по иску Куйбышевского транспортного прокурора в интересах Козлова А.А. к ОАО `РЖД` о компенсации морального вреда.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2011 года г.о. Самара

Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

председательствующего судьи Мартемьяновой С.В.,

при секретаре Мартьяновой А.В.,

с участием помощника Куйбышевского транспортного прокурора Станотина Д.В.,

представителя ответчика ОАО Российские железные дороги Куйбышевская железная дорога – филиал ОАО РЖД Полововой Ю.В., <данные изъяты>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Куйбышевского транспортного прокурора в интересах Козлова А.А. к ОАО «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Куйбышевский транспортный прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в Железнодорожный районный суд г. Самара с иском в интересах Козлова А.А. к ОАО «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в 22.45ч. на <адрес> электропоездом ЭР-2 № травмирован Козлов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно акту служебного расследования несчастного случая на железнодорожном транспорте, не связанного с производством, и постановлению старшего следователя Куйбышевской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ травмирование Козлова А.А. произошло в результате наезда электропоезда ЭР-2 № (являющегося собственностью ОАО «№РЖД») под управлением машиниста ФИО3 по неосторожности потерпевшего в связи с его нахождением на железнодорожных путях. Поскольку несчастный случай произошел при использовании ответчиком транспортного средства – вред причинен источником повышенной опасности. Источник повышенной опасности – поезд, которым был травмирован Козлов А.А., принадлежит Управлению Российской Железной дороги, которое в соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязано возместить причиненный ущерб. С ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.А. является вдовцом, на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. В результате травмирования Козлов А.А. лишился обеих ног, стал инвалидом, ограничен в движении, не имеет возможности устроиться на работу с заработной платой, обеспечивающий нормальный уровень жизни, в связи с чем ограничен в денежных средствах и не может приобретать в необходимом количестве продукты питания, одежду и детские вещи, что вызывает у потерпевшего не только физические, но и нравственные страдания. С учетом причиненных страданий, отсутствием умысла, неблагоприятным материальным положением, признанием своей вины Козловым А.А., прокурор просит взыскать в пользу Козлова А.А. с ОАО «РЖД» в счет компенсации морального вреда 50000 рублей.

В судебном заседании помощник Куйбышевской транспортной прокуратуры Станотин Д.В. заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Козлов А.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайстивовал о рассмотрении дела в его отсуствии.

Представитель ОАО «Российские железные дороги – филиал ОАО «РЖД» Половова Ю.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что причиной травмирования Козлова А.А. стало нарушение самим пострадавшим «Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.07г. № 18, поскольку Козлов А.А. находился на железнодорожных путях в неустановленном для перехода месте в состоянии алкогольного опьянения и на подаваемые сигналы не реагировал, что запрещено вышеуказанными правилами. В соответствии с п.2, 3 ст. 1083 ГК РФ владелец источника повышенной опасности может быть освобожден от ответственности при грубой неосторожности самого потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материал проверки № от ДД.ММ.ГГГГ по факту травмирования Козлова А.А., суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 22.45ч. на <адрес> электропоездом ЭР-2 № под управлением ФИО3 был травмирован Козлов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 28).

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ гр. Козлов А.А. действительно обращался в травмотологическое отделение Узловой больницы <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, диагноз – травматическая ампутация обеих нижних конечностей на уровне голени. (л.д. 23)

Из акта служебного расследования несчастного случая с людьми на железнодорожных дорогах следует, что причиной несчастного случая явилось нахождение пострадавшего на железнодорожных путях в неустановленном месте в нетрезвом состоянии (л.д. 29).

Согласно ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье относятся к нематериальным благам.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ вред причиненный жизни гражданина источником повышенной опасности возмещается независимо от вины причинителя вреда.

Ответчик ОАО «РЖД» является владельцем источника повышенной опасности, и в соответствии со ст. ст. 1079 и 1100 ГК РФ обязан возместить вред и при отсутствии его вины.

Под моральным вредом в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20.12.1994 года № 10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 № 10, от 15.01.98 № 1, от 06.02.2007 № 6) понимаются нравственные или фи­зические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принад­лежащее гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нару­шающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Утрата Козловым А.А. обеих ног, получение инвалидности, ограничение в движении, отсутствие возможности устроиться на работу с заработной платой, обеспечивающий нормальный уровень жизни, в связи с чем он ограничен в денежных средствах и не может приобретать в необходимом количестве продукты питания, одежду и детские вещи, вызывает у потерпевшего нравственные страдания и в соответствии с требованиями п. 1 ст. 151 ГК РФ влечет обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размера компенсации морального вреда в соответствии с ч.2 ст.151 и п.2 ст.1101 ГК РФ принимаю во внимание степень вины ответчика, оцениваю характер и степень причиненных истцам нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств их причинения.

При этом, суд приходит к выводу о том, что действия Козлова А.А. являются грубой неосторожностью, поскольку он не соблюдал необходимую осторожность при нахождении на железнодорожных путях, находился в состоянии алкогольного опьянения.

В связи с этим, считаю заявленный прокурором размер компенсации в сумме 50 000 рублей завышенным, и, руководствуясь принципами разумности и справедливости, определяю его в 30000 рублей в пользу Козлова А.А.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истцы были освобождены при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования Куйбышевского транспортного прокурора в интересах Козлова А.А. к ОАО «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО Российские железные дороги Куйбышевская железная дорога – филиал РЖД в пользу Козлова А.А. в счет компенсации морального вреда 30 000 рублей.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать.

Взыскать с ОАО Российские железные дороги Куйбышевская железная дорога – филиал РЖД в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено «17» января 2010 года.

Судья С.В. Мартемьянова