ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР



ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

г. Самара 28 июля 2010 г.

Судья Железнодорожного районного суда г. Самары Горбунов Н.М.

с участием государственного обвинителя Семыкиной Т.Е.

подсудимого Новикова М.В.

защитника – адвоката Бондаренко П.В.

при секретаре Борисовой Т.Н.

а также потерпевшей А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

НОВИКОВА М. В.

4 января 1973 года рождения, уроженец г. А., гражданин РФ, разведен, образование среднее специальное, не работает,

регистрации не имеет, фактически проживает: республика Мордовия,

г. А., юридически не судимый,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Новиков М.В. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, при следующих обстоятельствах:

22 января 2010 года в вечернее время, более точное время следствием не установлено, Новиков М.В., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в кв. по ул. 3., где на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, имея умысел на причинение А. тяжких телесных повреждений, умышленно нанес ей не менее двух ударов в лобную часть головы и не менее восьми ударов по ребрам и телу А., то есть в места расположения жизненно важных органов, причинив ей, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 04-8м/1278 следующие повреждения: закрытую травму левой половины груди: перелом 4 и 5 ребер, гемопневмоторакс, которая является опасной для жизни, следовательно, причинило тяжкий вред здоровью А.., а также побои. После чего А. выгнала Новикова М.В. из квартиры, а последний с места происшествия скрылся.

В судебном заседании подсудимый Новиков М.В. виновным себя в предъявленном ему обвинении признал частично и показал, что постоянного места жительства в г. Самаре он не имеет, поэтому вместе со своей сожительницей К. жил у своих знакомых А.и Р. В ходе проживания у них с А. начались скандалы. Точную дату он не помнит, примерно в 18-19 часов он с К. пришел домой. После ужина легли спать, однако А. продолжала пьянствовать и ночью начала кричать, ругалась на К., и выгоняла ее из дома. Ругалась она потому, что находилась в состоянии алкогольного опьянения. Он попросил А. успокоиться, однако она продолжала ругаться. Он один раз ударил А. рукой по лицу или по голове и нанес ей два удара по телу, чтобы успокоить. Затем он схватил А. за ногу, отчего та упала на пол и успокоилась. На следующий день он ушел, а А.находилась дома. Через день вызвали скорую помощь, так как А. стала жаловаться на здоровье. Умысла на причинение тяжкого вреда здоровью А. у него не было.

Виновность подсудимого Новикова М.В. в совершенном преступлении подтверждается следующими доказательствами:

Потерпевшая А. пояснила, что она проживает в доме Р., а затем к ним приехал ее знакомый Новиков со своей сожительницей К. и стали жить у них. 22 января 2010г. вечером Новиков пришел домой в нетрезвом состоянии, не давал им покоя, а потом нанес ей рукой три удара по голове, отчего у нее заболела голова. Она отошла покурить и присела на стул, а Новиков выражаясь нецензурной бранью, ударил ее несколько раз сзади по пояснице. Затем Новиков стал наносить ей удары рукой по обоим бокам, сломав ей ребра. Ударов он ей нанес много, точное количество сказать нее может. Р. пытался остановить избиение. Затем все успокоились и легли спать. На следующий день ей стало плохо, и ее положили в больницу, где ей сделали три операции. Кроме Новикова ее никто не бил. Считает, что Новиков ее избил за то, что она предлагала им съехать с квартиры.

Допрошенный в качестве свидетеля Р. пояснил, что А. является у него квартиранткой, и оказывает ему помощь по хозяйству. Также у него проживали знакомые А. Новиков с К.. 22 января 2010 года, когда домой в нетрезвом состоянии пришел Новиков, то у них с А. произошел скандал, и они подрались. При этом А. лежала на кровати, а Новиков подошел к ней начал выражаться нецензурной бранью и нанес А. один удар по голове рукой и два удара по груди. Наносил ли еще Новиков удары А., он не знает, так как в комнате было темно. На следующий день А.положили в больницу.

Свидетель К. пояснила, что Новиков приходится ей сожителем. В связи с отсутствием у них места жительства они проживали у А. 19 января 2010г. они поужинали, выпили и легли спать, а А. продолжала пьянствовать. Примерно в 22 часа А., которая находилась в нетрезвом состоянии, стала ругаться на нее нецензурной бранью и выгонять из дома. Новиков стал успокаивать А., но та стала кричать на Новикова и пинать его ногами. Затем Новиков ударил А. рукой по затылку и схватил ее за ногу, от чего А. упала на пол и успокоилась. Затем легли спать. Других ударов она не видела. Через три дня А. госпитализировали в больницу. 22 января 2010 года они вместе не ужинали, спиртное не распивали, вечером и ночью какого-либо скандала у них не было. Новикова характеризует с положительной стороны, однако имел места факт ее избиения Новиковым.

Допрошенная в качестве свидетеля следователь С. пояснила, что она осуществляла предварительное расследование по данному уголовному делу. Показания все лица давали добровольно, без принуждения. Она записывала в протокол те сведения, которые ей сообщали. Протоколы допрашиваемые читали сами, и она им оглашала содержимое протоколов вслух, протоколы добровольно были подписаны. Во время допроса от допрашиваемых лиц был запах перегара, но все они находились в адекватном состоянии.

Кроме того, виновность Новикова М.В. подтверждается следующими материалами дела:

-заявлением потерпевшей о привлечении к уголовной ответственности Новикова М.В. л.д.6, 60); рапорт об обнаружении преступления л.д.11); протокол принятия устного заявления л.д.12); протокол осмотра места происшествия л.д.15-16); справка из больницы л.д.17); протокол явки с повинной л.д.20, 64); заключение судебно-медицинской экспертизы № 04-8м/1278, согласно которой А. причинены следующие повреждения: закрытая травма левой половины груди: перелом 4 и 5 ребер, гемопневмоторакс, которая является опасной для жизни, следовательно, причинило тяжкий вред здоровью А.. л.д.54-58).

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что действия Новикова М.В. необходимо квалифицировать по ст.111 ч.1 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Вина подсудимого Новикова М.В. в совершении данного преступления доказана полностью совокупностью собранных по делу доказательств.

К показаниям подсудимого Новикова в части непризнания вины суд относится критически, расценивая их как способ защиты своих прав.

В судебном заседании оглашались показания Новикова, которые он давал в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого, из которых следует, что 22.01.2010г. он находился дома, по адресу: ул.3.. Поужинав, все легли спать, ночью более точное время указать не может, проснулся от того, что А. начала кричать и ругаться на К. нецензурной бранью, при этом А.стала выгонять К. из дома. Он встал с постели и попросил А. успокоиться, она стала ругаться на него и пинать его ногами. Он попытался успокоить А., но она продолжала наносить ему удары ногами. Он один раз ударил А. в лоб и нанес ей два удара по ребрам, чтобы успокоить. На следующий день А. стало плохо, и ее госпитализировали л.д. 69-70).

Из оглашенных показаний обвиняемого Новикова следует, что показания в качестве подозреваемого он полностью подтверждает л.д. 110-111).

В судебном заседании Новиков подтвердил свою явку с повинной, а также показания, что он ударил А. в область головы и по телу, возможно и по ребрам.

В судебном заседании оглашались также показания потерпевшей и свидетелей.

Из оглашенных показаний потерпевшей А. следует, что 22 января 2010г. после ужина и распития спиртных напитков легли спать. Однако она решила выпить еще и стала что-то кричать. Новиков встал с постели и стал наносить ей удары. Куда конкретно бил она не помнит. От ударов она упала на пол. Избивал он ее примерно 2-3 минуты, отчего у нее заболел бок. Затем все успокоились и легли спать. На следующий день ей стало плохо, и ее положили в больницу л.д.28-30).

Из оглашенных показаний свидетеля Р. следует, что 22 января 2010 года он проснулся от крика и ругани А. на К. При этом А. выражалась нецензурной бранью и выгоняла К. из дома. Новиков успокаивал А., которая стала также ругаться на Новикова и пинать его ногами. Затем Новиков нанес А. один удар по лицу рукой и схватил ее за ногу, отчего А. упала на пол и успокоилась. Затем он лег спать л.д.38-39).

Из оглашенных показаний свидетеля К. следует, что 22 января 2010г. они поужинали, распили спиртное и легли спать. Проснулась она от крика А., которая ругалась на нее нецензурной бранью и выгонять из дома. Причину данных криков она не знает. Новиков стал успокаивать А., но та стала кричать на Новикова и пинать его ногами. Затем Новиков ударил А. рукой по лицу и схватил ее за ногу, от чего А. упала на пол и успокоилась. На следующий день А. госпитализировали в больницу л.д.61-62).

Давая оценку показаниям участников процесса, суд исходит из того, что подсудимый Новиков и его сожительница – свидетель К. заинтересованы в исходе дела, находятся в неприязненных отношениях с потерпевшей А., которая выгнала их из дома, поэтому показания данных лиц как в ходе предварительного следствия, так в суде направлены на возможность смягчить Новикову наказание за содеянное. Поэтому к их показаниям суд относится критически. Данный вывод суда подтвержден тем фактом, что Новиков и К. неоднократно меняли показания, как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании. При этом, показания менялись, как по обстоятельствам причинения телесных повреждений А., так и дата произошедшей ссоры с А., Новиковым и К. неоднократно изменялась, с целью возложить виновность в причинении тяжкого вреда здоровью А. на других лиц, а не на Новикова. В тоже время показания Новикова и К. также частично противоречат друг другу.

Показания свидетеля Р., ни каким образом не опровергают виновность Новикова в совершенном преступлении, так как он подтверждает факт нанесения Новиковым удара по голове А. и по груди, а других ударов он не видел, в связи с тем, что в комнате было темно.

Оценивая показания потерпевшей А., суд приходит к выводу, что в совокупности данные ею показания, как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании достоверно подтверждают тот факт, что 22 января 2010 года Новиков действительно причинил ей телесные повреждения, в результате чего на следующий день она была госпитализирована в больницу.

Показания свидетеля С. суд считает достоверными, так как следователь не является заинтересованным лицом по делу. Поэтому показания других участников процесса о том, что показания в ходе следствия следователем неверно зафиксированы, являются надуманными.

Анализируя собранные доказательства, суд считает доказанным тот факт, что Новиков умышленно причинил тяжкие телесные повреждения А. на почве возникших личных неприязненных отношений, вызванных ссорой, нанеся потерпевшей удары в жизненно важные органы тела - в голову, по телу, по ребрам. При этом удары Новиковым нанесены были с приложением значительной физической силы, о чем свидетельствует тот факт, что удары привели к переломам ребер и возникновению у потерпевшей тяжкого вреда здоровью. Совокупность обстоятельств совершенного преступления, таких как локализация, характер, способ нанесения ранения, свидетельствует о том, что повреждение Новиковым причинялось умышленно, с целью нанесения опасных ранений. Результатом совершенного явилось причинение тяжкого вреда здоровью А., что подтверждено экспертным заключением. Из данного судебно-медицинского заключения следует, что А. причинен тяжкий вред здоровью, что создало опасность для ее жизни. Оснований не доверять данному экспертному заключению не имеется. Причинение А. вышеуказанных тяжких телесных повреждений, опасных для ее жизни, находится в причинно-следственной связи между действиями Новикова и наступившими последствиями у А. Таким образом, Новиков осознавал общественную опасность своих действий, что он именно посягает на здоровье А., предвидел и желал, чтобы его действия причинили тяжкие телесные повреждения потерпевшей.

Показания Новикова о том, что ссору начала А., судом оцениваются, как противоправность поведения потерпевшей, и является смягчающими наказание обстоятельствами. Однако каких-либо действий А. в момент предшествующий совершению Новиковым преступления, которые бы являлись основанием для признания действий Новикова совершенных в состоянии аффекта, не имеется, и оснований для переквалификации действий подсудимого суд не усматривает. Какими-либо предметами А. Новикову не угрожала и опасности для жизни и здоровья Новикова А. не создавала.

Показания Новикова о том, что он не желал наступление таких последствий А. от его ударов, даны с целью защиты своих прав.

Результатом получения А. повреждений, стало избиение именно Новиковым, а не других лиц. Об этом свидетельствуют показания, как самой потерпевшей, так и очевидцев происшествия, подтвержденных материалами дела.

При определении вида и размера наказания подсудимому суд учитывает характер, степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, который вину частично признал, в содеянном раскаялся, юридически не судимый, по месту жительства участковым инспектором характеризуется отрицательно, со слов Новикова он имеет несовершеннолетнего ребенка, а также состоит на учете в тубдиспансере с подозрением на туберкулез.

Суд учитывает явку с повинной Новикова М.В. и противоправность поведения потерпевшей, явившегося поводом для совершения преступления, как обстоятельства, смягчающие наказание.

Вместе с тем, учитывая мнение потерпевшей о более строгом наказании виновного, а также тот факт, что исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось для Новикова недостаточным, то при данных обстоятельствах исправление и перевоспитание Новикова М.В. возможно только в условиях изоляции от общества.

Решая вопрос о гражданском иске, суд исходит из того, что в судебном заседании потерпевшая А. заявила исковые требования о возмещении материального ущерба в размере 1000 рублей в связи с затратами на лечение, и морального вреда в сумме 50000 рублей, так как в результате избиения она получила физические и нравственные страдания. Подсудимый Новиков в судебном заседании иск не признал.

В соответствии со ст.1101 ГК РФ, с учетом разумности и справедливости, учитывая характер причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда суд считает необходимым и достаточным взыскать в счет возмещения морального вреда 10000 рублей.

Материальные требования документально не подтверждены и поэтому подлежат оставлению без рассмотрения, что не лишает право потерпевшую на предъявления иска в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать НОВИКОВА М. В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.111 ч.1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 2 (двух) лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания Новикову М.В. исчислять с 28 июля 2010 года.

Зачесть в срок отбытия наказания Новикову М.В. срок его содержания под стражей с 21 мая 2010 года по 27 июля 2010 года, включительно.

Меру пресечения Новикову М.В. оставить прежнюю – содержание под стражей.

Гражданский иск удовлетворить частично.

Взыскать с Новикова М. В. в пользу А. в счет возмещения морального вреда 10000 (десять тысяч) рублей.

Исковые требования А. о возмещении материального ущерба оставить без рассмотрения.

Вещественные доказательства по делу: документы - хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий Горбунов Н.М.