признание права собственности на реконструированный дом и земельный участок



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2010 года Железнодорожный суд г.Самары

в составе: председательствующего судьи Колесниковой Л.Ю.

при секретаре Мухаметшиной Г.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Амосова Б.Г. к Администрации г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом и земельный участок, суд

УСТАНОВИЛ

Амосов Б.Г., собственник планового жилого дома, обратился в суд с вышеизложенными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее. 29.06.1959г. он приобрел в собственность у ФИО3 недостроенное домовладение, доведенное до 38 % готовности, расположенное на земельном участке площадью 499,8 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи, удостоверенного 29.06.1959г. нотариусом Советской государственной нотариальной конторы г. Куйбышева ФИО4 по реестру №3160, зарегистрированного БТИ г. Куйбышева 16.01.1961г. в книге за №37, реестровая запись №581. Для улучшения жилищных условий в период с 1969г. по 1973г. истец произвел реконструкцию жилого дома, которая заключалась в следующем: были выстроены новые пристрой лит.А1 площадью 7,4 кв.м. в котором образована кухня; пристрой лит. А2, в котором образованы две жилые комнаты, площадью 17,7 кв.м. и 5,2 кв.м. соответственно и корридо площадью 3,8 кв.м.; пристрой лит А3, в котором образована кухня площадью 7,3 кв.м.; пристрой лит. а1, в котором образованы сени площадью 5,5 кв.м. Установлен отопительный газовый котел в кухне в лит.А1. Произведенная реконструкция жилого дома соответствует строительным, санитарным нормам и правилам, не нарушает ничьих интересов. 17.08.2005г. истец обратился в УФРС за регистрацией права собственности на жилой дом. В регистрации ему было отказано, на основании того, что в договоре купли-продажи адрес недостроенного домовладения указан как <адрес>, однако в соответствии с выпиской из ЕГРОКС объектом является жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Сведений о перенумерации дома гос. архив Самарской области и Администрация Железнодорожного района г. Самары не располагают в связи с чем истец не может зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке.

Земельный участок, на котором расположен жилой дом, площадью 499,8 кв.м. был предоставлен прежнему собственнику ФИО3 на основании договора №18763 от 18.02.1958г. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. В результате работ по межеванию данного участка общая площадь земельного участка составила 566 кв.м. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями. На основании вышеизложенного истец считает, что он приобрел право пользования земельным участком на праве бессрочного пользования, в связи с чем он имеет право на приобретение земельного участка площадью 566 кв.м. в собственность.

В судебном заседании представитель истца Сафронов В.Н. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что после реконструкции площадь дома увеличилась и стала составлять общая площадь 89,9 кв.м., жилая площадь 62,4 кв.м., подсобная площадь 27,5 кв.м. Произведенная реконструкция жилого дома соответствует действующим строительным, санитарным, противопожарным нормам и правилам.

Представитель ответчика Администрации г.о.Самара в суд не явился, представил отзыв, согласно которого исковые требования не признают в части признания права собственности на реконструированный жилой дом, так как истцом не представлены разрешения на строительство, акт приемки в эксплуатацию, постановление об утверждении данного акта. Истец не доказал, что самовольная реконструкция дома произведена на его средства и он несет бремя содержания объекта. Не представлены сведения об отсутствии правопритязания третьих лиц на самовольную постройку, следовательно отсутствуют доказательства того, что произведенная реконструкция не нарушает права и охраняемые интересы других лиц. Истец не доказал, что реконструкция строения произведена с соблюдением целевого назначения земельного участка и не нарушает градостроительных норм.

Представитель Министерства имущественных отношений в суд не явился, представил отзыв, согласно которого исковые требования в части признания права собственности на земельный участок не признают, поскольку у истца отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом, расположенный на земельном участке

Представитель ответчика Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара в суд не явился, представил отзыв, в соответствии с которым в иске просят отказать, так как истцом не получено разрешение на строительство дома, не представлены доказательства соответствия реконструированного жилого дома градостроительным нормам и правилам. Истцом так же не представлены доказательства за счет чего произошло увеличение площади земельного участка.

Федеральная регистрационная служба в судебное заседание не явились, извещались надлежаще.

Принимая во внимание доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном /бессрочном/ пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, осуществившем данную постройку, если сохранение данной постройки не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст.25 ч.1 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со ст. 25 ч.2 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Судом установлено, что произведенная реконструкция, перепланировка и переустройство заключается в следующем: были выстроены новые пристрой лит.А1 площадью 7,4 кв.м. в котором образована кухня; пристрой лит. А2, в котором образованы две жилые комнаты, площадью 17,7 кв.м. и 5,2 кв.м. соответственно и корридо площадью 3,8 кв.м.; пристрой лит А3, в котором образована кухня площадью 7,3 кв.м.; пристрой лит. а1, в котором образованы сени площадью 5,5 кв.м. Установлен отопительный газовый котел, мойка с местной канализацией и газовой плитой в кухне в лит.А1, а также установлена газовая плита в кухне лит.А3. Произведенная перепланировка и реконструкция жилого дома соответствует СНиП 31-02-2001 «дома жилые одноквартирные», СНиП 21-01-97 «пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции»

В соответствии со ст. 1 п.14 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией признается изменение параметров объектов капитального строительства, изменение площадей. Судом установлено, что в результате произведенной перепланировки и реконструкции, увеличилась площадь дома, т.е. произведена реконструкция.

На основании вышеизложенного, суд признает за истцом право собственности на перепланированный и реконструированный жилой дом.

Доводы представителя Администрации г.о.Самара суд находит несостоятельными. В соответствии с заключением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара земельный участок <адрес>, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденными Решением Самарской городской Думы от 15.07.2010г. № 951, жилой дом находится в зоне многоэтажной жилой застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Ж1-2). Размещение одноэтажного индивидуального жилого дома в указанной зоне соответствует разрешенным видам использования, установленным для данной зоны. Согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам указанный жилой дом не располагается в границах красных линий. Территория земельного участка обременена охранными зонами инженерных сетей (к жилому дому подведен газопровод). Соблюдение охранных зон инженерных сетей согласовывается со службами эксплуатирующих их. Заключение о соответствии индивидуального жилого дома действующим строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам может быть выполнено проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Истец представил все необходимые заключения о соответствии произведенной перепланировки, реконструкции жилого дома строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В соответствии с п.9.1 ФЗ «О порядке регистрации прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с ч.2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В соответствии со ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу, он приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в полном объеме, что и прежний собственник.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

В соответствии со ст.59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судом установлено, что Договором № 18763 от 18 февраля 1958г. прежнему собственнику, ФИО3, был предоставлен в бессрочное пользование под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 499,8 кв.м. 29.06.1959г. истец приобрел в собственность у ФИО3 недостроенное домовладение, доведенное до 38 % готовности, расположенное на земельном участке площадью 499,8 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи, удостоверенного 29.06.1959г. нотариусом Советской государственной нотариальной конторы г. Куйбышева ФИО4 по реестру №3160, зарегистрированного БТИ г. Куйбышева 16.01.1961г. в книге за №37, реестровая запись №581. Данный договор купли-продажи был зарегистрирован в БТИ 16.01.61г. с указанием адреса дома как <адрес>. Из материалов дела суд делает вывод о том, что домовладение, приобретенное истцом по договору купли-продажи от 29.06.1959г., в котором указан адрес домовладение: <адрес>, полностью соответствует зарегистрированному в БТИ строению по адресу: <адрес>. Общая площадь границ земельного участка, находящегося в фактическом пользовании истца составляет 566, 0 кв.м., из которых 499,8 кв.м. предоставлено прежнему собственнику по договору № 18763 от 18 февраля 1958г. и 66,2 кв.м. вне документов. В связи с тем, что земельный участок площадью 66.2 кв.м. граничит с ранее предоставленным земельным участком, является единым участком, размер его не превышает минимального размера 100 кв.м., установленного Решением Думы г.о.Самара от 21.12.2006 года № 374 «О нормах предоставления земельных участков на территории г.о.Самара,/ в ред. Решения Думы г.о.Самара от 26.04.2007 года № 418/, суд приходит к выводу, что истец имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации фактически занимаемого земельного участка площадью 566 кв.м.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать за Амосовым Б.Г. право собственности на реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 89,9 кв.м., жилой площадью 62,4 кв.м., подсобной площадью 27,5 кв.м.

Признать за Амосовым Б.Г. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 566 кв.м.

Мотивированное решение суда изготовлено 3 декабря 2010 года.

В 10 дневный срок решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский Облсуд через Железнодорожный суд <адрес>.

СУДЬЯ Колесникова Л.Ю.