дело № 2-1534/2012 - решение от 06.06.2012 по иску Феденева Ф.А. к ГУ «УПФ Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга» о признании права на досрочное назначение пенсии, назначении и выплате пенсии



Дело № 2-1534/2012 Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2012 года РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 06 июня 2012 года

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Юшмановой Г.В.,

при секретаре Тарханаевой Н.Ш.,

с участием истца Феденева Ф.А., представителя ответчика ГУ «Управление пенсионного фонда России в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга» Хмеленина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Феденева Ф.А. к Государственному учреждению «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга» об установлении тождества наименований организаций, признании права на досрочное назначение пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении и выплате пенсии с момента обращения в пенсионный фонд,

УСТАНОВИЛ:

Феденев Ф.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области об установлении тождества наименований организаций, признании права на досрочное назначение пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с момента обращения в пенсионный фонд.

В судебном заседании исковые требования поддержал, просит установить тождество наименований учреждения «Скорая медицинская помощь» и учреждения «Станция скорой медицинской помощи», включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с ***, с *** по *** в должности *** в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь»; а также периоды с ***, с ***, с ***, с *** - нахождение на курсах усовершенствования; обязать ответчика назначить и выплачивать пенсию с момента обращения в Управление пенсионного фонда, то есть с 20.01.2012. Указав, что 20.01.2012 он обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что им к моменту обращения был выработан стаж 30 лет, установленный для назначения досрочной трудовой пенсии. Пенсионный фонд в назначении пенсии отказал, исключив из стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии, вышеуказанные периоды работы. По мнению истца, ответчик отказал в назначении пенсии по формальным основаниям, указав на то, что наименование учреждения «Скорая медицинская помощь» не соответствует утвержденным спискам. Считает отказ необоснованным. По мнению истца, муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь» и муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» имеют тождественные наименования медицинских учреждений. Все эти годы он работала в одном и этом же учреждении, менялись лишь названия последнего, им исполнялась только лечебная работа. Считает также необоснованным отказ во включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах усовершенствования, поскольку деятельность по оказанию медицинской помощи по своему характеру требует поддержания квалификации лиц, оказывающих такую помощь, на высоком профессиональном уровне.

Представитель ответчика Хмеленин С.А., действующий на основании доверенности *** (копия на л.д. 63), исковые требования не признал, считает отказ Пенсионного фонда в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости правомерным. Представитель ответчика указал, что Пенсионный фонд руководствовался действующими нормативными актами, в том числе, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, которым утвержден «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (применяемым по периодам работы до 01.11.1999); Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, применяемым по периодам с 01.11.1999 до 12.11.2002; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, которым утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», применяемым по периодам работы с 12.11.2002; а также «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Наименование учреждения «Скорая медицинская помощь», в котором работал истец, не соответствует спискам, утвержденным для назначения досрочной трудовой пенсии. Данный список расширительному толкованию не подлежит, а Управление не вправе самостоятельно решать вопросы о тождественности наименования учреждения. Относительно периодов, которые истец находилась на курсах по усовершенствованию, представитель ответчика пояснил, что данные периоды не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, поскольку в указанные периоды лечебная деятельность по охране здоровья населения не осуществлялась. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Из объяснений сторон и материалов дела, в частности Решения об отказе в установлении пенсии № *** (л.д. 9 - 12) видно, что при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ответчик исключил периоды работы:

- с ***, с *** в должности *** в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь»;

- с ***, с ***, с ***, с *** – периоды нахождения на курсах усовершенствования.

Факт работы Феденёва Ф.А. в МУ «Скорая медицинская помощь» в указанные периоды работы ответчиком не оспариваются, как не оспаривается и характер выполняемой им работы.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, Феденёв Ф.А. обратился в Пенсионный фонд для решения вопроса о назначении досрочной пенсии 20.01.2012 (л.д. 42 - 43).

На период обращения истца в Пенсионный Фонд Российской Федерации действовал Федеральный Закон Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного настоящим законом возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 3 указанного Закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с данным положением Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, которым утвержден Список должностей, профессий, специальностей, учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а также Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости таким лицам.

В пункте 3 Правил указано, что в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, засчитываются периоды работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в разделе «Наименование учреждений» Списка и в должности, поименованной в разделе «Наименование должностей» этого же Списка.

Ответчик при отказе в назначении пенсии указал на то, что Списком поименована должность «врач-специалист всех наименований», однако не предусмотрена работа в учреждении «скорая медицинская помощь», Списком предусмотрена работа лишь в учреждениях «станция скорой медицинской помощи» и «станция скорой и неотложной медицинской помощи».

Вместе с тем, из представленного Устава Муниципального учреждения «Скорая медицинская помощь», зарегистрированного Управлением государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Администрации г. Екатеринбурга 13.09.1993 приказ № 495 (л.д. 20 - 23) видно, что муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь» является учреждением здравоохранения, предназначенным для оказания медицинской помощи населению г. Екатеринбурга, основными целями деятельности МУ «Скорая медицинская помощь» является охрана здоровья населения и обеспечение конституционного права граждан на медицинскую помощь. В соответствии с поставленными целями задачами учреждения являются:

- обеспечение комплексных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидизации населения;

- осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи населению города;

- внедрение новых видов диагностики, лечения, принципов оказания медицинской помощи, в том числе на дому;

- поддержание в надлежащем санитарно-техническом состоянии лечебно-профилактического учреждения;

- иная деятельность, направленная на развитие системы здравоохранения, не запрещенная законом.

Как видно из материалов гражданского дела, в Устав МУ «Скорая медицинская помощь» неоднократно вносились изменения и дополнения». Так, приказом начальника Управления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности *** от 15.11.1994 внесены дополнения, в которых говорится о том, что МУ «Скорая медицинская помощь» является правопреемником «Станции скорой медицинской помощи».

Приказом начальника Управления государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности *** от 14.11.1997, внесены изменения в Устав, МУ «Скорая медицинская помощь» переименовано в МУ «Станция скорой медицинской помощи» (л.д. 20).

Из справки о переименованиях муниципального казенного учреждения «Станция скорой медицинской помощи им.В.Ф.Капиноса» видно, что учреждение несколько раз меняло наименование: создано в 1987 году как «Станция скорой и неотложной медицинской помощи» путем выделения из состава Городской клинической больницы скорой медицинской помощи, в 1993 году переименовано в муниципальное учреждение «Скорая медицинская помощь», в 1997 году переименовано в муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи». С 10.08.2004 муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» переименовано в муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса», с 01.09.2011 муниципальное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» было переименовано в муниципальное казенное учреждение «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса» (л.д. 31), и существует под данным наименованием по настоящий момент.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитывается работа в должности «врача - специалиста всех наименований» в учреждении «станция скорой медицинской помощи» и «станция скорой и неотложной медицинской помощи».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истец в спорный период фактически работал в муниципальном учреждении «станция скорой медицинской помощи» поскольку учреждение является лечебным учреждением, реализующим деятельность по охране здоровья населения и обеспечение конституционного права граждан на медицинскую помощь, имели место лишь переименования одного и того же учреждения.

При этом судебное решение об установлении тождества наименований учреждения «Скорая медицинская помощь» наименованию учреждения «Станция скорой медицинской помощи» не требуется, поскольку, как указано выше, в судебном заседании установлено, что истец работал в одном и том же учреждении, являющимся именно «Станцией скорой медицинской помощи».

Также одним из оснований отказа в назначении досрочной пенсии явились положения пункта 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», в соответствии с которым в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитываются периоды работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. В связи с изложенным истцу отказано во включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов нахождения на курсах усовершенствования.

Данный отказ также признается судом необоснованным.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Как видно из материалов дела Феденёв Ф.А. направлялся на тематическое усовершенствование по циклу «Реанимация и интенсивная терапия» с *** приказом МУ «Станция скорой медицинской помощи» № *** (л.д. 73); на профессиональную переподготовку по специальности «Скорая медицинская помощь» в период с *** приказом МУ «Станция скорой медицинской помощи» № *** (л.д. 74); на специализацию по циклу «Диагностика и неотложная помощь при острых отравлениях и неотложных состояниях» с *** приказом МУ «Станция скорой медицинской помощи» № *** (л.д. 75); на специализацию по циклу «Неотложная помощь при острых отравлениях на догоспитальном этапе» с *** приказом МУ «Станция скорой медицинской помощи» № *** (л.д. 76); на специализацию по циклу «Реанимация в условиях СМП» с *** приказом объединения «Скорая медицинская помощь» (л.д. 78).

Поэтому период нахождения на курсах является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

То, что в период нахождения истца на курсах повышения квалификации и на курсах по усовершенствованию работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании, доказательств обратного не представлено.

Судом также учитывается, что в соответствии со статьей 54 Федерального закона 22июля1993года № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (действовавших в спорные периоды) право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», до 01 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста; сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, связанной с лечебной деятельностью.

С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о включении периода работы с ***, с *** в должности *** в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь»; с ***, с ***, с ***, с *** – периоды нахождения на курсах усовершенствования в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, что специальный стаж истца на момент подачи заявления в Пенсионный фонд 20.01.2012 с учетом включения указанных периодов превышает необходимые 30 лет. При таких обстоятельствах у Феденёва Ф.А. возникло право на назначение и выплату досрочной пенсии с момента обращения в Пенсионный фонд.

Соответственно у ответчика возникает обязанность по начислению и выплате пенсии истцу с момента обращения – с 20.01.2012.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Феденева Ф.А. к Государственному учреждению - «Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга» об установлении тождества наименований организаций, признании права на досрочное назначение пенсии, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении и выплате пенсии с момента обращения в пенсионный фонд удовлетворить частично.

Включить Феденеву Ф.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, следующие периоды работы:

- с ***, с *** в должности *** в Муниципальном учреждении «Скорая медицинская помощь»;

- с ***, с ***, с ***, с *** – периоды нахождения на курсах усовершенствования.

Обязать Государственное учреждение "Управление пенсионного фонда России в Железнодорожном районе г. Екатеринбурга Свердловской области" назначить Феденеву Фёдору Александровичу в установленном законом порядке досрочную пенсию с момента обращения, то есть с 20 января 2012 года.

В удовлетворении иска об установлении тождества названий учреждений – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Г.В. Юшманова