования и территорий, принадлежащих дому, осуществляется на договорных началах с обслуживающими организациями, с оплатой кооперативом расходов на условиях договора, либо наемными работниками на условиях, утвержденных правлением кооператива (п.2.3). Текущий и капитальный ремонт мест общего пользования и инженерных коммуникаций, а также капитальный ремонт квартир, производится кооперативом на основе договоров, заключенных с предприятиями, а также частными лицами (п.2.4) (т.1 л.д.83-92). В соответствии с ч.1 ст.110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. В соответствии со ст.289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290). Согласно п.1 ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме и обслуживающее более одного помещения. Из содержания ст.249 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах несут бремя расходов на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доли. В соответствии с ч.2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги включается плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества (ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ). В силу ч.5, ч.6 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены жилищного кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления кооператива. Не являющиеся членами кооператива собственники помещений в многоквартирных домах вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с жилищным кооперативом. В соответствии с п.5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлении от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В соответствии с пунктами 12,16 названных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом). В силу пунктов 10, 42 Правил управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором. При этом общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдении характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. В соответствии с п.11 Правил содержание общего имущества включает в себя, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, текущий и капитальный ремонт. Осмотры общего имущества проводятся ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления жилищного кооператива. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнитель – юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы, отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; Согласно разъяснениям, данным в преамбуле постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан). С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ремонт и содержание общего имущества, техническое обслуживание дома № ***, предоставление собственникам коммунальных услуг, осуществляет ЖСК «Сортировочный». При этом ответчик, являясь юридическим лицом (т.1 л.д.81), на возмездной основе оказывает истцу названные услуги, необходимые для удовлетворения личных, домашних потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью. С учетом названных обстоятельств, на отношения сторон распространяется действие закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» исполнитель обязать оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых такого рода услуга обычно используется. Таким образом, ответчик, являясь исполнителем услуги, должен оказывать истцу услуги надлежащего качества по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома в соответствии с требованиями законодательства, а именно «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", «Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170. Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить подачу горячей воды температурой не менее 60 градусов С, произвести перерасчет платы за подачу горячей воды ниже установленного температурного норматива за период с 02.04.2010 по настоящее время, произвести ремонтные работы по замене стояков горячего и холодного водоснабжения в соответствии с первоначально существующими инженерными конструкциями, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что на основании протокола собрания собственников квартир № *** от ***, в феврале 2010 силами ЖСК «Сортировочный» была произведена замена стояков холодного и горячего водоснабжения в подъезде жилого дома № *** (т.1 л.д.10-11, 59-61), при этом истец на указанном собрании не присутствовала. Из акта техника ЖКС «Сортировочный» Тишкаевой Н.А. от 29.02.2010 (т.1 л.д.164) следует, что 19.02.2010 от Дерновой в присутствии жильцов было получено устное согласие, 22.02.2010 старые трубы были срезаны с квартиры № *** по № ***, но в квартиру № *** доступ не был предоставлен. 23.02.2010 трубы были срезаны в квартире № *** и до 26.02.2010 весь стояк оставался без ГВС и ХВС. 25.02.2010 были срезаны трубы по кухне. По жалобам жильцов 27 и 28 февраля в обход квартиры № *** был произведен монтаж труб ГВС через второй подъезд, а в квартиру № *** через подвальное помещение, вода в квартиры была подана. Обстоятельства, изложенные в акте, подтверждаются также объяснениями представителей ответчиков, третьих лиц в судебном заседании. В связи с проведенными работами должностными лицами Госжилинспекции Свердловской области, проводившими проверку по заявлению Дерновой И.А., в квартире истца зафиксировано полное отсутствие холодного и горячего водоснабжения, по данному факту ЖСК «Сортировочный» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, составлен протокол об административном правонарушении (т.1 л.д.19-21, 25, 42-43). 02.04.2010 ответчиком ЖСК «Сортировочный» в квартире № *** были произведены работы по замене стояков ХВС и ГВС, водоснабжение восстановлено (т.1 л.д.26). Из заключения специалиста № *** от 18.01.2012 по обследованию водопроводной системы в квартире № *** (т.1 л.д.113-153) судом установлено следующее. Замена труб стояков водоснабжения в кладовой не выполнена до вентилей, находящихся в кухне. Установлены новые вентили в кладовой, не понятно, зачем. Стояки выполнены из полипропиленовых труб разного диаметра, сначала маленький диаметр (16), затем большой (32), что по нормам для стояков не допускается. В санузле стояк холодного водоснабжения выполнен из полипропиленовых труб разного диаметра. По ходу движения воды сначала идет маленький диаметр (20), затем переходит в большой диаметр (32), что не допускается для стояков. Труба диаметром 32 мм соединяется с трубой 20 мм необоснованно, так как стояк должен быть одного диаметра. Водопроводные трубы горячего водоснабжения для заполнения стояка обследуемой квартиры перекинуты по техническому этажу от стояка квартир соседнего подъезда № 2. Длина трубопровода по техническому этажу составила более 15 метров, в результате чего вся нагрузка по водоразбору горячей воды приходится на стояк подъезда № 2. Квартира № *** является конечным потребителем горячей воды из данного стояка. Стояк ГВС заканчивается в квартире № ***, никакой связи этого стояка с подвалом здания нет. Прокладка трубопровода горячей воды от стояка подъезда № 2 по техническому этажу означает, что по техническому этажу проложен стояк горячей воды. Такая прокладка стояка горячей воды не соответствует пункту 9.8 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация». По проекту жилого дома *** разводка трубопровода и заполнение стояков предусмотрены из подвала здания. Технический этаж по проекту не предназначен ни для разводки трубопроводов, ни для прокладки стояков (тупиковый водоразбор). Такое соединение трубопроводом двух подъездов, выполненные без проекта, ведут к разрегулированию системы водоснабжения, к нарушению гидравлики. Необходимо заказать с лицензированной организации выполнение проекта на изменение системы водоснабжения жилого дома и привести систему водоснабжения в соответствии с проектом. Трубы горячего водоснабжения выполнены без теплоизоляции (технический этаж не отапливается), что приводит к охлаждению воды. Трубы горячего водоснабжения выполнены без крепления к ограждающим конструкциям здания, что ведет к аварийным ситуациям, трубы лежат на подставках из кирпича, которые легко смещаются от прикосновения. В техническом этаже обнаружены не предусмотренные проектом водоснабжения жилого дома конструкции на водопроводной системе горячего водоснабжения в количестве двух штук, налицо несоответствие СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация». Таким образом, выполненные ЖСК «Сортировочный» работы по замене стояков трубопроводом ГВС и ХВС в санузле, ванной комнате и кладовой в квартире № *** и прокладка стояка горячей воды по техническому этажу не соответствует пунктам 9.8., 9.16 СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация». Изменение прокладки трубопровода с подвала на технический этаж выполняется только согласно проектной документации. Указанное заключение у суда сомнений не вызывает, поскольку полно, аргументировано, выводы заключения нормативно обоснованны, квалификация специалистов, составивших заключение, а также полномочия организации ООО "А" подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами (л.д.139-153). Выводы, содержащиеся в указанном заключении, представителя ответчика не оспорены, и по существу, соответствуют их объяснениям в судебном заседании, а также представленному ответчиком заключению специалиста № *** от 22.02.2012 (т.1 л.д.220-225), согласно которому подача горячей воды в квартиру *** была произведена из подвального помещения, а для подачи горячей воды на верхние этажи выше квартиры *** выполнено подключение от стояка соседнего подъезда, находящегося на техническом этаже жилого дома. Выполненные подключения не постоянные, а являются вынужденными, выполнены для временного водоснабжения квартир № ***; при выполнении мероприятий для более устойчивой работы системы ГВС всего дома необходимо приведение системы ГВС в соответствии с первоначальным проектом, т.е. для соединения трубопроводов (стояков) по подающей и циркуляционной линии в межэтажном перекрытии 1 и 2 этажей и демонтажа перемычки д-32мм из соседнего подъезда на техническом этаже здания. Как указано выше, в силу п.5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» стояки водоснабжения относятся к общему имуществу жилого дома, следовательно, ответственность за их надлежащее состояние несет ЖСК «Сортировочный». Согласно п.12 Приложения № 7 Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, к текущему ремонту относятся работы по установке, замене и восстановлению работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения в жилых зданиях. Учитывая изложенные обстоятельства и исследованные в судебном заседании доказательства, суд возлагает на ЖСК «Сортировочный» обязанность произвести в квартире № *** в г.Екатеринбурге ремонтные работы по замене стояков горячего и холодного водоснабжения в соответствии с первоначально существующим проектом водоснабжения жилого дома. При этом возражения представителей ответчика о наличии вины истца в том, что система водоснабжения была изменена, поскольку истец не допустила представителей кооператива для производства ремонтных работ, признаются судом необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с подп. «б» пункта 50 Правил, исполнитель вправе требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время. Указанному праву корреспондирует обязанность потребителя допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время (подп. «д» п.52). Доказательств того, что с истцом были согласованы конкретное время и дата осуществления работ по замене стояков 22 и 23 февраля 2010, ответчиком не представлено. В том случае, если истец не осуществила допуск представителей кооператива в занимаемое ей жилое помещение для выполнения необходимых ремонтных работ, ответчик был не лишен возможности требовать в судебном порядке понуждения Дерновой И.А. к исполнению указанной выше обязанности. Вместе с тем, ответчик указанным правом не воспользовался. Кроме того, замена стояков ГВС и ХВС в квартире истца была осуществлена 02 апреля 2010, истец препятствий для ремонта не создавала, в связи с чем суд приходит к выводу, что ответчик имел реальную возможность и был обязан произвести ремонтные работы в соответствии с требованиями законодательства и первоначально существующим проектом водоснабжения жилого дома. Согласно заключению специалиста № *** от 18.01.2012, температура воды в системе горячего водоснабжения в квартире № *** на момент исследования составила 50 градусов С. Температура воды в квартире ниже нормы, что не соответствует п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов С. Причина несоответствия – самовольное изменение системы водоснабжения жилого дома без проекта. Помимо заключения специалиста факт несоответствия температуры горячей воды в квартире истца установленным нормативам подтверждается письмом ***, согласно которому в результате проведенных испытаний установлено: температура горячей воды в квартире № *** составляет 44 градуса С, при норме 60-75 градусов С в соответствии с СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (т.1 л.д.28). <...> В соответствии с пунктами 9, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг» № 307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Согласно пункту 5 раздела 2 Приложения № 1 названных Правил, горячее водоснабжение должно соответствовать следующим параметрам: обеспечение температуры горячей воды в точке разбора: не менее 60 градусов С и не более 75 градусов С. В силу требований п.5.3.1 Правил и нормам технической эксплуатации жилищного фонда № 170, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С. Поскольку в судебном заседании достоверно установлен факт несоответствия температурного режима горячей воды требованиям Правил предоставления коммунальных услуг № 307, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170, СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, суд возлагает на ЖСК «Сортировочный» обязанность обеспечить подачу горячей воды в квартиру № ***, температурой не менее 60 градусов С. Согласно подп. «ж» пункта 49 Правил № 307, исполнитель обязан производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность. В соответствии с п.60 Правил, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. Поскольку в судебном заседании установлен факт того, что температура горячей воды в квартире истца составляет менее 60 градусов С, требования истца об осуществлении перерасчета размера платы являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В силу пунктов 70, 71 Правил, датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Судом установлено, что ответчик в нарушение требований п.71 Правил, акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества не составил. При таких обстоятельствах дата начала для осуществления перерасчета определяется судом согласно подпункту «а» пункта 70 Правил – с даты подачи истцом заявления, т.е. с 13.01.2011. В соответствии с п.74 Правил, период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета. Поскольку на момент рассмотрения дела нарушения температурного режима ответчиком не устранено, а доказательств обратного им не представлено, суд возлагает на ЖСК «Сортировочный» обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» по квартире № ***, в связи с подачей горячей воды ниже установленного температурного норматива за период с 13.01.2011 по 21.03.2012. По требованиям истца произвести демонтаж остатков железных труб стояков ХВС и ГВС в туалетной комнате, остатка металлического держателя бывшего полотенцесушителя в ванной комнате, произвести замену керамической плитки в ванной и туалетной комнате, заделать в квартире сквозные отверстия: в санузле вокруг труб на потолке, в стене, смежной с ванной комнатой, в ванной комнате в стене, смежной с санузлом, произвести замену подвесного потолка в санузле. В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Из заключения специалиста № *** от 18.01.2012 судом установлено следующее: при проведении ремонтных работ по замене стояков водоснабжения в санузле не демонтированы старые стальные трубы внизу на стояке, не демонтирована старая стальная труба, где стояка водоснабжения нет, не демонтирована старая стальная труба вверху на стояке водоснабжения, не заделано сквозное отверстие в плите перекрытия под вышерасположенной квартирой. Демонтаж и установка новых труб в перегородке между санузлом и ванной и в плите перекрытия выполнены неаккуратно с разрушением отделки из плитки керамической, отверстия в плитке и перегородке больше, чем диаметр трубы горячего водоснабжения, отверстия сквозные. В ванной не демонтировано полностью крепление старой стальной трубы к стене в виде металлической детали, отверстия в стене с разрушением отделки из плитки керамической. Повреждена отделка из плитки керамической в санузле и ванной. В санузле повреждено 18 штук плиток, в ванной – 15 штук. Плитка поштучно не меняется, так как подобрать цвет не представляется возможным, поэтому необходима замена плитки полностью за исключением панели. Высота панели с бордюром в санузле 83 сантиметра, в ванной – 93 см. Испорчена поверхность подвесного потолка в санузле, не демонтированы остатки стальных труб, не заменены трубы до вентилей на кухне, не заделаны сквозные отверстия. Сметная стоимость восстановительных ремонтно-строительных работ составляет ***. В акте проверки в отношении ЖСК «Сортировочный», составленном Государственной жилищной инспекцией в связи обращению истца, установлено, что после замены стояка ХВС часть старой металлической трубы не демонтирована, трубы не демонтированы между квартирами № *** и № *** (40 см от пола в квартире № ***), сквозь старую трубу протянут пластиковый трубопровод ХВС зауженным диаметром, в местах среза старой металлической трубы имеются острые края и заусеницы (т.1 л.д.46-47). Согласно ст.1095 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет. При этом вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) – п.2 ст.1098 Гражданского кодекса Российской Федерации. Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (ст.1098 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со ст.13 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителя исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки, установленной законом. В силу ст.14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков услуги, признается за любым потерпевшим, независимо от того, состоял ли он в договорных отношениях с исполнителем или нет. Вред, причиненный вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Из норм п.4 ст.13 и п.5 ст.14 Закона «О защите прав потребителей» следует, что на потребителе лежит обязанность по доказыванию факта нарушения его прав ненадлежащим оказанием услуги, а на исполнителе – обязанность по доказыванию факта неисполнения обязательства вследствие непреодолимой силы, виновных действий со стороны потребителя. В соответствии со ст.29 Закона «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Ответчиком не представлено доказательств наличия обстоятельств, освобождающих его от ответственности: причинение вреда вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил хранения, использования услуги (п.4 ст.13, п.5 ст.14 Закона «О защите прав потребителей»). При изложенных обстоятельствах ответственность за ущерб, причиненный истцу, обязан нести ответчик ЖСК «Сортировочный», с которым у истца существуют договорные отношения по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту жилого дома, и не обеспечивший надлежащее содержание общего имущества жилого дома, сохранность имущества граждан при предоставлении услуг. При этом суд учитывает, что между действиями ответчика по ремонту общего имущества и причинением истцу материального ущерба имеется прямая причинная связь (вред имуществу истца причинен именно вследствие ремонтных работ стояка, проводимых ответчиком). Заключение техника ЖСК «Сортировочный» Б. о том, что Дерновой И.А. самостоятельно изменен внешний вид, отличающийся от данных техпаспорта на жилой дом, т.е. стены покрыты кафельной плиткой (т.2 л.д.4), суд во внимание не принимает, поскольку собственник вправе производить улучшения своего имущества, осуществляя в квартире текущий ремонт, кроме того, собственник обязан поддерживать помещение в надлежащем состоянии (ст.210 Гражданского кодекса РФ, ст.30 Жилищного кодекса РФ). В соответствии с п.19 «Правил пользования жилыми помещениями", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан: а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; б) обеспечивать сохранность жилого помещения; в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; г) нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения; д) своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения. Поскольку в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств нашел подтверждение факт ненадлежащего качества ремонтных работ, выполненных ответчиком, и причинения в связи с этим ущерба имуществу истца, требования истца о возложении на ответчика обязанности по устранению выявленных недостатков является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суд возлагает на ЖСК «Сортировочный» обязанность произвести в квартире № ***: - демонтаж остатков металлических труб стояков водоснабжения в санузле, остатка металлического крепления демонтированного полотенцесушителя в ванной комнате, - замену керамической плитки в санузле и ванной комнате, за исключением панели, - ремонтных работы по заделке сквозных отверстий: в санузле в местах прохода трубопровода в плите перекрытия под вышерасположенной квартирой, в стене между санузлом и ванной комнатой, - замену подвесного потолка в санузле. Относительно требований о компенсации морального вреда в размере *** рублей, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Вина ответчика в том, что он, в нарушение Закона «О защите прав потребителей», «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» не обеспечил надлежащее содержание общего имущества жилого дома, сохранность имущества граждан при предоставлении услуг, предоставление коммунальных услуг надлежащего качества, действия ответчика повлекли за собой наступление негативных последствий в виде нравственных переживаний, связанных с дискомфортными условиями проживания в квартире, необходимости тратить время, силы, предпринимать действия по защите своих прав. В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Принимая во внимание степень вины ответчика, и характер причиненных физических и нравственных страданий, критерии разумности и справедливости, суд считает, что сумма в размере *** руб. компенсирует причинный истцу моральный вред. В удовлетворении требований в сумме, превышающей вышеназванную, суд истцу отказывает, считая ее завышенной, поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость компенсации в указанном ей размере. Истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере *** руб., в подтверждение чего представлен договор от *** и квитанции об оплате (т.1 л.д.112, 155-156, т.2 л.д.18). В силу ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя, при этом судом учитывается объем оказанных услуг, сложность дела, степень участия представителя, в связи с чем затраченная истцом сумма в размере *** рублей, по мнению суда, не отвечает требованиям разумности, поэтому подлежит снижению до *** рублей. В соответствии со ст.ст.94,98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы на оплату услуг специалистов ООО "А"» по подготовке заключения в сумме *** руб. (т.1 л.д.158-161). В силу ст.ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований в размере *** руб. (*** руб. - по требованиям, подлежащем оценке + *** руб. – по требованию неимущественного характера). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Дерновой И.А. удовлетворить частично. Возложить на ЖСК «Сортировочный» обязанность обеспечить подачу горячей воды в квартиру № ***, температурой не менее 60 градусов С. Возложить на ЖСК «Сортировочный» обязанность произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячее водоснабжение» по квартире № ***, в связи с подачей горячей воды ниже установленного температурного норматива за период с 13.01.2011 по 21.03.2012. Возложить на ЖСК «Сортировочный» обязанность произвести в квартире № ***: - ремонтные работы по замене стояков горячего и холодного водоснабжения в соответствии с первоначально существующим проектом водоснабжения жилого дома, - демонтаж остатков металлических труб стояков водоснабжения в санузле, остатка металлического крепления демонтированного полотенцесушителя в ванной комнате, - замену керамической плитки в санузле и ванной комнате, за исключением панели, - ремонтных работы по заделке сквозных отверстий: в санузле в местах прохода трубопровода в плите перекрытия под вышерасположенной квартирой, в стене между санузлом и ванной комнатой, - замену подвесного потолка в санузле. Взыскать с ЖСК «Сортировочный» в пользу Дерновой И.А. компенсацию морального вреда в размере *** рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей, расходы по оплате услуг специалиста в размере *** рублей. Взыскать с ЖСК «Сортировочный» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере ***. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Судья: Ю.В.Матвеева