Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2010 года город Самара
Железнодорожный районный суд города Самары в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
при секретаре – Сиваковой Н.А.,
с участием – прокурора в лице старшего помощника прокурора Железнодорожного района города Самары – Меркухиной И.В., представителя ответчика – Министерства образования и науки ФИО7 области – Ерохина Е.М. (действующего на основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года), представителя ответчика – ГС(К)ОУ «Школа-интернат №4» в лице заместителя директора – Шмелевой Л.С. (действующей на основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года) и представителя третьего лица – ОГПН Железнодорожного района города Самары в лице старшего государственного инспектора ГПН – Гузева В.Г. (действующего на основании служебного удостоверения ГПННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕННОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по иску – Прокурора Железнодорожного района города Самары в интересах неопределенного круга лиц к государственному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4, 1 вида», Правительству Самарской области, Министерству образования и науки Самарской области и Министерству имущественных отношений Самарской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Железнодорожного района города Самары, в порядке предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование своих требований указав следующее, - по поручению прокуратуры Самарской области прокуратурой Железнодорожного района АДРЕС было проверено соблюдение Государственным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №4 1 вида в г. Самаре - далее (школа - интернат) законодательства об образовании и противопожарного. В ходе данной проверки было установлено, что школа - интернат осуществляло образовательную деятельность на без лицензии. Основной причиной осуществления общеобразовательной деятельности без лицензии является отсутствие положительного заключения органа государственного пожарного надзора вследствие ряда нарушений норм и правил пожарной безопасности, допущенных в учреждении. Проведенной проверкой в школе - интернат выявлены нарушения требований ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, а именно: 1) не разработаны в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и не выполнены в фотолюминесцентном исполнении; 2) допускается применение горючих материалов для отделки стен и потолков на путях эвакуации (коридор второго этажа); 3) отсутствует противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже EI 30; 4) отсутствует второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50 человек; 5) не предусмотрен эвакуационный выход из подвального помещения непосредственно ведущий наружу обособленный от общих лестничных клеток здания; 6) двери эвакуационных выходов из помещений не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (центральный выход); 7) допускается размещение спальных помещений в корпусе здания, не отделенных от других помещений противопожарными стенами или перегородками; 8) допускается расстояние прокладки при параллельной открытой от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 в до силовых и осветительных приборов менее 0,5м.; 9) допущено установка ручных пожарных извещателей на стенах более 1,5 м от пола; 10) электрические сети, проложенные в перегородках (ведущие к световому табло), не выполнены в трубах и коробах из негорючих материалов. Согласно ст. 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно п. 42 Типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются: собственные средства учредителя (учредителей); бюджетные и внебюджетные средства; имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом); кредиты банков и других кредиторов; средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 18 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности организацию выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с п. 41 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 288, деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Статья 18 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности организацию выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность. В соответствии со ст. 86 Устава Самарской области Правительство Самарской области разрабатывает для представления Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы проект бюджета Самарской области на очередной финансовый год; обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Таким образом, наличие нарушений законодательства о противопожарной безопасности в школе-интернате №4 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе-интернате, а также поблизости. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью проведения состояния здания общеобразовательного учреждения, расположенного в г, Самаре, АДРЕС в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании прокурор в лице помощника прокурора Железнодорожного района города Самары – Меркухиной И.В. отказалась от части заявленных исковых требований, а именно: отделать не горючими материалами стены и потолки на путях эвакуации (коридор второго этажа); установить противопожарный люк (аварийный выход в чердачное помещение) с пределом огнестойкости не ниже EI 30; двери эвакуационных выходов из помещений оборудовать приспособлениями для самозакрывания (центральный выход); установить ручные пожарные извещатели на стенах более 1,5 м от пола; электрические сети, проложенные в перегородках (ведущие к световому табло), выполнить в трубах и коробах из негорючих материалов, в остальном поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить, а также высказала мнение о несостоятельность возражений ответчика.
Представитель школа – интернат №4 - в лице директора – Шмелевой Л.С. исковые требования признала частично, указав, что действительно на момент проверки здания учреждения имелось ряд нарушений пожарных правил, однако на настоящий момент практически все указанные ОГПН нарушения устранены, за исключением требований указанных в пунктах №1, 4, 5,7.
Представитель Министерства образования и науки Самарской области в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что они являются ненадлежащими ответчиками, поскольку на министерство образования и науки не возложена обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности в подведомственных государственных образовательных учреждениях, в том числе и в указанной школе – интернате. Ответственность за создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся несут должностные лица образовательных учреждений, согласно законодательству и Уставу образовательного учреждения, в соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании», также представитель Министерства пояснил, что на директора школы – интерната, в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности школы – интерната и именно он, вместе с министерством имущественных отношений Самарской области должен проводить организационно - хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Департамента в судебное заседание не явился, представил отзыв в соответствии с которым, исковые требования не признал и указал, что прокурор в своем исковом заявлении просит обязать Министерство устранить выявленные нарушения, однако, в финансирование необходимых организационно-хозяйственных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности учреждения в соответствии с действующим законодательством относится к полномочиям министерства образования и науке Самарской области. Соответственно, полномочиями и обязанностью по непосредственному устранению указанных нарушений обладает учреждение.
Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, представил отзыв в соответствии, с которым просил исключить из числа ответчиков Правительство Самарской области, поскольку в соответствии с уставом школы – интерната №41 учредителями данного учреждения являются министерство образования и науки Самарской области и министерство имущественных отношений Самарской области, от имени Самарской области полномочия собственника осуществляет министерство имущественных отношений.
Представителя третьего лица – ОГПН Железнодорожного района города Самары, подтвердил, что на настоящий момент остались не устраненными четыре нарушения пожарной безопасности, указанные прокурором.
Заслушав мнения сторон, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
· В ходе судебного заседания суд считает достоверно установленными следующие обстоятельства, - в ходе проверки в школе – интернате №41 были выявлены нарушения требований ст. 37 ФЗ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНФЗ «О пожарной безопасности», что подтверждается актом проверки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА л.д. 9-10) на момент рассмотрения дела не устранено нарушение норм пожарной безопасности отраженное в пунктах НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН,4,5,7 указанного акта; данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками.
· Согласно ст.38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
· В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Источником формирования финансовых ресурсов школы – интерната «Преодоление» являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники, в соответствии с законодательством РФ.
· В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
· В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также, решают иные вопросы местного значения.
· В соответствии со ст. 86 Устава Самарской области Правительство Самарской области разрабатывает для представления Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы проект бюджета Самарской области на очередной финансовый год; обеспечивает исполнение бюджета Самарской области и готовит отчет об исполнении бюджета Самарской области; управляет и распоряжается собственностью Самарской области в соответствии с законами Самарской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
· В соответствии с п. 1.1, 2.2 Положения о Министерстве образования и науки ФИО7 области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 23.03.2004 № 73, Министерство образования и науки Самарской области (далее -Министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование, а также поддержку на территории Самарской области различных форм образования и самообразования.
· В рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется следующими полномочиями - совместное с Министерством имущественных отношений Самарской области учредительство образовательных учреждений и учреждений, создаваемых для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки, осуществление полномочий учредителя в отношении находящихся в его ведении учреждений; финансирование в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств; формирование в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование находящихся в ведении Министерства расходов из областного и федерального бюджетов.
· Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Исходя из изложенного, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а возражения ответчиков несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
· Иск Прокурора Железнодорожного района города Самары в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить и обязать – государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4, 1 вида», Правительство Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения здания образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно: 1) разработать в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 планы эвакуации людей в случае пожара и выполнить их в фотолюминесцентном исполнении; 2)оборудовать второй эвакуационный выход из столовой, где одновременно пребывает более 50-ти человек; 3) предусмотреть эвакуационный выход из подвального помещения, непосредственно ведущий наружу, обособленный от общих лестничных клеток здания; 4) отделить спальные помещения в корпусе здания от других помещений противопожарными стенами или перегородками.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено – 27 июля 2010 года
СУДЬЯ А.А. Евдокименко