по иску Еренеевой к ОАО `РЖД` о возмещении материального ущерба



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2011 года Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Колесникова А.Н.,

при секретаре Япрынцевой К.В.

с участием:

истца Еренеевой Т.П.

представителя ответчика Киреевой Т.М., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еренеевой Т.П. к ОАО «Российские железные дороги» Куйбышевская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в лице ПЧ – 22 Ульяновской дистанции пути о взыскании материального ущерба,

установил:

Еренеева Т.П. обратилась в суд с вышеназванным иском, уточник его в последствии, в обосновании которого указала, что у нее имеется земельный участок, который находится на разъезде Юловка Инзенского района Ульяновской области. Они купили участок с домом, оформлен в собственность - бессрочное пользование. На земельный участок имеется план, имеет купчую на дом, исправно платит налог. Вместе с мужем прожили в Юловке 20 лет, пока не подожгли дом, в 2010 году сожгли хозяйственные постройки. Участок был огорожен штакетником под масляной краской, было два туалета из дубовых досок, душ, которые остались после пожара. На участке росли яблони, которая покупала по 150 рублей, сортовая смородина. В настоящее время участок после пожара не обрабатывается. В августе 2010 года работники ПЧ – 22 Ульяновской дистанции пути стерли с лица земли без ее согласия участок. Просит взыскать с ПЧ – 22 Ульяновской дистанции пути в ее пользу материальный ущерб в сумме 150000 рублей, но в ходе судебного разбирательства уточнила свои требования и просила взыскать 83000 рублей причиненного ущерба, 10000 рублей компенсации морального вреда, уплаченную госпошлину, издержки связанные с проездом к месту судебного разбирательства.

В судебном заседании истец на уточненных требованиях настаивала, пояснив, что на земельный участок площадью <данные изъяты> у неё имеется свидетельство о праве бессрочного пользования . Сотрудниками ПЧ-22 Ульяновской дистанции пути был поврежден штакетник на 14 метрах, всего 140 штук, стоимость одной штакетины 13,5 рублей, жерди соединения 12 штук (полкуба) стоимостью 1400 рублей. Смородина помята, с которой она могла выручить 3000 рублей (30 рублей за кг). Для восстановления туалета необходимо 5000 рублей. Конечная сумма 83000 рублей ущерба, компенсация морального вреда 10000 рублей, затраты на проезд 951 рубль 50 копеек, уплаченную госпошлину.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, обстоятельства на которые ссылался как на основания своих возражений, изложил в соответствии с предъявленными отзывами.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, допросив свидетелей, полагаю, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствие со ст. 73 ЗК РСФСР переход право собственности на жилое строение, расположенное в сельской местности, не влечет за собой перехода права пользования приусадебным земельным участком.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Договором от ДД.ММ.ГГГГ Еренеева Т.П. приобрела у <данные изъяты> бревенчатый дом, две конюшни, баню с предбанником, сарай, уборную, ограждение на земельном участке мерою 1500 кв.м. (л.д.229). Постановлением от 04.11.1996 года Главы администрации р.п. Глотовка для ведения подсобного хозяйства Еренеевой Т.П. был выделен земельный участок площадью <данные изъяты>, в полосе отвода железной дороги, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, пожизненное наследуемое владение (л.д.4-5). Но при этом в соответствии с действующими на тот период правовыми нормами, не предоставлены доказательства о передачи в собственность Администрации р.п. Глотовка земельного участка, что подтверждается ответом МУ Администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение» (л.д.225). В ночь с 14 на 15 августа 2007 года на земельном участке, принадлежащем истцу, произошел пожар в результате которого было уничтожено огнем жилой дом, надворные постройки (л.д.34-65).

В соответствии со ст. 5 Закона "О федеральном железнодорожном транспорте" земли полосы отвода железных дорог относятся к землям железнодорожного транспорта, которые являются землями федерального значения, предоставляемыми безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.

В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставленные для нужд организаций транспорта.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ арендатор принимает в пользование земельный участок из земель поселений с кадастровым номером находящейся по адресу: <адрес> под объектами железнодорожного транспорта, включая полосу отвода. Действия договора с 01.05.2005 г. по 01.04.2054 г. (л.д.198-211). В полосе отвода арендуемого участка находится земельный участок, принадлежащий Еренеевой Т.П. (л.д.189).

Землями железнодорожного транспорта являются только те земли федерального значения, которые предоставлены собственником предприятиям железнодорожного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач и предоставлены в постоянное бессрочное пользование.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ в полосу отвода входят земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, сооружениями, линейно - путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.

Указанный Закон, как видно из перечня, не предусматривает наличие в полосе отвода жилых помещений для постоянного проживания и входящих в частный жилой фонд. В полосе отвода может находиться строение, не входящее в состав жилого фонда и предназначенное для эксплуатации и реконструкции железных дорог.

В судебном заседании установлено, что жилых домов разъезд Юловка на балансе НГЧ-9 не было (л.д.192).

Полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров (ст. 53 Лесного кодекса РФ).

Судом установлено, что в августе 2010 года на основании приказов от 4.08.10 г., от 06.08.10 г., от 12.08.10 г., от 13.08.10 г. бульдозер <данные изъяты> станции <адрес> был выделен для оказания помощи по организации очистки полосы отвода на перегоне Юловка – Дубенки (л.д.233-238). Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей <данные изъяты>. При этом минерализованная полоса была проложена по линии границы полосы отвода между фундаментом сгоревшего дома и садом. Свидетели также показали, что земельный участок был заброшен, зарос сорняком, забор в нескольких местах сгнил и повалился.

Свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения (п.12 Приказа МПС РФ от 15 мая 1999 года №26Ц «Об утверждении положения о порядке использования земель Федерального железнодорожного транспорта»).

Суду не представлены доказательства, что спорный земельный участок передавался истцу в срочное пользование для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей.

Владелец земельного участка, не являющегося собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом (пункт 3 ст. 262 ГК РФ).

Из анализа изложенного выше, судом установлено, что земельный участок в полосе отвода не принадлежит на праве собственности Еренеевой Т.П.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом должно быть доказано совокупность следующих обстоятельств: нарушение прав ответчиком, наличие и размер убытков, причинно-следственную связь между действиями (бездействиями) ответчика и возникшими убытками. При этом недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требований о возмещении убытков.

Еренеевой Л.П. суду предоставлена стоимость уничтоженного имущества на сумму 102600 рублей (л.д.95), при этом не предоставив доказательства подтверждающие стоимость указанного имущества и принадлежность истцу. При прокладывании минерализованной полосы права истца не были нарушены. Не было доказано в суде и причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) ответчика и возникшими убытками.

При таких обстоятельствах суд полагает отказать в заявленных требований истца.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, судья

р е ш и л:

в удовлетворении требований Еренеевой Т.П. о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» Куйбышевская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в лице ПЧ – 22 Ульяновской дистанции пути причиненного ущерба в размере 83000 рублей, расходы на проезд для участия в судебном заседании в размере 951 рубля 50 копеек, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 4200 рублей отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самара в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 6 мая 2011 года.

Председательствующий А.Н. Колесников