Дело № 2-1216/2012
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2012 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 апреля 2012 года г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Волковой И.Ю.
при секретаре Солдатовой О.С,
с участием истца Мокринской Е.А., представителя ответчика Мамоновой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мокринской Е.А. к закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности произвести перерасчет коммунальных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Мокринская Е.А. обратилась в Железнодорожный районный суд города Екатеринбурга с иском к ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности произвести перерасчет коммунальных платежей апрель, мая, июнь 2011 года исходя из числа двух человек фактически проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.
В обоснование исковых требований указала, что является нанимателем квартиры *** в дома по ***, жилая площадь квартиры 47 кв.м. В указанной квартире проживает совместно с *** дочерью. Коммунальные услуги оплачивала своевременно, задолженности не имела. В апреле, мае и июне 2011 года Управляющей компанией были выставлены счета на оплату коммунальных услуг с указание суммы в пять раз превышающую обычную, в квитанции было указано, что в квартире проживает 10 человек. На неоднократные просьбы произвести перерасчет в Управляющей компании ответили отказом. Своими действиями ответчик нарушает действующее законодательство, в связи с чем просит признать произведенный расчет платы за коммунальные услуги недействительным, обязать ответчика произвести расчет оплаты, исходя из того, что в квартире зарегистрировано и проживают два человека.
В судебном заседании Мокринская Е.А. исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что не согласна с произведенными начислениями, в ее квартире никогда не проживало десять человек. В феврале 2011 года к ней приходили представители Управляющей компании с соседями для осмотра квартиры, но истец их не пустила, в квартиру представили ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» не заходили и не видели, кто там проживает. Акты в присутствии истца не составляли, Мокринскую Е.А. с ними не знакомили. В феврале 2011 года в квартире истца она проживала также вдвоем с дочерью и к ней в гости приезжала мама, иных посторонних лиц в квартире не было.
Представитель ответчика ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» - Мамонова К.С., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать, поддержав доводы письменного отзыва, в котором указано, что 22.02.2011 комиссией в составе представителей эксплуатирующей организации ООО «М.» и в присутствии соседей составлен акт о фактическом проживании, в котором указано, что с февраля 2011 года в квартире ***, проживают граждане в количестве 10 человек. На основании указанного акта ООО «Е.» было дано распоряжение производить начисления согласно числу фактически проживающих граждан. Обоснованность составления подобных актов вытекает из действующего законодательства Российской Федерации и является единственно возможным способом фиксации факта проживания в квартире незарегистрированных лиц. Так, согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Согласно п.п. «д» п. 38 Правил в платежном документе указываются: сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе, в связи с проживанием временных жильцов. Таким образом, за квартирантов, как временных жильцов, собственник должен производить оплату потребляемых ими коммунальных услуг. Действуя по аналогии (ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) и в силу п. 49 Правил (п. «н») исполнитель обязан по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта). Таким образом, обоснованность составления акта о фактическом проживании предусмотрена законодательством РФ и нарушений в начислении собственнику квартиры *** согласно количества фактически проживающих граждан, не имеется. После того, как истцом были установлены приборы учета, начисления за 8 фактически проживающих в квартире были сняты.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что нанимателем квартиры *** является Мокринская Е.А., что подтверждается квитанциями на оплату коммунальных услуг и ответчиком не оспаривается.
Согласно справке Центра по приему и оформлению документов граждан на регистрацию по месту жительства от 20.02.2012 (л.д.27) в названной квартире с *** зарегистрирована Мокринская Е.А. С *** – ее дочь Мокринская К.Д.
Между истцом и ответчиком ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» заключен договор оказания услуг по содержанию жилья и предоставлению коммунальных услуг, что подтверждается представленными истцом квитанциями, согласно которых ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» является получателем платежей за коммунальные услуги и содержание жилья (л.д.17-23, 35-46), следовательно, отношения между истцом и управляющей компанией регулируются нормами Закона «О защите прав потребителя».
Согласно п. 2 постановления Главы города Екатеринбурга от 24.06.2004 N 710 "О развитии централизованной системы начисления, сбора и учета платежей населения за жилье и коммунальные услуги" (с изменениями от 26.09.2006) функции по начислению платежей населению (с учетом предоставляемых льгот и субсидий), а также сбору денежных средств, поступающих в оплату за жилье и коммунальные услуги по муниципальному жилищному фонду, исполняются централизованно ООО "Е." (ООО "Е.") на основании агентских договоров с организациями, исполняющими функции по управлению муниципальным жилищным фондом, такими, как ЗАО УК «РЭМП Железнодорожного района».
Пунктом 3 указанного постановления утверждена Типовая форма агентского договора на оказание услуг по начислению, сбору и учету платежей населения за жилье и коммунальные услуги, заключаемого ООО "Е." с организациями, исполняющими функции по управлению муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с Типовой формой агентского договора на оказание услуг по начислению, сбору и учету платежей населения за жилье и коммунальные услуги предметом договора является совершение ООО "Е." в интересах организации, исполняющей функции по управлению муниципальным жилищным фондом, от своего имени работ по приему указанных денежных средств на свой расчетный счет, их учету в лицевых счетах и последующему перечислению соответствующей организации (п. 1.1.2).
Из квитанций следует, что за апрель, май и июнь 2011 года начисление платы за коммунальные услуги производилось из расчета 2 зарегистрированных и 10 фактически проживающих гражданин (л.д. 44-46). Общая сумма денежных средств, начисленных за предоставленные коммунальные услуги составила за три месяца *** руб. *** коп.
Начисление платы за коммунальные услуги произведено ООО «Е.» на основании поручения Управляющей компании и информации о количестве проживающих граждан, в соответствии с которой в квартире *** проживает 10 человек без регистрации.
Вместе с тем, суду ответчиком ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» не представлено сведений о том, на основании чего в ООО «Е.» предоставлена названная информация, доказательств фактического проживания в квартире истца 10 человек, в то время как в соответствии с Законом «О защите прав потребителя» именно за ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» возложена обязана доказать правильность расчета платы за предоставленные услуги.
В обоснование обоснованности вышеуказанных начислений, представитель ответчика сослался на акт от 22.02.2011.
Однако, указанный акт не может быть положен в основу правильности расчета начислений, исходя из 10 фактически проживающих лиц в квартире ***, поскольку с достоверностью не отражает момент заселения таковых, период проживания. Иных доказательств обоснованности сведений, изложенных в акте, не представлено.
Вместе с тем, в судебном заседании, свидетель О., К. показала, что в квартире *** не проживали когда-либо одновременно десять человек, также показала, что в вышеуказанной квартире она периодически останавливается, приезжая к дочери в гости на несколько дней. В феврале 2011 года также находилась у дочери в гостях, сотрудники ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» и соседи для составления акта о том, кто проживает в квартире не заходили.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку перед допросом она предупреждалась об уголовной ответственности, ее показания со стороны ответчика ничем не опровергнуты.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемому органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Суд приходит к выводу о нарушении ответчиком ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» прав истца и необоснованному начислению ей платы за коммунальные услуги на 2 зарегистрированных и 10 фактически проживающих (без регистрации) граждан в период с апреля по июнь 2011 года и об обоснованности требований истца в части возложения обязанности по производству перерасчета исходя из фактически проживающих и зарегистрированных 2 человек.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере *** руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Мокринской Е.А. к закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» о возложении обязанности произвести перерасчет коммунальных платежей удовлетворить.
Возложить на закрытое акционерное общество «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» обязанность произвести перерасчет коммунальных платежей начисленных Мокринской Е.А. за апрель, мая, июнь 2011 года исходя из числа двух человек фактически проживающих в жилом помещении, расположенном по адресу: ***.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» в доход государства государственную пошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
В суд кассационной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу и при условии предварительного апелляционного обжалования.
Судья И.Ю. Волкова