Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 марта 2011 года Железнодорожный районный суда гор.Самары в составе:
председательствующего Колесникова А.Н.
при секретаре Петровой А.В.,
с участием:
истца Артемьевой В.И.
ее представителя Скворцова Д.Д., действующего по доверенности,
представителя Администрации Железнодорожного района городского округа Самара Архиповой Е.А., действующей по доверенности;
представителя ТОС №6 Железнодорожного района городского округа Самара Гоцулян Г.Е., действующая по доверенности,
представителя Администрации городского округа Самара Ермолаевой А.Г., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Артемьевой В.И. к ТОС микрорайона №6 Железнодорожного района городского округа Самара, Администрации Железнодорожного района городского округа Самара о взыскании невыплаченной заработной платы,
установил:
Артемьева обратилась в суд с вышеназванным иском, уточнив его в последствии, в обосновании которого указала, что она находится на должности <данные изъяты>. Начиная с января месяца 2010 года ей не выплачивается заработная плата (юридическим лицом - названным ТОС, где она работает по трудовому договору). Это объясняется недостаточностью финансирования со стороны Администрации Железнодорожного района г.о. Самара. Правовым основанием для взыскания с обоих ответчиков не выплаченной ей заработной платы (убытков) являются ст.ст. 16, 393 ГК РФ (ч.ч.1 и 4) об обязанности возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Просит взыскать в её пользу: с муниципального учреждения «Некоммерческая организация Территориальный общественный Совет «ТОС-6» Железнодорожного района г.о. Самара» и Администрации Железнодорожного района г.о. Самара солидарно убытки в виде невыплаченной заработной платы (с января по декабрь 2010 года, включительно, исключая октябрь, ноябрь и декабрь месяцы) в размере 96840 рублей.
В судебном заседании истец и её представитель уточненные исковые требования поддержали и настаивали на них, обстоятельства на которые они ссылались как на основания своих требований изложили в соответствии с представленным уточненным иском.
Представитель Администрации Железнодорожного района г.о. Самара, уточненные требования не признала, обстоятельства на которые она ссылалась как на основания своих возражений изложила в соответствии с предъявленным отзывом.
Представитель ТОС №6 Железнодорожного района городского округа Самара предъявленные требования признала, пояснив, что Артемьева В.И. работала, а платить должна администрация.
Представитель Администрации городского округа Самара с предъявленными требованиями не была согласна, обстоятельства на которые она ссылалась, высказывая свое отношение к заявленным требованиям изложила в соответствии с предъявленным отзывом.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, полагаю, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон 131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10. 2003 № 131 под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Часть 1 статьи 34 закона 131-ФЗ определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Уставом городского округа Самара Самарской области, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 10. 07.2006 №294 территориальное общественное самоуправление осуществляется в городском округе Самара населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также создания органов территориального общественного самоуправления (далее - ТОС).
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
В судебном заседании установлено, что Устав ТОС микрорайона № 6 Железнодорожного района городского округа Самара был утвержден решением конференции ТОС микрорайона № 6 Железнодорожного района городского округа Самара, протоколом № от 9 июня 2008, зарегистрирован Управлением по работе с населением Администрации городского округа Самара 24 июня 2008 года, в соответствии с «Положением о порядке организации и осуществления самоуправления в городском округе Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 29.11.2007 г. №501 (л.д.8-17). В соответствии с пунктом 1.5 Устава ТОС может быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с Уставом органами территориального общественного самоуправления являются: конференция граждан – высший орган управления; Совет территориального общественного самоуправления - постоянно действующий руководящий орган; председатель Совета ТОС – единолично исполнительный орган; контрольно - ревизионная комиссия ТОС – контрольный орган; старший многоквартирного дома, старший подъезда, председатель уличного комитета – первичные органы ТОС (пункт 3.1 Устава). Полномочия Совета ТОС определены разделом 5 Устава, в том числе утверждение штатного расписания ТОС, смету расходов на содержания аппарата и мероприятия ТОС, а также лимит финансовых средств в пределах которого председатель комитета ТОС может самостоятельно принимать решения.
Судом установлено, что ДУИ городского округа Самара выделило ТОС микрорайона №6 Железнодорожного района помещение по адресу <адрес> (имущество муниципальной казны) (л.д.46).
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащие нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основе трудового договора в результате избрания на должность (ст. 16 ТК РФ).
Трудовые отношения возникающие на основание трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции (ст.17 ТК РФ).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с конференцией территориального общественного самоуправления микрорайона №6 Железнодорожного района городского округа Самара председателем Совета ТОС избрана Артемьева В.И. сроком на 4 года (л.д.18-23). В соответствии со штатным расписанием совета ТОС №6, имеются две должности: председатель Совета ТОС, делопроизводитель специалист 2 категории (л.д.50).
Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,… нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, … осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).
Руководитель организации заключает трудовой договор с работодателем, то есть управляемой им организацией, в которой он осуществляет работодательские функции по отношению к другим работникам, и эта организация является местом работы такого руководителя.
При заключении трудового договора с руководителем его стороной должен выступать непосредственно собственник имущества (организация как юридическое лицо).
Суд полагает, что при оформлении факта назначения на должность руководителя некоммерческой организации ТОС микрорайона №6 Железнодорожного района городского округа Самара какого-то специального акта (приказа или распоряжения) помимо решения конференции не требуется. Достаточно протокола, фиксирующего решение конференции, на основании которого может быть сделана запись в трудовую книжку работника.
Таким образом судом установлено, что Артемьева В.И. состоит в трудовых отношениях с ТОС №6 на основание протокола конференции от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 4 года.
Источником формирования имущества ТОС в денежной или иных формах являются … средства бюджета городского округа Самара, поступающие на основании договоров, заключенных с Администрацией городского округа Самара (п.п.10.1 п.10 Устава).
Постановлением Администрации городского округа Самара от 20. 04. 2010 № 362 «О порядке определения объема и предоставления в 2010 году субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории городского округа Самара» утвержден Порядок определения объема и предоставления в 2010 году субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, осуществляющим территориальное общественное самоуправление на территории городского округа Самара. Согласно данного Порядка - в целях получения субсидии некоммерческая организация предоставляет в территориальный орган Администрации городского округа Самара заявку на предоставление субсидий. По итогам рассмотрения заявки администрация района принимает решение о заключении договора с получателем субсидии.
Согласно пункту 11 указанного Порядка ТОС может быть отказано в заключении указанного договора в случае непредставления либо предоставления не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка. ТОС-6 не представлены в администрацию Железнодорожного района городского округа Самара документы на получение субсидий в 2010 году, предусмотренные пунктом 7 Порядка, в связи с чем ему было отказано в предоставлении субсидий из бюджета городского округа Самара в 2010 году. Таким образом, средства бюджета городского округа Самара не составляли имущественную массу ТОС-6 в 2010 году.
В судебном заседании установлено, что заявок от ТОС №6 Железнодорожного района г. Самара в Администрацию района не поступали. Как пояснила Артемьева В.И. ей не было разъяснен порядок обращения для получения субсидий. Таким образом суд полагает доказанным, что ТОС не выполнил обязательств работодателя по оплате труда руководителя некоммерческой организации в соответствии с главой 21 ТК РФ.
При таких обстоятельствах суд полагает взыскать с ответчика ТОС микрорайона №6 Железнодорожного района г.о. Самара невыплаченную заработную плату Артемьевой В.И. в размере 96840 рублей
Суд не принимает доводы истца и его представителя о том, что учредителями ТОС являются Администрация городского округа Самара, Администрация Железнодорожного района г.о. Самара, по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ учредители юридического лица (за исключением общественных и религиозных объединений) - это участники юридического лица, имеющие обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Статьей 56 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учредители утверждают устав юридического лица.
Судом установлено, что в Уставе ТОС-6 отсутствуют сведения о том, что учредителями и собственниками имущества ТОС-6 являются органы местного самоуправления (территориальные органы местного самоуправления), в том числе Администрация городского округа Самара, администрация Железнодорожного района городского округа Самара. Согласно Уставу ТОС-6 он утвержден решением конференции ТОС-6 на основании протокола № от 09.09.2008, то есть учредителями ТОС-6 являются физические лица.
Суд не принимает доводы истца о том, что между ним и Администрацией городского округа Самара, администрацией Железнодорожного района городского округа Самара возникли трудовые отношения на основании распоряжения администрации Железнодорожного района городского округа Самара от 24.02.2000 № «О председателе ТОС микрорайона № 6 Железнодорожного района г.Самары» (далее - распоряжение №). Пунктом 1 указанного распоряжения утверждена в качестве председателя Совета ТОС - 6 Артемьева В.И. Указанное распоряжение принято в соответствии с действующим на тот момент решением Самарской Городской Думы от 06.04.1995 № 40 «Об утверждении Временного Положения «О территориальном общественном самоуправлении в городе Самаре». Таким образом, распоряжение № 46-р нельзя расценивать как акт, свидетельствующий о приеме на работу истца. Из представленных суду штатного расписания Администрации Железнодорожного района г.о.Самара на тот период, судом не установлена наличие в штате должности председателя ТОС (л.д.181-182).
В судебном заседании установлено, что ТОС не является бюджетным учреждением, что подтверждается предоставление субсидий из средств бюджета городского округа Самара в соответствии с пунктом 3 Порядка некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями. При таких обстоятельствах применение ст. 120 ГК РФ несостоятельна.
Отказывая в удовлетворение требований в части привлечения Администрации Железнодорожного района г.о. Самара и ТОС №6 Железнодорожного района г.о. Самара к субсидиарной и солидарной ответственности, суд руководствовался следующим. Возникшие правоотношения в части взыскания заработной платы регулируются трудовым законодательством. Сторонами указанных правоотношений является работодатель и работник. Судом установлено, что ТОС №6 Железнодорожного района г.о. Самара является работодателем, а Артемьева В.И. работником. При таких обстоятельствах применение солидарных требований не состоятельно, так как Администрации Железнодорожного района г.о. Самара не является стороной трудовых правоотношений, и не отвечает по обязательствам ТОС.
Совокупность изложенных доводов свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Артемьевой В.И., предъявленных солидарно и к администрации Железнодорожного района городского округа Самара.
Судебные расходы в части взыскания государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в соответствии с частью 1 ст. 103 ГПК РФ.
Учитывая изложенное руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья
р е ш и л:
Удовлетворить заявленные исковые требования частично.
Взыскать с Территориального общественного самоуправления микрорайона №6 Железнодорожного района городского округа Самара в пользу Артемьевой В.И. невыплаченную заработную плату в размере 96840 рублей.
В иске к Администрации Железнодорожного района городского округа Самара отказать.
Взыскать с Территориального общественного самоуправления микрорайона №6 Железнодорожного района городского округа Самара государственную пошлину в доход государства в размере 3105 рублей 20 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд гор. Самары в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решения в окончательной форме принято 10 марта 2011 года.
Судья А.Н. Кол