по иску Прокурора Ж/д района к Насибуллиной об устранении препятствий в пользовании земельном участком



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2011 года г. Самара

Железнодорожный районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Колесниковой Л.Ю.

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Самара Меркухиной И.В.

при секретаре Полянских М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Самара в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц к ИП Насибуллина Г.Р., третьему лицу Министерству имущественных отношений Самарской области, ООО «ВЕЛ» об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г. Самара обратился в суд с иском в защиту интересов государства, неопределенного круга лиц к ИП Насибуллиной Г.Р. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, указав, что в ходе проверки установлено, что земельный участок, расположенный напротив жилых домов <адрес> занят Насибуллиной Г.Р. под размещение автомобильных стоянок, какие-либо правоустанавливающие документы отсутствуют. В нарушение установленного законом порядка, Насибуллина Г.Р. самовольно заняла земельный участок по вышеуказанному адресу. Также проверка показала, что при размещении автомобильных стоянок, расположенных напротив жилых домов <адрес> ИП Насибуллиной Г.Р. не разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара (нарушение ГШБ 01-03 п.356); автостоянка не оснащена буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 единиц техники (нарушение ПППБ 01-03 п.357); распорядительным документом не установлен соответствующие их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и окончании рабочего дня; действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение (нарушение п. 15 ГШБ 01-03); не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (нарушение ППБ 01-03 п.6); отсутствует обучение ответственных за пожарную безопасность (нарушение ППБ 01-03 П.3,8, 10); отсутствует журнал противопожарного инструктажа (нарушение ППБ 01-03 п.7); в помещении охранника отсутствует автоматические установки пожарной сигнализации (нарушение ППБ 01-03 п.З,НПБ 110-03 п.п.4). Таким образом, незаконным занятием Насибуллиной Г.Р. земельного участка под размещение автомобильных стоянок нарушены имущественные интересы Самарской области, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, жителей города Самара.

На основании изложенного прокурор Железнодорожного района г. Самара просит суд обязать Насибуллину Г.Р. устранить препятствия в пользовании земельного участка, расположенного напротив жилых домов <адрес>, путем сноса металлического сооружения (будки) и ограждения, а также освободить земельный участок от парковки автотранспорта, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Железнодорожного района г. Самара Меркухина И.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования и просила устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенного напротив жилых домов <адрес>, путем сноса металлического сооружения (будки) и ограждения, а также освободить земельный участок от парковки автотранспорта, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик Насибуллина Г.Р. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время занимается оформлением земельного участка, в связи с чем просила суд прокурору в иске отказать, предоставив ей время для оформления спорного земельного участка.

Третье лицо - представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Третье лицо - представитель ООО «ВЕЛ» Кайльман М.М. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснила, что спорный земельный участок принадлежит им, поскольку с Министерством имущественных отношений по Самарской области заключен договор аренды земельного участка. В связи с чем исковые требования просит удовлетворить.

Выслушав объяснения помощника прокурора Меркухиной И.В., пояснения ответчика Насибуллиной Г.Р., представителя третьего лица ООО «ВЕЛ» Кайльман М.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Прокуратурой Железнодорожного района г. Самара проведена проверка соблюдения земельного законодательства и противопожарного законодательства при эксплуатации автомобильных стоянок на территории района.

Установлено, что земельный участок, расположенный напротив жилых домов <адрес> занят Насибуллиной Г.Р. под размещение автомобильных стоянок.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Пунктом 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии с ч.5 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Аналогичная норма закреплена ст. 264 ГК РФ. Орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (ч.б ст. 36 ЗК РФ).

Согласно ч.2 ст. 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 №94-ГД «О земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков; предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки.

В соответствии с п.1 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 №67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Правоустанавливающим документом на землю, в соответствии со ст. ст. 15, 26 Земельного кодекса РФ, ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является свидетельство о государственной регистрации, которое выдается правообладателю, арендатору и т.д.

В ходе судебного заседания установлено, что на занимаемый Насибуллиной Г.Р. земельный участок под размещение автомобильных стоянок, расположенный напротив жилых домов <адрес>, какие-либо правоустанавливающие документы отсутствуют.

Судом установлено, что в нарушение установленного законом порядка, Насибуллина Г.Р. самовольно заняла земельный участок, расположенный напротив жилых домов <адрес> под размещение автомобильных стоянок.

Проведенная проверка показала, что при размещении автомобильных стоянок, расположенных напротив жилых домов №<адрес> ИП Насибуллиной Г.Р. не разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара (нарушение ГШБ 01-03 п.356); автостоянка не оснащена буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 единиц техники (нарушение ПППБ 01-03 п.357); распорядительным документом не установлен соответствующие их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: не определены и не оборудованы места для курения; не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли; не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и окончании рабочего дня; действия работников при обнаружении пожара; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их проведение (нарушение п. 15 ГШБ 01-03); не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности (нарушение ППБ 01-03 п.6); отсутствует обучение ответственных за пожарную безопасность (нарушение ППБ 01-03 П.3,8, 10); отсутствует журнал противопожарного инструктажа (нарушение ППБ 01-03 п.7); в помещении охранника отсутствует автоматические установки пожарной сигнализации (нарушение ППБ 01-03 п.З,НПБ 110-03 п.п.4).

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства.

Согласно п.7 ст.1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.

В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Статьей 59 Устава городского округа Самара Самарской области к доходам бюджета городского округа Самара относятся доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В нарушение установленного законом порядка ответчик самовольно занял земельный участок, расположенный напротив жилых домов <адрес> под размещение автомобильных стоянок. С заявлением о передаче ему земельного участка в пользование в государственные органы и органы местного самоуправления не обращался, государственная экологическая экспертиза не проводилась.

Таким образом, действиями Насибуллиной Г.Р. нарушены имущественные интересы муниципального образования г. Самара, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, жителей города Самара.

Доводы ответчика Насибуллиной Г.Р. о том, что в настоящее время она не успела оформить права на спорный земельный участок не состоятельны, поскольку согласно представленным представителем ООО «ВЕЛ» документам следует, что договор аренды земельного участка № 003972з от 25.01.2002г., расположенный по <адрес>, занимаемого автостоянкой, возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, проведено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы. Доказательств, подтверждающих доводы ответчика Насибуллиной Г.Р., не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Насибуллину Г.Р. устранить препятствия в пользовании земельного участка, расположенного напротив жилых домов <адрес>, путем сноса металлического сооружения (будки) и ограждения, а также освободить земельный участок от парковки автотранспорта, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течении десяти дней со дня его принятия.

Мотивированное решение суда изготовлено 11 марта 2011 года

Председательствующий: Л.Ю. Колесникова