РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2010 года город Самара
Железнодорожный районный суд города Самары в составе:
председательствующего – Колесниковой Л.Ю.
с участием – прокурора Меркухиной И.В.
при секретаре – Мухаметшиной Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Железнодорожного района г. Самара в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 18, Администрации г.о. Самара, Департамента образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии граждан,
у с т а н о в и л:
Прокурор Железнодорожного района города Самары, в порядке предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование своих требований указав следующее. Проведенной проверкой в МОУ СОШ №18 выявлены нарушения требований Конституции РФ, ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения выявлены:
- двери эвакуационных выходов из помещения столовой, расположенной на 1 этаже, из помещения раздевалки для 6-11 классов, где фактически одновременно находятся более 15 человек, из коридора 1 этажа, над которым расположен спортивный зал, из перегородки, отделяющей коридор 2-го этажа от общей лестничной клетки и ведущей из коридора 2-го этажа на лестничную клетку выполнены не по направлению выхода из здания (п. 6.17 СНиП 21-01-97*);
- не представлен сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности на материал, использующийся для отделки пола на путях эвакуации здания (п. 3 ППБ 01-03);
- материал, используемый для отделки стен на путях эвакуации здания, не отвечает требованиям пожарной безопасности, установленным (п.6.25 СНиП 21-01-97);
- не установлены противопожарные сертификационные люки в проемах в перекрытия, ведущие с лестничных площадок 3 этажа на чердак здания (п.8.4*СНиП 21-01-97, п. 3 ППБ 01-03);
- двери, отделяющие общие коридоры здания от лестничных клеток, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания (п. 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97 п. 6.18*);
- на 1 этаже запасной эвакуационной лестничной клетки высота горизонтальных участков путей эвакуации составляет менее 2-х метров (п.6.16 СНиП 21-09-97*);
- отделка стен в актовом зале, расположенном на 3 этаже здания выполнена из горючих материалов (п. 3 ППБ 01-03; СНиП 21-01-97 п. 6.25*);
- лестничная клетка не отделена от коридора 3 этажа дверьми, имеющими приспособления самозакрывания и уплотнения в притворах (п. 3 ППБ 01-03, ППБ 101-89* п. 2.1.11);
- помещения, находящиеся в подвале, не оборудованы дымовыми пожарными датчиками (п. 3 ППБ 01-03);
- не проведены эксплуатационные испытания наружных лестниц и ограждения на крыше (п. 41 ППБ 01-03);
- не произведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака, обработанных специальным огнезащитным составом (п. 150 ППБ 01-03).
Согласно ст. 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Система противопожарной защиты здания МОУ СОШ №18 (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Ст. 28 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм, должны осуществлять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Установлено, что требования санитарного законодательства в МОУ СОШ №18 не выполняются, в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- кабинеты начальных классов, физики, химии не обеспечены горячим водоснабжением (п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02).
Источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ №18 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктом поселений.
В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006г. №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится:
- составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара;
- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.
Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Самара.
Департамент образования администрации г.о. Самара является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе РФ «О техническом регулировании», и в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность.
Выявленные в МОУ СОШ №18 нарушения пожарной безопасности, нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом населении допускается продолжительное время, состояние противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности МОУ СОШ является объектом постоянного контроля ОГПН района, Управления Роспотребнадзора Самарской области в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений.
Без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ №18 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района города Самары Меркухина И.В. заявленные исковые требования поддержала с учетом уточненных исковых требований, и просила их удовлетворить, а также высказала мнение о несостоятельности возражений ответчика.
Представитель МОУ СОШ №18 –Коннова Е.В. исковые требования признала частично, указав, что действительно на момент проверки здания учреждения имелось ряд нарушений пожарных и санитарно-эпидемиологических правил, однако на настоящий момент некоторые указанные нарушения устранены.
Представитель администрации г.о. Самара Попова Е.С. с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель Департамента образования г.о. Самара Белозерская Н.Н. в судебном заседании исковые требования с учетом уточненных исковых требований не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области не явился, извещался надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав мнения сторон, участвующих в деле и изучив материалы дела: Устав муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 г.о. Самара /л.д. №; акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №05/469 от 08.09.2010г. /л.д.№/; предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №05/469 от 08.09.2010г. /л.д.№/; акт проверки государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 339 от 13.08.2010г. /л.д.№; протокол испытаний выполненной огнезащитной обработки деревянных конструкций согласно п. 6.4 ГОСТ Р 53292-2009 от 10.09.2010г. /л.д. №/;. Технический акт на выполнение работ по огнезащитной обработке от 02.09.2010г. /л.д. №; акт о выполнении предписания Управления Роспотребнадзора по самарской области №05/775 от 18.09.2009г. от 22.10.2010г. /л.д. №, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.
В ходе судебного заседания суд считает достоверно установленными следующие обстоятельства, - в ходе проверки в школе №18 были выявлены нарушения требований Конституции РФ, ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указанные в актах и предписаниях, данные обстоятельства не оспаривалось ответчиками.
Согласно ст.38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ст. 11 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Источником формирования финансовых ресурсов школы №18 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники, в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также, решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006г. №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится:
- составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара;
- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.
Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного постановлением главы г.о. Самара от 15.09.2006г. №2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Исходя из изложенного, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а возражения ответчиков несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р е ш и л :
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 18 городского округа Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования городского округа Самара, администрации городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий по приведению состояния учреждения в соответствии с действующим законодательством:
- выполнить по направлению выхода из здания двери эвакуационных выходов из помещения столовой, расположенной на 1 этаже, из помещения раздевалки для 6-11 классов, где фактически одновременно находятся более 15 человек, из коридора 1 этажа, над которым расположен спортивный зал, из перегородки, отделяющей коридор 2-го этажа от общей лестничной клетки и ведущей из коридора 2-го этажа на лестничную клетку;
- представить сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности на материал, использующийся для отделки пола на путях эвакуации здания;
- заменить материал, используемый для отделки стен на путях эвакуации здания, на отвечающий требованиям пожарной безопасности, установленным п.6.25 СНиП 21-01-97;
- установить противопожарные сертификационные люки в проемах в перекрытия, ведущие с лестничных площадок 3 этажа на чердак здания;
- оборудовать двери, отделяющие общие коридоры здания от лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания;
- на 1 этаже запасной эвакуационной лестничной клетки выполнить высоту горизонтальных участков путей эвакуации не менее 2-х метров;
- выполнить отделку стен в актовом зале, расположенном на 3 этаже здания из негорючих материалов;
- отделить лестничную клетку от коридора 3 этажа дверьми, имеющими приспособления самозакрывания и уплотнения в притворах;
- помещения, находящиеся в подвале, оборудовать дымовыми пожарными датчиками;
- провести эксплуатационные испытания наружных лестниц и ограждения на крыше.
Департаменту образования, администрации городского округа Самара, администрации городского округа Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 по адресу: <адрес> в соответствии с действующим законодательством.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 18 городского округа Самара устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан в срок до 15.08.2011г.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2010 года
СУДЬЯ Л.Ю. Колесникова