возмещение ущерба, причиненного заливом квартиры



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 августа 2010 года город Самара

Железнодорожный районный суд города Самары в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

при секретаре – Мухатметшиной Г.Н.,

с участием – истицы и ее представителя – Ягудиной Э.М. (действующей на основании доверенности от 29 марта 2010 года, удостоверенной нотариусом города Самары – ФИО6 зарегистрированной в реестре за номером 3-484), представителя ответчика – Департамента управления имуществом городского округа Самара – Кузнецовой Н.А. (действующей на основании доверенности №760 от 22 марта 2010 года), представителя ответчика – МП «ЕИРЦ» - Мамонтовой С.В. (действующей на основании доверенности №2749 от 15 июля 2010 года) и представителя ответчика – ЗАО «ПТС-Сервис» - Борисика Д.Ю, (действующего на основании доверенности №098 от 22 июня 2010 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНФИО14 по иску – Рузановой В.Н. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, закрытому акционерному обществу «Предприятие тепловых сетей - Сервис» и Муниципальному предприятию городского округа Самара «Единый информационный расчетный центр» о возмещении имущественного вреда причиненного ненадлежащим исполнением договорных обязательств, возложении обязанности по перерасчету и уменьшении платы за жилое помещение и оплате коммунальных услуг, возложении обязанности по проведению ремонта инженерных систем жилого дома, и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Истица обратилась АДРЕС суд АДРЕС с иском к ответчику – Департаменту управления имуществом г.о. Самара, в обоснование своих требований в частности указав следующее, -истец проживает по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с 1985 года по настоящее время. Занимаемое истцом жилое помещение находится на НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН жилого многоквартирного дома. На протяжении всего срока проживания истец, фактически являясь нанимателем жилого помещения, добросовестно выполнял все обязанности такового. В то же время, в течение всего срока проживания истца в вышеуказанной квартире: 1) не проводился капитальный ремонт и ремонт неисправного санитарно-технического оборудования; 2) имели место неоднократные заливы водой внутренней отделки квартиры в весенний и осенний периоды вследствие протекания труб на чердаке здания и
прохудившейся крыши, что повлекло за собой причинение истцу значительного для него
материального ущерба. В занимаемом истцом жилом помещении с октября 2004 года по настоящее время в зимние периоды полностью не работает система отопления, батареи отопления имеют температуру окружающей среды, в кухне батарея вовсе отсутствует - снята слесарями ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года при ремонте системы отопления у соседей в квартире НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и до настоящего времени не возвращена на место. Неоднократные письменные обращения по вышеуказанным вопросам в течение многих лет в обслуживающие организации, АДРЕС г.о. Самара результата не принесли, каких-либо действий должностных лиц данных организаций и учреждений не последовало. В течение всего периода проживания истца в занимаемом жилом помещении ответчиком не проводился капитальный ремонт крыши жилого дома, в результате пришедшей в негодность. В конце сентября 2009 года произошел очередной залив занимаемого истцом помещения вследствие протекания крыши дома. В результате данного залива была повреждена внутренняя отделка квартиры, истцу был причинен значительный материальный ущерб. Истец незамедлительно сообщил об этом в ЖЭУ-8. Однако никаких действий со стороны работников ЖЭУ-8 не последовало. Для определения стоимости работ по восстановительному ремонту жилого помещения истец обратился в независимую экспертную организацию ООО «ФИО16 о дате, времени и месте экспертного осмотра, а также его причинах истец письменно известил обслуживавшую на тот момент здание организацию. На осмотр повреждений квартиры, который состоялся ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, никто из работников обслуживая организации не явился, акт осмотра был составлен без их участия. Согласно отчета оценке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года стоимость работ по восстановительному ремонту отделки квартиры с учетом износа, присущего материалам, составляет 41 646 рублей 80 копеек По составлению данного отчета истец понес расходы в сумме 6 000 рублей, что подтверждается договором НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года и чеком-ордером от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года. В настоящее время восстановительные работы по ремонту не проведены, внутренняя отделка квартиры находится в поврежденном состоянии. Осенью 2009 года, с началом отопительного сезона, отопительная система квартиры, где проживает истец, так и не начала работать, батареи отопления остались холодными ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года истец обратился в независимую экспертную организацию с целью провести техническую экспертизу - определить качество, грамотность выполненного монтажа системы отопления жилого дома, установить причины возникновения нарушений подачи тепла в квартиру, способы устранения выявленных недостатков. О дате, времени и месте экспертного осмотра, а также его причинах истец письменно известил обслуживавшую на тот момент здание организацию. На осмотр системы отопления, который состоялся ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, никто из работников обслуживающей организации не явился, осмотр был проведен без их участия. Согласно техническому отчету НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, выполненного экспертом ООО «ФИО17 причинами претензий жильцов дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС к качеству отопления является множество факторов неправильной эксплуатации и обслуживания жилого дома. В ходе исследования обнаружено: 1) на общей лестничной клетке отключено отопление; 2) вводной водоразборный узел системы отопления не соответствует СНиП 2.04; 3) на чердаке в системе отопления (верхний розлив) отсутствует воздухосборник в самой высокой точке; 4) заужено сечение труб на подаче к потребителям тепла. Экспертом по результатам проведенного исследования сделаны выводы о том, что для надежной эксплуатации системы отопления данного дома требуется: 1) провести ревизию труб и радиаторов всего жилого дома на засор; 2) произвести прочистку; 3) при необходимости заменить участки труб; 4) привести вводной узел отопления в соответствие СНиП ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА-91. По проведению технической экспертизы истец понес расходы в сумме 6 000 рублей, что подтверждается договором НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, чеком-ордером от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года. В настоящее время система отопления находится в прежнем нерабочем состоянии. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года истец и ответчик заключили договор социального найма помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (далее по тексту - Договор найма), согласно которому истец является нанимателем, а ответчик наймодателем жилого помещения. Согласно п.п. а) п. 4 Договора найма наниматель обязан принять от наймодателя по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, пригодное для проживания жилое помещение, в котором проведен текущий ремонт, за исключением случаев, когда жилое помещение предоставляется во вновь введенном в эксплуатацию жилищном фонде (акт должен содержать только дату составления акта, реквизиты и с договора социального найма, по которому передается жилое помещение, сведения об исправности жилого помещения, а также санитарно-технического и иного оборудования находящегося в нем на момент подписания акта, дату проведения текущего ремонта, сведения о пригодности жилого помещения для проживания, подписи сторон, составивших акт). В свою очередь, согласно п.п. а) п. 5 Договора найма, наймодатель обязан передать нанимателю по вышеуказанному акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, однако ответчик не предложил истцу подписать соответствующий акт, поскольку предаваемое жилое помещение неисправно, санитарно-техническое оборудование также неисправно. Согласно ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: - принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; - осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; - обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения. Согласно п. 5 Договора найма наймодатель обязан: - принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; - осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; - принимать участие в своевременной подготовке дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях; - обеспечивать предоставление нанимателю предусмотренных в настоящем договоре коммунальных услуг надлежащего качества; - контролировать качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; - производить или поручать уполномоченному лицу проведение перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В соответствии со ст. 66 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателем. Вышеуказанные обстоятельства в совокупности свидетельствует о полном неисполнении наймодателем своих обязательств по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (ст.65 ЖК РФ). Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. В соответствии с п. 13 вышеуказанных Правил обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. Согласно п. 49. Правил исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; б) предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; д) устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором; ж) производить в установленном разделом 7 настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; з) вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования или претензии) направлять потребителю извещение о её приеме и последующем удовлетворении, либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа; н) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг. Ответчик данные обязанности не исполняет, что подтверждается вышеизложенными обстоятельствами. Согласно п. 51 Правил Потребитель имеет право: а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; в) получать от исполнителя акт о не предоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; д) быть в соответствии с настоящими Правилами или договором полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период не предоставления коммунальных услуг; ж) требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствие с п. 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости не предоставленных коммунальных услуг. Ответчиком, несмотря на неоднократные обращения истца, перерасчет платы за не предоставленные коммунальные услуги не сделан. Ответчиком также не исполнены обязанности, предусмотренные п. 65, 67, 72 Правил в части регистрации неоднократных обращений истца в аварийно-диспетчерскую службу, проверки качества предоставления коммунальных услуг, составления акта причиненного ущерба. Согласно п. 75 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. В соответствие с п. 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины. Какого-либо иного жилья или места, пригодного для проживания, истец не имеет. Вынужденное проживание в течение шести лет в не отапливаемом помещении, полнейшее бездействие обслуживающих организаций и наймодателя (ответчика) по устранению неисправностей системы отопления в ответ на неоднократные, в течение многих лет, устные и письменные обращения истца привели к тому, что в настоящее время истец в состоянии сильного нервного расстройства с повышенным артериальным давлением находится на стационарном лечении. В течение шести полных зимних сезонов Истец был вынужден круглосуточно отапливать квартиру при помощи газовых конфорок кухонной плиты, что приводило к недостатку кислорода в помещении, избытку угарного газа, то есть общеизвестным и не нуждающимся в доказывании обстоятельствам, крайне отрицательно влияющим на здоровье человека. Отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», что прямо следует из преамбулы к Постановлению Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. На основании изложенного истица просила суд: 1) обязать ответчика осуществить текущий ремонт, привести санитарно-техническое оборудование, в том числе систему отопления сданного в наем жилого помещения по адресу: АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в рабочее состояние; 2) обязать ответчика провести ревизию, прочистку труб и радиаторов, при необходимости заменить участки труб, привести вводной узел отопления в соответствие СНиП ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА-91 в жилом доме по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; 3) обязать ответчика произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по день вынесения решения судом, исключив из расчета оплату за отопление и содержание жилья; 4) обязать ответчика уменьшить плату истца за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, исключив из расчета оплату за отопление и содержание жилья, со дня вынесения решения судом до дня приведения ответчиком санитарно-технического оборудования, в том числе системы отопления сданного в наем жилого помещения по адресу АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в рабочее состояние; 5) взыскать с ответчика в пользу истца возмещение материального ущерба, причиненного заливом жилого помещения в результате оказания услуг ненадлежащего качества, в размере 41 646 рублей 80 копеек; 6) взыскать с ответчика в пользу истца расходы на проведение оценки стоимости работ по восстановительному ремонту в размере 6 000 рублей; 7) взыскать с ответчика в пользу истца расходы на проведение технической экспертиз размере 6000 рублей; 8) взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение морального вреда сумму в размере 10 000 рублей.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года определением АДРЕС суда АДРЕС, настоящее гражданское дело, в порядке предусмотренном ст. 33 ГПК РФ, было предано для рассмотрения по существу в Железнодорожный районный суд города Самары.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, в предварительном судебном заседании, по ходатайству представителя истца, в порядке предусмотренном ст. 40 ГПК РФ, к участию в процессе в качестве соответчиком были привлечены - ЗАО «ПТС – Сервис» и МП «ЕИРЦ».

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, в предварительном судебном заседании, в порядке предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, к производству суда было принято заявление об изменении предмета иска и увеличения размера исковых требований, в обосновании которого истцом в частности указано следующее, - в связи с разграничением функций и ответственности между ответчиками по договору управления многоквартирными домами от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, истец уточнил свои исковые требования в просительной части, а именно истец просил: 1) обязать ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» осуществить текущий ремонт, привести санитарно-техническое оборудование, в том числе систему отопления сданного в наем жилого помещения по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в рабочее состояние; 2) обязать ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» провести ревизию, прочистку труб и радиаторов, при необходимости заменить участки труб, привести вводной узел отопления в соответствие со СНиП ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА-91 в жилом доме по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; 3) обязать ответчика - МУП г.о. Самара «ЕИРЦ» произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по день вынесения решения судом, исключив из расчета оплату за отопления и содержание жилья; 4) обязать ответчика - МП г.о. Самары «ЕИРЦ» уменьшить плату пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом многоквартирном доме, исключив из расчета оплату за отопление и содержание жилья, со дня вынесения решения судом до дня приведения ответчиком санитарно-технического оборудования, в том числе системы отполения сданного в наём жилого помещения по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в рабочее состояние; 5) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС-Сервис» в пользу истца в счет возмещения материального ущерба, причинённого заливом жилого помещения в результате оказания услуг ненадлежащего качества, в размере 41 646 рублей 80 копеек; 6) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС-Сервис» в пользу истца в счет компенсации морального вреда сумму в размере 100 000 рублей; 7) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС -Сервис» в пользу истца расходы за проведение технической экспертизы в размере 6 000 рублей; 8) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС -Сервис» в пользу истца расходы по оценке стоимости восстановительного ремонта квартиры в размере 6 000 рублей.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, в судебно заседании, в порядке предусмотренном ст. 39 ГПК РФ, к производству суда вновь было принято заявление об увеличении исковых требований, в обоснование которого истец указал следующее, - в соответствии с п. 3.1.2. Договора управления многоквартирными домами от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года (Договора) управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с п. 3.1.3 Договора управляющая организация обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг собственнику (нанимателям) помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей, не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Согласно п.п. 3.1.6. и 3.1.7. Договора управляющая организация обязана: организовать круглосуточное аварийно диспетчерское обслуживание многоквартирных домов, устранять аварии, а также выполнять заявки нанимателей, либо иных лиц, являющихся пользователями принадлежащих собственнику помещений, в сроки, установленные законодательством; организовать работы по устранению причин аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни, здоровью граждан, а также порче их имущества, таких как: залив, засор стояка канализации, остановка лифтов, отключение электричества и других, подлежащих экстренному устранению. В соответствии с п.3.1.9. Договора управляющая организация обязана: рассматривать предложения, заявления и жалобы собственника (нанимателей), вести их учет. Принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков и направлять ответы в письменном виде в установленные законодательством сроки. Согласно п. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Договора управляющая организация обязана: в случаях предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами превышающими установленную продолжительность, произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 3.4.4 настоящего договора. По п. 3.4.4. указанного Договора собственник (наниматель) имеет право: требовать изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с п. 3.4.5. Договора собственник (наниматель) имеет право: требовать от Управляющей организации возмещения убытков, причиненных вследствие невыполнения, либо недобросовестного выполнения Управляющей организацией своих обязанности настоящему Договору. В связи с неисполнением ответчиком ЗАО ПТС «Сервис» своих обязанности исполнением их ненадлежащим образом, а именно отсутствием отопления, неисправности санитарно-технического оборудования, истица вынуждена была установить пластиков оконные конструкции, установить газовый проточный водонагреватель, провести работы по замене водопровода и системы канализации. В связи с разграничением функций и ответственности между ответчиками Договору управления многоквартирными домами от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, истец просил суд: 1) обязать ответчика - Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществить капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; 2) обязать ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» осуществить текущий ремонт, привести санитарно-техническое оборудование, в том числе систему отопления сданного в наем жилого помещения по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, - в рабочее состояние; 3) обязать ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» провести ревизию, прочистку труб и радиаторов, при необходимости заменить участки труб, привести вводной узел отопления в соответствие со СНиП ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА-91 в жилом доме по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; 4) обязать ответчика - МУП г.о. Самара «ЕИРЦ» произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по день вынесения решения судом, исключив из расчета оплату за отопления и содержание жилья; 5) обязать ответчика - МУП г.о. Самары «ЕИРЦ» уменьшить плату истца за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, исключив из расчета оплату за отопление, ремонт и содержание жилья, со дня вынесения решения судом до дня приведения ответчиком санитарно-технического оборудования, в том числе системы отопления сданного в наём жилого помещения по адресу - АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - в рабочее состояние; 6) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» в пользу истца в счет возмещения материального ущерба, причинённого заливом жилого помещения в результате оказания услуг ненадлежащего качества - 41 646 рублей 80 копеек; 7) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» в пользу истца в счет компенсации морального вреда сумму в размере 200 000 рублей; 8) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» в пользу истца расходы на проведение технической экспертизы в размере 6 000 рублей; 9) взыскать с ответчика - ЗАО «ПТС - Сервис» в пользу истца расходы на проведение оценки стоимости по восстановительному ремонту в размере 6 000 рублей; 10) взыскать с ЗАО «ПТС - Сервис», МП г.о. Самары «ЕИРЦ» и Департамента управления имуществом г.о. Самары судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 20.000 рублей, пропорционально заявленным требованиям; 11) взыскать с ЗАО «ПТС - Сервис» расходы, понесенные в связи с не предоставлением коммунальных услуг и предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества в размере 67 339 рублей 66 копеек.

Истица и ее представитель в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, дали объяснения аналогичные изложенному в уточненном исковом заявлении, а также уточнили требования в части компенсации морального вреда и просили взыскать в пользу истицы в данной части компенсацию в сумме 200 000 рублей с ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара, поскольку именно с указанным ответчиком у истца имеются договорные отношения, а также они высказали мнение о несостоятельности возражений ответчиков.

Представитель ответчика - ЗАО «ПТС – Сервис» иск не признал указав, что непосредственно с истцом у ЗАО договорные отношения отсутствуют, поскольку истица является не собственником, а нанимателем жилого помещения и от ее имени договор с ЗАО заключает Департамент управления имуществом г.о. Самара, поэтому ЗАО в отношении истца в смысле определенном преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнителем услуг не является, с учетом указанного он считает ЗАО ненадлежащим ответчиком по делу, и считает, что все требования истца подлежат удовлетворению с ответчика – Департамент управления имуществом г.о. Самара. Вместе с тем он представил суду акт согласно которого в доме истицы требуется проведение капитального ремонта инженерных систем дома.

Представитель ответчика – Департамента управления имуществом г.о.Самара иск не признала, указав, что акт ЗАО «ПТС-Сервис» о необходимости капитального ремонта дома истицы составлен и представлен в Департамент только в августе 2010 года, поэтому организация проведения капитального ремонта возможна только в 2011 году, данные работы ответчиком уже проводятся и в 2011 году капитальный ремонт в доме будет произведен. В остальной части она считает, что требования подлежат удовлетворению именно с ответчика ЗАО «ПТС – Сервис», поскольку именно указанная организация обязана обеспечить предоставление истице коммунальных услуг надлежащего качества.

Представитель ответчика - МП «ЕИРЦ» иск не признала в полном объеме, указав следующее, - муниципальное предприятие г.о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (далее - МП «ЕИРЦ») не считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Рузанова В.Н. просит суд обязать предприятие произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по день вынесения решения судом, исключив из расчета оплату за отопление и содержание жилья, уменьшить плату за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, исключив из расчета оплату за отопление, ремонт и содержание жилья, со дня вынесения решения судом до дня приведения ответчиком санитарно-технического оборудования в рабочее состояние, взыскать с МП «ЕИРЦ» судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя. Согласно п. 10 ст. 156 ЖК РФ, п. 71 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, перерасчет размера платы за не предоставленные коммунальные услуги или предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества, осуществляется на основании соответствующего акта. Акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества подписывается потребителем (жильцом) и исполнителем (управляющей компанией). По предоставлении указанного акта в МП г.о. Самара «ЕИРЦ» производится перерасчет платы за коммунальные услуги. Предприятие выполняет работы по начислению и учету платежей населения АДРЕС АДРЕС начиная с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года на основании Агентского договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНПД от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года с управляющей компанией ЗАО «ПТС - Сервис». С ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года дом передан в ТСЖ. За период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по настоящее время в МП «ЕИРЦ» не направлено ни одного акта о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Ввиду изложенного, для произведения перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по день вынесения решения судом, исключив из расчета оплату за отопление и содержание жилья, отсутствуют основания. Начисление платы за жилищно-коммунальные услуги производится в полном соответствии с действующим законодательством РФ и иными нормативными актами органов местного самоуправления, регулирующими данные отношения. Собранные средства перечисляются организациям, поставляющим коммунальные услуги (ресурсоснабжающие и управляющие компании). Предприятие не имеет полномочий по уменьшению платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, исключив из расчета оплату за отопление, ремонт и содержание жилья, со дня вынесения решения судом до дня приведения санитарно-технического оборудования в рабочее состояние. Поскольку Предприятие в полном объеме выполняет обязанности, возложенные агентским договором, и действия МП «ЕИРЦ» не являются причиной залива жилого помещения по адресу: АДРЕС, АДРЕС, дом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а равно неисправностей санитарно-технического оборудования, системы отопления и др., для удовлетворения требований Рузановой В.Н. о взыскании с предприятия судебных расходов отсутствуют основания.

Допрошенные в качестве свидетелей жители дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС АДРЕС подтвердили доводы истицы о том, что в квартире истицы последние два отопительных сезона полностью отсутствовало отопление, кроме того, они подтвердили факт залива квартиры истицы, ввиду неисправности системы отопления и кровельного покрытия дома.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля и изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам:

· Судом достоверно установлены следующие обстоятельства: 1) в результате ненадлежащей эксплуатации ответчиком ЗАО «ПТС – Сервис» жилого дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС, длительное время, в течение более двух лет неисправна система отопления дома, а также кровельное покрытие над квартирой истицы; 2) в результате указанных в пункте НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН неисправностей общего имущества многоквартирного дома, в сентябре 2009 года произошёл залив квартиры истицы; 3) стоимость необходимого восстановительного ремонта квартиры истицы для устранения последствий залива составляет 41 646 рублей 80 копеек. Указанные обстоятельства и выводы суда подтверждаются заключением эксперта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года л.д. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и отчетом об оценке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года л.д. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выполненными ООО «ФИО18», иными письменными доказательствами представленными истцом, а также показаниями свидетелей допрошенных по делу.

· Правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком - Департаментом управления имуществом г.о. Самара, вытекают из договора социального найма истицей соответствующего жилого помещения, следовательно, являются договорными и регулируются нормами ЖК РФ, законом РФ «О защите прав потребителей» и иными нормативно-правовыми актами регулирующими потребительские правоотношения в области социального найма жилых помещений и самим договором найма жилого помещения.

· В соответствии с ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: - принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; - осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; - обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, аналогичные обязанности наймодателя предусмотрены и в договоре заключенном между сторонами. Необходимость проведения капитального ремонта инженерных систем дома в котором проживает истица, подтверждается соответствующим актом представленным ответчиком – ЗАО «ПТС – Сервис» и фактически не оспаривалась ответчиками. Вместе с тем действующим жилищным законодательством решение о проведении капитального ремонта многоквартирного дома принимается общим собранием собственников помещений такого дома, а Департамент является собственником только неприватизированных квартир в указанном доме, то есть указанный ответчик самостоятельно не правомочен принять решение о проведении капитального ремонта дома в целом, поэтому суд находит необходимым удовлетворить соответствующие требования истицы частично и обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия для организации проведения необходимого капитального ремонта дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС АДРЕС.

· Вместе суд находит, что правоотношения возникшие между истицей и ответчиком – ЗАО «ПТС-Сервис» регулируются параграфом 3 главы 59 ГК РФ, и поскольку на основании указанного выше суд нашел достоверно установленным, что ответчиком ЗАО «ПТС – Сервис» в течение длительного периода истцу оказываются услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома ненадлежащего качества, а в соответствии ст. ст. 1095 и 1096 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина недостатками работ и услуг подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу – исполнителем, независимо от вины и наличия с потерпевшим договорных отношений, именно данный ответчик должен возместить истцу вред, причиненный имуществу истца в результате оказания услуг ненадлежащего качества.

· В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы необходимые для восстановления нарушенного права, с учетом вышеуказанного суд находит, что убытки истца в данном случае определяются стоимостью восстановительного ремонта поврежденного имущества истца (его квартиры) которая оценена соответствующими специалистами в 41 646 рублей 80 копеек, кроме того, к прямым убыткам истца, несомненно, относятся расходы по оценке вреда и по проведению соответствующих экспертных исследований, которые составили 12 000 рублей, поскольку очевидно указанные расходы были необходимы для восстановления нарушенных прав истца. Именно в указанных суммах суд находит необходимым взыскать в пользу истца убытки с ответчика ЗАО «ПТС – Сервис».

· В соответствии с п. 3.1.2 Договора управления многоквартирными домами от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года (далее Договора) управляющая организация обязана оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а в соответствии с п. 3.1.3 Договора управляющая организация обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг собственнику (нанимателям) помещений в многоквартирном доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей, не причиняющие вреда их имуществу, в том числе: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление, а как указано выше суд нашел достоверно установленным, что в течение длительного времени и до настоящего момента истцу ответчиком оказываются услуги ненадлежащего качества по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.

· Из договора заключенного между ЗАО «ПТС-Сервис» и АДРЕС городского округа Самара НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года следует, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года именно указанный ответчик обязан предоставлять истцу услуги надлежащего качества, в связи с чем суд находит требования истца в части возложения на ответчика обязанности по проведению необходимого ремонта общего имущества многоквартирного дома, также обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению именно к данному ответчику. Вместе с тем при возложении обязанности на указанного ответчика о проведении необходимого ремонта системы отопления, дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС АДРЕС, для обеспечения надлежащего теплоснабжения квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, указанного дома, суд находит необходимым ограничить объем указанных работ - объемом работ, предусмотренным вышеуказанным договором, поскольку работы по капитальному ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома, в соответствии с указанным договором в обязанность ответчика - ЗАО «ПТС-Сервис» не входят.

· В соответствии со ст. ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями, нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации лишь в случаях предусмотренных законом, в данном случае требования истца о компенсации морального вреда основаны на ст. 15 закона РФ «О защите прав потребителей», однако, определяя размер компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст. ст. 151 и 1101 ГК РФ принимая во внимание степень вины ответчика и конкретные обстоятельства дела (отсутствие отопления в квартире истицы в течение нескольких лет), учитывая требования разумности и справедливости, считает необходимым взыскать с ответчика – Департамента управления имуществом г.о. Самара (поскольку именно указанный ответчик является в отношении истицы исполнителем услуг по договору социального найма) в пользу истицы – 50 000 рублей.

· Требования истца о возложении на ответчика – МП «ЕИРЦ» обязанности по перерасчету оплаты коммунальных услуг основаны на ст. 156 ЖК РФ и п. 71 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, следовательно, поскольку достоверно установлено, что услуги по отоплению жилого помещения истице в течение нескольких лет не предоставлялись, суд находит необходимым частично удовлетворить требования истца в данной части и обязать Муниципальное предприятие городского округа Самара «Единый информационный расчетный центр», произвести перерасчет платы за жилое помещение и оплаты коммунальных услуг за квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС АДРЕС, за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года, исключив из расчета плату за отопление, и зачесть излишне оплаченные суммы в счет будущих платежей, вместе с тем суд не находит обоснованными требования в данной части об исключении из оплаты –платы за содержание жилья, поскольку отсутствие предоставления услуг в данной части достоверно судом не установлено, а также суд находит не основанными на законе требования истца об уменьшении платы на будущий период, поскольку Правилами представления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН предусмотрен несудебный порядок уменьшения указанных платежей, вместе с тем, если управляющая компания уклонится от составления соответствующего акта, на основании которого производится перерасчет, истица может заявить соответствующие исковые требования в отдельном судебном процессе.

· В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, возмещаются расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах, учитывая конкретные обстоятельства дела и объем услуг представителя истца, поэтому, учитывая объем и качество юридических услуг оказанных представителем истцу, суд считает разумным пределом возмещения расходов по оплате услуг представителя истцу – 6000 рублей – по 3 000 рублей с ответчиков – ЗАО «ПТС-Сервис» и Департамента управления имуществом г.о. Самара.

· Вместе с тем суд находит необоснованными требования истца в части взыскания с ЗАО «ПТС - Сервис» расходов, понесенных истцом в связи с не предоставлением коммунальных услуг и предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества в размере 67 339 рублей 66 копеек, поскольку как следует из существа заявленных расходов, они либо не связаны с предоставлением, указанным ответчиком, услуг ненадлежащего качества, либо являются обязанностью именно нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

· Иск Рузановой В.Н. - удовлетворить частично и:

1) взыскать с закрытого акционерного общества «Предприятие тепловых сетей - Сервис» (ОГРН-НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ИНН-НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН местонахождение – город Самара АДРЕС) в пользу - Рузановой В.Н. – 41 646 рублей 80 копеек – в счет возмещения имущественного вреда причиненного предоставлением услуг ненадлежащего качества, 12 000 рублей – в счет возмещения расходов по оплате стоимости экспертного исследования и работ по оценке вреда и 3 000 рублей – в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, то есть всего 56 646 (пятьдесят шесть тысяч шестьсот сорок шесть) рублей 80 копеек;

2) обязать закрытое акционерное общество «Предприятие тепловых сетей – Сервис», провести необходимый ремонт системы отопления, дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС города Самары, для обеспечения надлежащего теплоснабжения квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, указанного дома, в объеме предусмотренном договором №26/1 от 3 декабря 2007 года (заключенного между ЗАО и Администрацией Железнодорожного района городского округа Самара);

3) взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара (имеющего местонахождение – город Самара АДРЕС) в пользу - Рузановой В.Н. – 50 000 рублей – в счет компенсации морального вреда и 3 000 рублей – в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, то есть всего 53 000 (пятьдесят три тысячи) рублей;

4) обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара, провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия для организации проведения необходимого капитального ремонта дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС города Самары;

5) обязать Муниципальное предприятие городского округа Самара «Единый информационный расчетный центр», произвести перерасчет платы за жилое помещение и оплаты коммунальных услуг за квартиру НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС города Самары, за период с 23 мая 2008 года по 19 августа 2010 года, исключив из расчета плату за отопление, и зачесть излишне оплаченные суммы в счет будущих платежей.

· В удовлетворении иска в остальной части - Рузановой В.Н. - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено – 25 августа 2010 года

СУДЬЯ А.А. Евдокименко