устранение нарушений противопожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2010 года город Самара

Железнодорожный районный суд города Самары в составе:

председательствующего – Колесниковой Л.Ю.

с участиемпрокурора Меркухиной И.В.

при секретареМухаметшиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Железнодорожного района г. Самара в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 76, администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противопожарной безопасности и законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии граждан,

у с т а н о в и л:

Прокурор Железнодорожного района города Самары, в порядке предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование своих требований указав следующее. Проведенной проверкой в МОУ СОШ №76 выявлены нарушения требований Конституции РФ, ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения выявлены:

- не проведена очистка от горючих отходов и не проверена работоспособность системы вентиляции и кондиционирования столовой и мастерской (п. 2.1.11 ППБ 100-89*);

- не проведена обработка огнезащитным составом сгораемых декораций, сценического оформления, драпировки актового зала (п.6.16.ППБ 101-89*);

- материал, используемый для отделки стен на путях эвакуации здания, не отвечает требованиям пожарной безопасности, установленным (п.6.25 СНиП 21-01-97, ППБ 01-03 п. 53);

- не произведена проверка огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака, обработанных специальным огнезащитным составом (п. 36 ППБ 01-03);

- на дверях лестничных клеток и коридорах, тамбурах и холлах отсутствуют уплотнение в притворах и устройства для самозакрывания (п. 3 ППБ 01-03, ППБ 101-89* п. 2.1.11).

Согласно ст. 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Система противопожарной защиты здания МОУ СОШ №76 (являющегося муниципальной собственностью) не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе, а также поблизости.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «об основных гарантиях прав ребенка в РФ», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Ст. 11 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Установлено, что требования санитарного законодательства в МОУ СОШ № 76 не выполняются, допущены следующие нарушения:

- не восстановлено ограждение участка (п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02).

Источником формирования финансовых ресурсов МОУ СОШ №76 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктом поселений.

В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006г. №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится:

- составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара;

- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.

Департамент образования администрации г.о. Самара является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Выявленные в МОУ СОШ №76 нарушения пожарной безопасности, нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом населении допускается продолжительное время, состояние противопожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности МОУ СОШ является объектом постоянного контроля ОГПН района, Управления Роспотребнадзора самарской области в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района города Самары Меркухина И.В. заявленные исковые требования поддержала с учетом уточненных исковых требований, и просила их удовлетворить, а также высказала мнение о несостоятельности возражений ответчика.

Представитель МОУ СОШ №76 – Хорошилова Н.Н. исковые требования признала частично, указав, что действительно на момент проверки здания учреждения имелось ряд нарушений пожарных и санитарно-эпидемиологических правил, однако на настоящий момент некоторые указанные нарушения устранены.

Представитель администрации г.о. Самара Попова Е.С. с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель Департамента образования г.о. Самара Поставнова Л.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточненных исковых требований не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Заслушав мнения сторон, участвующих в деле и изучив материалы дела: Устав государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального лицея № (торгово-кулинарного) /л.д. №; акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя №05/463 от 08.09.2010г. /л.д№/; предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №05/463 от 08.09.2010г. /л.д.№/; акт проверки государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 340 от 11.08.2010г. /л.д№/; предписание №340/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 11.08.2010г. /л.д. №/, согласно которому выявлены нарушения, указанные в исковом заявлении; акт об установке доводчиков на дверях лестничных клеток от 18.08.2010г. /л.д. №/; акт о приемке выполненных работ /л.д. №/; Устав МОУ СОШ №76 от 15.12.2009г. /л.д. №/; акт о приемке выполненных работ /л.д. №; копию решения Железнодорожного районного суда г. Самара от 19.02.2010г. /л.д. №/; исполнительную схему выполненной огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения здания МОУ СОШ № 76 /л.д. №/, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования.

В ходе судебного заседания суд считает достоверно установленными следующие обстоятельства, - в ходе проверки в школе №76 были выявлены нарушения требований Конституции РФ, ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313, Закона РФ «Об образовании», ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указанные в актах и предписаниях, данные обстоятельства не оспаривалось ответчиками.

Согласно ст.38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Ст. 11 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Источником формирования финансовых ресурсов школы №76 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники, в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также, решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 66 Устава г.о. Самара Самарской области, принятого решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006г. №294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится:

- составление проекта бюджета г.о. Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара;

- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год.

Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного постановлением главы г.о. Самара от 15.09.2006г. №2216, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Исходя из изложенного, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а возражения ответчиков несостоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 76 городского округа Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия : подготовить и предоставить Департаменту образования городского округа Самара, администрации городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий по приведению состояния учреждения в соответствии с действующим законодательством : провести очистку от горючих отходов, и проверку работоспособности системы вентиляции и кондиционирования столовой и мастерской; провести обработку огнезащитным составом сгораемых декораций, сценического оформления, драпировки актового зала; материал, используемый для отделки стен на путях эвакуации здания, заменить на негорючий; произвести проверку огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака, обработанных специальным огнезащитным составом.

Департаменту образования, администрации городского округа Самара, администрации городского округа Самара провести организационные мероприятия в части изыскания и выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 76 по адресу : <адрес> в соответствии с действующим законодательством, а именно: проведению очистки от горючих отходов и проведению проверки работоспособности системы вентиляции и кондиционирования столовой и мастерской; проведению обработки огнезащитным составом сгораемых декораций, сценического оформления, драпировки актового зала; замены материала, используемого для отделки стен на путях эвакуации здания, на негорючий; проведения проверки огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака, обработанных специальным огнезащитным составом.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы № 76 городского округа Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара, администрацию г.о. Самара устранить нарушения законодательства о безопасности в срок до 15.08.2011г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01.12.2010 года

СУДЬЯ Л.Ю. Колесникова