Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2010 года город Самара
Железнодорожный районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Н.
при секретаре Аравиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
по иску Ломакиной Зинаиды Александровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары о включении периода трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
Ус т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с указанным иском к ответчику на том основании, что 29.07.2009 г. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самара отказала истице в назначении досрочной пенсии по старости, не включение в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы истицы с 21.03.1992 г. по 05.11.1996 г. в должности медицинской сестры ООО «Санаторий-профилакторий № 1» Самарской подшипниковой корпорации «Шар» АО истица считает незаконным.
Истица в судебном заседании исковые требования уточнила, изложила обстоятельства, перечисленные в исковом заявлении, и просила признать ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары включить в специальный трудовой стаж работы, дающей Ломакиной Зинаиде Александровне право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующий период работы: с 25.08.1995 г. по 05.11.1996 г. в должности медицинской сестры ООО «Санаторий-профилакторий № 1» Самарской подшипниковой корпорации «Шар» АО, обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Самары назначить Ломакиной Зинаиде Александровне досрочную трудовую пенсию по старости, начиная со дня возникновения у неё соответствующего права, но не ранее её обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
Представитель ответчика – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Самары – действующая на основании доверенности, Петрова Н.А. иск не признала, пояснила, что Комиссия пенсионного органа обоснованно не засчитала указанный истицей период трудовой деятельности по основаниям, изложенным в Протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, ответчик не наделен правом трактовать нормативные акты и обязан их исполнять в соответствии с буквальным смыслом указанных в них понятий, поэтому в назначении досрочной трудовой пенсии истице было отказано законно и обоснованно.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных исковых требований.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста – трудовая пенсия назначается досрочно.
Согласно Проколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29.07.2009 г. истице не засчитаны в специальный стаж следующие периоды работы: с 12.05.1991г. по 13.05.1991г., с 16.04.1992г. по 17.04.1992г., с 16.09.1992г. по 25.09.1992г., с 02.11.1992г. по 03.11.1992г. - периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы (в соответствии с п. 4, 5 Постановления № 516); с 25.08.1995г. по 10.11.1996г. - в должности медицинской сестры ООО "Санаторий-профилакторий № 1" Самарской подшипниковой корпорации "Шар" АО, так как наименование учреждения не поименовано Списками (в том числе, с 06.11.1996г. по 10.11.1996г. - отпуск за свой счет); с 01.06.2005г. по 10.06.2005г., с 06.08.2007г. по 10.08.2007г.- периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в соответствии с п. 4, 5 Постановления № 516 (справка от 12.03.2009г. № 20) л.д. 8-10). В связи с чем, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице было отказано л.д. 7).
Согласно имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки истца с 25.08.1995г. по 10.11.1996г. работала на должности медицинской сестры ООО «Санаторий-профилакторий № 1» Самарской подшипниковой корпорации «Шар» АО л.д. 12-17).
Имеется архивная справка ЗАО «СПЗ-4» на Ломакину З.А., о том, что на ее имя, как на медсестру «Санатория - профилактория №1» имеются следующие документы – личная карточка, расчетные ведомости по зарплате с 1993 г. по 1996 г. л.д. 11).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» отмечено, что спорные вопросы должны решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемые должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлении деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно Постановлению № 464 от 06.09.1991 г. Совета Министров РСФСР «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с данным Списком, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет Постановлением Минтруда РФ от 14.05.2001 N 38 установлено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений: Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П в п. 3.3. указано, что «по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными».
Суд считает, что Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Самары об отказе Ломакиной З.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 29.07.2009 г. нарушено социальное право Ломакиной З.А., предусмотренное ч. 1 ст. 39 Конституции РФ.
Отказ ответчика засчитать указанный период в трудовой стаж связан лишь с указания наименования учреждения, в котором осуществляла трудовую деятельность истица, что не может являться основанием к ущемлению ее трудовых прав, поэтому суд считает исковые требования истицы в части включения в специальный стаж указанного ею периода обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного суд приходит к выводу о законности заявленных исковых требований, ответчик необоснованно не включил указанный период в специальный стаж, дающей право истице на досрочное назначение рудовой пенсии по старости.
Таким образом, на момент обращения истицы к ответчику специальный трудовой стаж истицы составлял более 30 лет, поэтому право на досрочную пенсию у неё возникло, и на настоящий момент требования её законны, обоснованны и подлежат удовлетворению – с указанием на обязанность ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента приобретения истицей соответствующего права, но не ранее подачи соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 338 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Иск Ломакиной Зинаиды Александровны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары о включении периода трудовой деятельности в специальный трудовой стаж и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать право Ломакиной Зинаиды Александровны на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренное пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары включить в специальный трудовой стаж работы, дающей Ломакиной Зинаиде Александровне право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующий период работы: - с 25.08.1995 г. по 05.11.1996 г. в должности медицинской сестры ООО «Санаторий-профилакторий № 1» Самарской подшипниковой корпорации «Шар» АО.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Самары назначить Ломакиной Зинаиде Александровне досрочную трудовую пенсию по старости, начиная со дня возникновения у неё соответствующего права, но не ранее её обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
На данное решение суда могут быть поданы кассационные жалоба, представление в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через суд Железнодорожного района г. Самары.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2010 г.
Председательствующий (подпись) Е.Н. Емельянова