Дело № 2-3086/2012 Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2012 года РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 23 октября 2012 года г. Екатеринбург Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Защихиной Р.Ф. при секретаре Вершининой М.П., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Баранской М.В., представителя ответчика Вороновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, установил: прокурор Железнодорожного района г.Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в районе дома 33 по ул. Ереванской и дома № 19 по ул. Тагильской в городе Екатеринбурге. В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга, установлен факт организации несанкционированного размещения отходов различного вида в районе дома 33 по ул. Ереванской и дома № 19 по ул. Тагильской в городе Екатеринбурге, что подтверждено актом специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Орджоникидзевском районе и Железнодорожном районе г.Екатеринбурга. Размещение отходов на территории, для этих целей не предназначенной, является нарушением требований Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» и Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на органы местного самоуправления в силу положений Закона РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования «город Екатеринбург». Поскольку в соответствии с пунктом 1.4.3. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории МО «город Екатеринбург», утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 23.04.2002 № 19/4, организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возложена на администрации районов в городе, а несанкционированное размещение отходов выявлено на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга, обязанность по его ликвидации прокурор просил возложить на ответчика. В судебном заседании старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга Баранская М.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что ко дню судебного разбирательства указанная свалка мусора не ликвидирована. Просила установить двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу для ликвидации свалки по ул. Тагильской и срок до 01.06.2013 для ликвидации свалки по ул. Ереванской. Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга Воронова А.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, указав на то, что не оспаривает обязанность ответчика по организации работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий и готовности в срок, заявленный прокурором, ликвидировать свалку на ул. Тагильской. На ул. Ереванской свалка организована внутри брошенных сараев, которые подлежат сносу. В 2012 году не запланированы средства на их снос, поэтому планируется их снос на 2013 год. Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992). Как видно из искового заявления, предметом иска являются требования относительно обеспечения ответчиком благоприятных и безопасных условий проживания граждан. При этом несоблюдение указанных требований создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу как лиц, проживающих в близко расположенных со свалками многоквартирных домах, так и неопределенного круга лиц. Таким образом, суд полагает, что прокурор Железнодорожного района г. Екатеринбурга правомерно обратился в суд с настоящим иском, поскольку невозможно определить конкретный круг лиц, чьи права затрагиваются в результате нарушения ответчиком требований по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан. В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации земельными участками общего пользования являются участки, не закрытые для общего доступа, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации. Статья 8 Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года закрепляет право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). В силу подпункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение закреплено в части 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998. Законом Свердловской области 12.10.2004 № 95-ОЗ муниципальное образование город Екатеринбург наделен статусом городского округа. Решением Екатеринбургской городской Думы № 19/4 от 23.04.2002 утверждены «Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования «город Екатеринбург», согласно пунктам 1.4.3. и 1.4.4. которых организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается на администрации районов в городе, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий и сооружений. Администрации районов в городе определяют границы и организуют деятельность юридических и физических лиц по содержанию территорий, если иное не установлено правовыми или иными нормативными актами органов местного самоуправления муниципального образования «Город Екатеринбург». Совокупность приведенных правовых норм подтверждает обоснованность исковых требований, предъявленных прокурором к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, поскольку из их системного анализа следует, что обязанность по обеспечению исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований по содержанию земель общего пользования на территории Железнодорожного района муниципального образования «город Екатеринбург» возложена на ответчика, однако надлежащим образом им не выполняется, что подтверждено актом обследования от 31.08.2012, составленным специалистом-экспертом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Орджоникидзевском и Железнодорожном районе города Екатеринбурга» (л.д.12-13), из которого следует, что в Железнодорожном административном районе г. Екатеринбурга, на земельном участке вблизи жилых домов № 33 по ул. Ереванской и № 19 по ул. Тагильской имеются несанкционированные свалки бытового и строительного мусора. Указанные доказательства не опровергнуты, сомнений в достоверности не вызывают и подтверждают факт наличия несанкционированной свалки, которая могла и должна была быть обнаружена ответчиком самостоятельно при надлежащем осуществлении его уставной деятельности. Ответчиком не отрицалось, что указанная территория, на которой организована свалка, относится к землям общего пользования МО «город Екатеринбург». Доказательств иному ответчиком согласно требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. Таким образом, судом установлено, что несанкционированные свалки существуют длительное время и до настоящего времени не ликвидированы, что нарушает права жителей района на благоприятную среду обитания. Ответчик обязанность по поддержанию земель общего пользования в соответствии с требованиями экологических и санитарно-эпидемиологических требований не выполняет, следовательно, исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, с учетом положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющей право прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, - суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок две недели с момента вступления решения суда в законную силу для ликвидации свалки по ул. Тагильской, 19 и до 01.06.2013 для ликвидации свалки по ул. Ереванской, 33, находя их достаточными и учитывая, что об ином сроке ответчик не ходатайствовал и не представил доказательств невозможности исполнения обязанности в указанные сроки. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить. Обязать Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные: - по ул. Ереванской, 33 в г. Екатеринбурге в срок до 01.06.2013; - по ул. Тагильской 19 в г. Екатеринбурге в срок две недели с момента вступления решения в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга. Председательствующий Р.Ф. Защихина