прокурор Железнодорожного района го. Самара к МДОУ № 301



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2010 года г.о. Самара

Железнодорожный районный суд городского округа Самара в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

при секретаре Мартьяновой А.В.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района Меркухиной И.В.,

представителя МДОУ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г.о. Самара ФИО3,

представителя Администрации г.о. Самара ФИО4, действующей на основании доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, выданной сроком до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.,

представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара ФИО5, действующей на основании доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по иску прокурора Железнодорожного района г.о. Самара в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Департаменту образования Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Самары обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав, что Прокуратурой Железнодорожного района г.Самары проверено соблюдение муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 301 (далее -МДОУ) законодательства об образовании и противопожарного законодательства. Проверкой в МДОУ № 301 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Закона РФ «Об образовании», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313,. Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: не обеспечена отделка стен на путях эвакуации негорючими материалами (п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»); не восстановлены дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками (п.2.1.21 ППБ 101-89* «Правила пожарной безопасности в РФ»); не выполнены на дверях лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов уплотнения в притворах, двери не оборудованы устройствами для самозакрывания (п.2.1.21 ППБ 101-89* Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений); не выполнено дверное полотно по ходу эвакуации из помещения старшей подготовительной группы (2-й этаж) (п. 52 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»); не выполнены противопожарными второго типа с размерами 0,6 х 0,8 м. люки, ведущие на чердак здания (СНиП 21-01-97* п. 8.4*); не выполнены планы эвакуации людей из помещений с текстовой частью с фотолюминисцентным исполнением в соответствии с Гостом (раздел 7 Гост 12.2.143-2002); не проведен инструктаж по правилам пожарной безопасности с сотрудниками детского сада (п. 7 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»); не обозначены на люках-лазах чердачного помещения места хранения ключей (п. 44 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»); не представлен сертификат пожарной безопасности на линолеум на полу коридоров (п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»).

Выявленные нарушения пожарной безопасности подтверждаются актом проверки ОГПН Железнодорожного района от 28.01.2010г.

Прокурор просит обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, устранить вышеперечисленные нарушения противопожарной безопасности.

В ходе судебного заседания 20.07.2010г. к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечен Департамент образования администрации городского округа Самара.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Самары Меркухина И.В. доводы, изложенные в заявлении поддержала, уточнив исковые требования, просила обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: произвести отделку стен на путях эвакуации негорючими материалами; восстановить дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками; выполнить на дверях лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов уплотнения в притворах, оборудовать двери устройствами для самозакрывания. Остальные нарушения противопожарной безопасности, выявленные в ходе проверки 28.01.2010г. устранены.

Представитель ответчика МДОУ № 301 г.о. Самара ФИО3, исковые требования не признала, пояснив, что практически все пункты предписания ОГПН выполнены.

Представитель Администрации городского округа Самара, Лисова А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что финансирование МДОУ № 301 осуществляется в полном объеме согласно предусмотренным в бюджете на 2009 год денежным средствам в рамках финансирования детских дошкольных учреждений, следовательно, отсутствует факт бездействия администрации городского округа Самара. В компетенцию Департамента образования как главного распорядителя бюджетных средств входит обязанность предусмотреть необходимые средства по подведомственным получателям при подготовке проекта бюджета. Финансирование деятельности указанного образовательного учреждения по заявкам Департамента образования Администрации г.о. Самара из средств бюджета городского округа Самара в 2008 и 2009 годах осуществлялось в полном объеме. Таким образом, Администрацией городского округа Самара обязанности по финансированию муниципальных учреждений выполнялись в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством и не было допущено бездействие по финансированию МДОУ № 301.

Представитель Департамента образования администрации городского округа Самара, ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала пояснив, что прокурор в своем исковом заявлении просит обязать Департамент образования администрации г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара и МДОУ № 301 устранить выявленные нарушения, однако, в соответствии с п.2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» МДОУ № 301 является самостоятельным юридическим лицом, внесенным в ЕГРЮЛ, и осуществляющим свою деятельность в соответствии с уставом. В соответствии с п.1 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности. Согласно ст.37 ФЗ РФ от 21.12. 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Прокурором не представлены доказательства недостаточности финансирования данного детского сада, хотя сделан вывод, что МДОУ № 301 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения. Каких-либо документов, подтверждающих данное обстоятельство, к исковому заявлению прокурором не приложено. Уставом МДОУ № 301 предусмотрена возможность дополнительного финансирования. Департамент образования в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование» может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой г.о. Самара в бюджете на очередной финансовый год. Кроме того, МДОУ № 301 выполнена часть требований, указанных в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самара, надлежаще извещенный о дне судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому к функциям Департамента управления имуществом г.о. Самара не относится осуществление текущего, аварийного и капитального ремонта зданий, сооружений и иного имущества образовательного учреждения.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно акту проверки ОГПН Железнодорожного района от 28.01.2010г. л.д.8-9) МДОУ № 301, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Волгина, 118, были выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», правил пожарной безопасности в Российской Федерации, закона «Об образовании», на момент рассмотрения дела согласно письму ОГПН Железнодорожного района от 15.07.2010г. л.д.79) не устранены следующие нарушения норм пожарной безопасности: не произведена отделка стен на путях эвакуации негорючими материалами; не восстановлены дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками; не выполнены на дверях лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов уплотнения в притворах, не оборудованы двери устройствами для самозакрывания, данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками.

Согласно ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ № 301 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники, в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления, в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

Статьей 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также, решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Самара принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.1996 года № 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета городского округа Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете городского округа Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации городского округа Самара. Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п.1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара от 15.09.2006 № 2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Исходя из изложенного, суд находит уточненные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а возражения ответчиков несостоятельными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 301, Департамент образования Администрации г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения здания образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно:

  • произвести отделку стен на путях эвакуации негорючими материалами;
  • восстановить дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;
  • выполнить на дверях лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов уплотнения в притворах, оборудовать двери устройствами для самозакрывания.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2010 года.

Судья (подпись) С.В. Мартемьянова

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Секретарь