Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего: Вельминой И.Н.
при секретаре: Рахмановой Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г.Самара в защиту интересов неопределенного круга лиц к МДОУ № 6, Администрации г.Самара, Департамент образования администрации г.Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Железнодорожного района г.Самара обратился в интересах неопределенного круга лиц МДОУ № 6, Администрации г.о.Самара, Департаменту образования г.о.Самара о признании бездействия незаконными, возложения обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, указав, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Самара в связи с поручением прокуратуры Самарской области проверено соблюдение МДОУ № 6, законодательства об образовании.
Установлено, что МДОУ № 6, осуществляет свою деятельность без лицензии. Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения органа государственного пожарного надзора вследствие ряда нарушений норм и правил пожарной безопасности, допущенных в учреждении. Проверкой в школе-интернате № 6 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: не разработаны в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и не выполнены в фотолюминесцентном исполнении (нарушение: ГОСТ Р 12.2.143-2002);допускается применение горючих материалов для отделки стен на путях эвакуации (нарушение ППБ 01-03 п.53);отсутствует противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже Е1 30 (нарушение СНиП 21-01-97* п.5.14* табл.2);отсутствует второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел. (нарушение СНиП 21-01-97* п.6.12*); двери эвакуационных выходов из помещений не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (нарушение СНиП 21-01-97* п.6.18*);
допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями),предусмотренными конструкцией светильника (нарушение ППБ 01-03 п.60);отсутствует подача воды в систему противопожарного водопровода спального корпуса(нарушение ППБ 01-03 п.89);запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа
(нарушение ППБ 01-03 п.52); не обеспечен вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС (телефон «01»)Государственной противопожарной службы (нарушение НПБ 88-01 п. 13.4);не произведена проверка системы внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта (нарушение ППБ 01-03 п.89); допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов (нарушение ППБ 01-03 п.40). На основании изложенного прокурор обратился в суд.
В судебном заседании прокурор Меркухина И.В. исковые требования поддержала в части обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить в фотолюминесцентном исполнении; установить противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже Е130; оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; обеспечить вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС Государственной противопожарной службы, в остальной части исковые требований не поддержала, поскольку они исполнены в добровольном порядке.
Представитель Администрации г.о.Самара по доверенности Печенов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал поскольку Администрация г.о.Самара исполняет расходные
обязательства в отношении МОУ СОШ № 116 в полном объеме в
соответствии с определенными Думой городского округа Самара лимитами
бюджетных ассигнований, вследствие чего Администрация городского округа Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств, сверх утвержденных решением Думы городского округа Самара на соответствующий финансовый год. В целом, в бюджете городского округа Самара в 2010 году предусмотрены ассигнования на обеспечение деятельности детских дошкольных учреждений в объеме 1655,3 млн. руб., школ -1133,2 млн. руб. На момент подачи заявления был устранен ряд нарушений правил пожарной безопасности, а именно: отделаны негорючими материалами стены на путях эвакуации; налажена подача воды в систему противопожарного водопровода спального корпуса; произведена проверка системы внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта; вывезены из-под лестничных маршей горючие материалы. Кроме того, 20.05.2009 решением Железнодорожного суда г. Самары были частично удовлетворены требования прокурора Железнодорожного района об обязании Департамента образования Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара провести организационные мероприятия, а муниципальное образовательное учреждение общеобразовательной школы - интерната № 6 среднего (полного) общего образования городского округа Самара провести организационно - хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: г. Самара, ул. М. Тореза, 52, в соответствие с действующим законодательством, в частности окрасить негорючим составом стены на путях эвакуации покрытых горючей масляной краской. Данным решением суда также было установлено, что выполнены требования правил пожарной безопасности об обеспечении всех дверей лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов уплотнениями в притворах и устройствами для самозакрывания, а также выполнены запоры на дверях эвакуационных выходов открывающимися свободно изнутри без ключа (во время пребывания людей). Кроме того данным решением суда был установлен, факт перечисления денежных средств в школу - интернат № 6 на обеспечение подачи сигнала пожаре на пульт единой диспетчерской службы в размере 15 939 рублей. Указанное решение суда вступило в законную силу. В ходе возбужденного исполнительного производства по данному делу были устранены все указные в решении суда нарушения правил пожарной безопасности.
Представитель Департамента образования г.о.Самара в судебном заседании по доверенности Белозерская Н.Н. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, согласно отзыву.
Представитель МДОУ № 6 директор Смагин Н.В.. в судебном заседании, исковые требования не признал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что школа-интернат №,6 в нарушение ч. 3 ст. 49 ГК РФ, ч.б ст.ЗЗ Закона РФ от 10.07.92 №3266-1 «Об образовании» осуществляет образовательную деятельность без лицензии.
Основной причиной осуществления образовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения органа государственного пожарного надзора вследствие ряда нарушений норм и правил пожарной безопасности, допущенных в учреждении.
Проверкой в школе-интернате № 6 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, Закона РФ «Об образовании».
Актом проверки установлены следующие нарушений правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: не разработаны в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и не выполнены в фотолюминесцентном исполнении (нарушение: ГОСТ Р 12.2.143-2002);допускается применение горючих материалов для отделки стен на путях эвакуации (нарушение ППБ 01-03 п.53);отсутствует противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже Е1 30 (нарушение СНиП 21-01-97* п.5.14* табл.2);отсутствует второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел. (нарушение СНиП 21-01-97* п.6.12*);двери эвакуационных выходов из помещений не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (нарушение СНиП 21-01-97* п.6.18*); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями),предусмотренными конструкцией светильника (нарушение ППБ 01-03 п.60); отсутствует подача воды в систему противопожарного водопровода спального корпуса(нарушение ППБ 01-03 п.89); запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (нарушение ППБ 01-03 п.52); не обеспечен вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС (телефон «01»)Государственной противопожарной службы (нарушение НПБ 88-01 п. 13.4);не произведена проверка системы внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта (нарушение ППБ 01-03 п.89); допускается хранение под лестничным маршем горючих материалов (нарушение ППБ 01-03 п.40).
Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Система противопожарной защиты здания школы-интерната № 6 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе-интернате, а также поблизости.
Источником формирования финансовых ресурсов школы-интерната № 6 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о.Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации г.о.Самара.
Департамент образования администрации г.о.Самара, который в силу п.1.1. Положения о Департаменте образования администрации г.о.Самара, является отраслевым функциональным органом администрации г.о.Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательного учреждения.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в законе РФ « О техническом регулировании», и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Установлено, что выявленные в школе-интернате № 6 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, в связи с чем, ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства.
Без привлечения дополнительных средств школа-интернат № 6 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
Установлено, что требования об отделке негорючими материалами стены на путях эвакуации, двери эвакуационных выходов из помещений переоборудовать приспособлениями для самозакрывания, наладить подачу воды в систему противопожарного водопровода спального корпуса, вывезти из-под лестничных маршей горючие материалы выполнены ответчиками добровольно.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования прокурора Железнодорожного района г.о.Самара в интересах неопределенного круга лиц- жителей г.о.Самара подлежат удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить в фотолюминесцентном исполнении; установить противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже Е130; оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 чел; запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; обеспечить вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС Государственной противопожарной службы.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено 2.07.2010 г.
Председательствующий: И.Н. Вельмина