РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2011 года г.о. Самара
Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:
председательствующего судьи Мартемьяновой С.В.,
при секретаре Мартьяновой А.В.,
представителя истца Ермолаевой Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года, удостоверенной нотариусом <адрес>, ФИО4, зарегистрированной в реестре за №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Бурцева В.И. к Закрытому акционерному обществу «Трест Волгосоцжилстрой», ООО «Ипотечная строительная компания», с третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрацией г.о. Самара, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федральное БТИ», ТСЖ «Фортуна», о признании права собственности на объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Бурцев В.И. обратился в суд с иском к ЗАО «Трест Волгосоцжилстрой», ООО «Ипотечная строительная компания о признании права собственности на объект незавершенного строительства в обоснование своих требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и СГООИ «СИЛК» был заключен договор уступки прав требования по договору № уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ Предметом данного договора являлось долевое участие в строительстве жилого дома по <адрес> (строительный), в доле, соответствующей трехкомнатной квартире № (строительный), общей площадью 101,62 кв. м. Стоимость квартиры на момент подписания договора составляла 4572900 рублей., которая полностью оплачена истцом. Ориентировочный срок окончания строительно-монтажных работ был определён как 2 квартал 2005 г.
Стороны вышеперечисленных договоров надлежаще исполнили свои обязательства по оплате уступаемых прав на указанную выше квартиру. Таким образом, истец фактически осуществляет правомочия собственника на вышеуказанную квартиру. Однако до настоящего времени дом в эксплуатацию не введен и истица не имеет возможности зарегистрировать свое право на указанную квартиру. На основании изложенного истец просит суд признать за ним право собственности на указанную квартиру.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель истца, Ермолаева Н.С., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила признать за истцом право собственности на трехкомнатную квартиру №, расположенную в объекте незавершенного строительства по <адрес> общей площадью 101,4 кв.м., жилой площадью 97,2 кв.м, подсобной площадью 56,9 кв.м, подсобной 40,3 кв.м., кроме того, прочей (без коэффициентов) 8,4 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Ермолаева Н.С., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчикв ЗАО «Трест Волгосоцжилстрой», ООО «Ипотечная строительная компания» надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии не представили.
На основании ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.
Представители Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федральное БТИ», ТСЖ «Фортуна», надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии не представили.
Представитель Администрации г.о. Самара, ТСЖ «Квартал», надлежащим образом извещенный о слушании дела, в суд не явился, представил отзыв на исковое заявление согласно которому возражают против удовлетворения заявленных истцом требований, пояснив, что возведенный ООО ГСК «Междуречье» жилой дом построен с нарушением норм Градостроительного кодекса – не введен в эксплуатацию.
На основании ч.3,5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании на основании представленных истцом документов, ДД.ММ.ГГГГ между истцом, Бурцевым В.И. и <данные изъяты> был заключен договор уступки прав требования по договору № уступки прав требования от ДД.ММ.ГГГГ Предметом данного договора являлось долевое участие в строительстве жилого дома по <адрес> (строительный), в доле, соответствующей трехкомнатной квартире № (строительный), общей площадью 101,62 кв. м.(л.д.9).
Бурцев В.И. полностью оплатил свою долю, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 01.09.2010г. (л.д. 13).
Судом установлено, что строительство жилого дома осуществлялось при наличии следующих разрешительных документов:
договора аренды земельного участка № 008627з от 4 апреля 2001 года предусмотрено предоставление ЗАО «Трест Волгосоцжилстрой» земельного участка по <адрес> 2348,70 кв.м. (л.д. 33-37).
· постановления Главы города Самары от 18 августа 2004 года №1578 о продлении застройщику срока договора аренды на земельный участок, на котором расположен спорный объект незавершенного строительства.
· разрешения № 74? на выполнение строительно–монтажных работ, выданного 26.03.2003г. инспекцией государственного архитектурно – строительного надзора Департамента строительства и архитектуры (л.д. 32).
Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Самары от 16.12.2010г. № 124 о внесении изменений в Распоряжение зам. Главы г.о. Самары – главы Администрации Железнодорожного района г.о. Самары от 31.05.2006г. № 56 «О присвоении почтового адреса жилому дому по <адрес>, указанному жилому дому со встроенными нежилыми помещениями секции № присвоен почтовый <адрес> «А» (л.д. 31).
Суд считает, что договор, заключенный между истцом и ответчиком фактически является договором инвестирования и подпадает под действие Федерального закона от 25.02.1999г. № №9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». В соответствии со ст. 6 указанного закона только инвесторы имеют равные права на владение и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. Основанием возникновения прав владения, пользования и распоряжения объектов инвестиций является полная оплата инвестором причитающихся с него денежных средств, а также наличие фактического результата инвестиций, то есть объекта недвижимости, возведенного на средства инвестора.
Судом достоверно установлено, что строительство жилого дома № по <адрес> завершено, факт существования многоквартирного дома по данному адресу установлен исследованными в судебном заседании документами. Стоимость долевого участия в строительстве оплачена истцом в полном объеме.
Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на жилое помещение (квартиру) № в доме № по <адрес>, квартира, переданная истцу является трехкомнатной, общей площадью 101,4 кв.м., жилой площадью 97,2 кв.м, подсобной площадью 56,9 кв.м, подсобной 40,3 кв.м., кроме того, прочей (без коэффициентов) 8,4 кв.м. (л.д.24-27).
В материалах дела имеется письменное ходатайство супруги истца ФИО9 о признании права собственности на вышеуказанную квартиру за Бурцевым В.И. (л.д.39).
Поскольку, в соответствии с пунктом 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подсобных построек, возведенный ответчиком жилой дом № по <адрес> является объектом капитального строительства.
По общему правилу, установленному ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, документом, удостоверяющим выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод в эксплуатацию.
В данном случае разрешение на ввод в эксплуатацию отсутствует, однако спорный объект строительства имеет постоянные характеристики, подтверждающиеся техническим паспортом, что позволяет считать его объектом незавершенного строительства, то есть объектом недвижимости, который может быть объектом гражданского оборота.
Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 16.02.2001г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отметил, что объект незавершенного строительства может являться объектом прав только в случае, если он не является предметом действующего договора строительного подряда. Объект незавершенного строительства в настоящее время имеет постоянные характеристики, что позволяет его считать объектом недвижимости, который может быть предметом гражданского оборота.
В соответствии со ст. 219 ч.1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Принимая во внимание то обстоятельство, что истец не имеет возможности зарегистрировать свое право во внесудебном порядке в связи с отсутствием части документов, необходимость предоставления которых предусмотрена ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд находит установленным, что истец приобрел право собственности на долю в объекте незавершенного строительства в виде соответствующей квартиры, указанной в договоре.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ у истца возникает право на изготовленную для себя новую вещь.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статье 17 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 112-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решение суда о признании права является основанием для проведения государственной регистрации права, сведения, которые необходимы для внесения в реестр, в том числе, основные технические характеристики квартиры – площадь, этаж, номер квартиры – имеют место, что подтверждено техническим паспортом.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права, поэтому суд находит требования истца обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Бурцевым В.И. право собственности, на трехкомнатную квартиру № расположенную в объекте незавершенного строительства по <адрес> на 13 этаже, общей площадью 101,4 кв.м., жилой площадью 97,2 кв.м, подсобной площадью 56,9 кв.м, подсобной 40,3 кв.м., кроме того, прочей (без коэффициентов) 8,4 кв.м. (л.д.24-27), согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 21.12.2010г. ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2011 года.
Судья С.В. Мартемьянова