РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года город Самара Железнодорожный районный суд г. Самары в составе: председательствующего Колесниковой Л.Ю. при секретаре Полянских М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГС (К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 г. Самары о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, УСТАНОВИЛ: Прокурор железнодорожного района г. Самары обратился в суд с исковыми требованиями о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, указывая на следующие обстоятельства. Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары проверено соблюдение Государственным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I вида г. Самара законодательства об образовании и санитарно - эпидемиологического законодательства. Проверкой в Государственном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 4 I вида г. Самара выявлены нарушения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что требования санитарного законодательства в Государственном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 4 I вида г. Самара не выполняются, в ходе деятельности ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 4 I вида г. Самара допущены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: - не оборудованы спальные комнаты на 4 человека (нарушение гл. 3 СП № 4076 - 86 от 06.03.1986 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ - интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии); не оборудована в слесарной мастерской раковина с подводкой горячей и холодной воды (нарушение гл. 3 СП № 4076-86); не проведена обрезка и спил деревьев находящихся на расстоянии ближе 10 м от здания (нарушение гл. 4 СП № 4076-86); учебная комната 1 «а» класса не оборудована мебелью в соответствии с ростом учащихся (нарушение гл. 5 СП 4076-86); не оборудованы умывальники в учебных классах (с 1 по 4 классы) с подводкой горячей и холодной воды (нарушение гл. 5 СП 4076-86); не оборудованы в общежитии санитарно - технические приборы из расчета 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков (нарушение гл. 5 СП 4076-86); не обеспечивается выполнение натуральных норм питания (нарушение гл. 6 СП 4076-86); не оборудованы кабины в туалетах школы на 1-2 этажах дверями без запоров (нарушение п.2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях); не проведена внутренняя отделка в мастерских и учебных классах (нарушение п.п.2.4.8., 2.11.1 СанПиН 2.4.2.1178-02); не отремонтирован жарочный шкаф (нарушение п.4.3 СанПиН «Санитарно - эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»); не проведена внутренняя отделка в помещениях пищеблока (нарушение п. 5.1 СанПиН 2.4.5.2409-08); не оборудована для мытья кухонной посуды 2 секционная ванна, оборудованная гибким шлангом с душевой насадкой (нарушение п.5.8 СанПиН 2.4.5.2409-08); не оборудованы раковины для обработки овощей и мытья рук (нарушение п.п.8.7, 13.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Без привлечения дополнительных средств школа - интернат № 4 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологической безопасности из-за отсутствия денежных средств на указанные мероприятия. На основании изложенного, просят суд, обязать Государственное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 4 I вида г. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Правительству Самарской области смету расходов на выполнение вышеуказанных мероприятий с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством. Впоследствии истцом были уточнены исковые требования, просил суд обязать Государственное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 4 I вида г. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Правительству Самарской области смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: оборудовать спальные комнаты на 4 человека; оборудовать в слесарной мастерской раковины с подводкой горячей и холодной воды; провести обрезку и спил деревьев, находящихся на расстоянии ближе 10 метров от здания; оборудовать умывальники в учебных классах (с 1 по 4 классы) с подводкой холодной и горячей воды; оборудовать в общежитии санитарно-технические приборы из расчета 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков; оборудовать кабины в туалетах школы на 1-2 этажах дверями без запоров; провести внутреннюю отделку в мастерских и учебных классах, в помещениях пищеблока; оборудовать для мытья кухонной посуды 2 секционную ванну, оборудованную гибким шлангом с душевой насадкой. В судебном заседании представитель истца Меркухина И.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ГС (К) ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная коррекционная( общеобразовательная школа-интернат № 4 г. Самары Минькина Л.А. исковые требования не признала, пояснила, что для устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства потребуется реконструкция здания. Представитель министерства образования и науки Самарской области Мокрова С.А. исковые требования не признала в полном объеме. Представитель имущественных отношений по Самарской области Нестерова С.А. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. Выслушав пояснения представителя истца, пояснения ответчиков, суд приходит к следующим выводам. Прокуратурой Железнодорожного района г. Самары было проверено соблюдение Государственным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I вида г. Самары законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологического законодательства. В результате проверки Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием выявленных нарушений и указанием на необходимость в срок до 28.02.2012 года устранить выявленные нарушения (л.д. 10). В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В ходе судебного разбирательства ГС (К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 г. Самары были устранены часть нарушений, о чем суду представлены акт сдачи-приемки работ № от 21.03.2011 года и акт № от 01.04.2011 года (л.д. 29-30). В связи с чем, исковые требования истца были удовлетворены. В обоснование своих требований прокурор ссылается на Санитарные Правила № 4076-86, которые противоречат действующему законодательству. В письме Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № дается «Перечень действующих нормативных и методических документов по гигиене детей и подростков» и указано о том, что данные документы, в том числе Санитарные правила № 4076-86 действуют в части не противоречащей санитарному законодательству РФ. В настоящее время вместо СанПиН 2.4.2.1178-02 приняты СанПиН 2.4.2.2821-10, вступающие в действие с 01.09.2011 года. В п. 4.1 данных Правил в разделе «Требования к зданию» указано - «Ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом». В п.4.7 Правил указано о том, что «Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельные блоки (здания), группировать в учебные секции». В п. 4.25 Правил указано о том, что «в ранее построенных зданиях образовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением». Таким образом, требования к зданию школы-интерната содержащиеся в главах 3, 4, 5, 6 СП № 4076-86, на которые ссылается прокуратура в обоснование нарушений, указанных в исковом заявлении, не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, в связи с чем, главы 3, 4, 5, 6 СП № 4076-86 не подлежат применению. Заявленное Прокурором требование об обязании спилить деревья, находящиеся на расстоянии ближе 10 м от здания школы-интерната (гл. 4 СП № 4076-86) также заявлено в нарушение положений действующего законодательства. В данной главе СП № 4076-86 указано о том, что рекомендуется сажать деревья не ближе 10 м от здания. Данное требование из гл. 4 СП № 4076-86 носит рекомендательный характер. Таким образом, заявленные прокурором исковые требования не соответствуют требованиям действующего законодательства и распространение действия требований СП № 4076-86 на ранее построенное и введенное в эксплуатацию здание школы-интерната является незаконным. Прокурором не предоставлено доказательств возможности устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, связанных с проведением конструктивных изменений здания школы-интерната. Выполнение мероприятий по устранению большей части нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства из числа указанных в исковом заявлении прокурора, затрагивает конструктивные характеристики здания, связано с проведением перепланировки, реконструкции и капитального ремонта здания и данные мероприятия могут быть выполнены только при наличии заключения соответствующей строительно-технической экспертизы, проектной документации и получения надлежащей разрешительной документации. В ч.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ указано, что «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ». В ч. 4. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ указано о том, что «При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, лицу, осуществляющему строительство передаются материалы инженерных изысканий, проектная документация, разрешение на строительство...». В нарушение вышеуказанной нормы закона прокурором не представлено доказательств того, что устранение выявленных нарушений технически возможно и не затронет несущих конструкций здания школы-интерната, не приведет в последующем к конструктивному нарушению целостности здания и его разрушению, не создаст угрозу для жизни находящихся в здании школы-интерната воспитанников и работников школы-интерната. В то время как ГС (К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 г. Самары в судебное заседание представлены объяснения к предписаниям, где указано о невозможности исполнения предписания по причине необходимости реконструкции здания (л.д. 18, 24-25, 27). В то же время имеется предоставленное в материалы дела письмо из ЗАО «Горжилпроекта» согласно которому, устранить данные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства невозможно. На момент подачи искового заявления в суд и на момент его Согласно предписанию Роспотребнадзора от 11.03.2011 № срок для При вынесении предписания действует презумпция добросовестности исполнения указанных предписаний, в связи с чем, необходимо вменять в вину только те нарушения, которые выявлены и не устранены по истечении срока, указанного в предписании. В настоящее время окончательный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, еще не истек. Имеются установленные п. 3 ст. 10 ГК РФ основания для отказа в Данные действия выражаются в том, что прокурор, воспользовавшись своим правом на подачу иска, предусмотренным ст. 45 ГПК РФ, заявляет требование об обязании ответчиков устранить нарушения, устранить которые невозможно. В нарушение требований действующего законодательства прокурор просит суд обязать ответчиков выполнить мероприятия по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, срок выполнения которых, указанный в предписании Роспотребнадзора - 20.08.2012 года, - еще не истек. Кроме того, в обоснование своих доводов прокурор ссылается на Санитарные правила, которые противоречат действующему законодательству. В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ прокурор как истец и сторона по делу не предоставил доказательств в обоснование заявленных им требований. В п. 3 ст. 10 ГК РФ указано о том, что случае несоблюдения требований, предусмотренных п.1 ст. 10 ГК РФ суд, арбитражный суд, третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В данном случае имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме, в том числе на основании п.З ст. 10 ГК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурору Железнодорожного района г. Самары отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 21.06.2011 года. Председательствующий - Л.Ю. Колесникова
рассмотрения в суде не истек установленный предписание Роспотребнадзора
срок для устранения нарушений.
устранения выявленных в ходе проверки и указанных в исковом заявлении
прокурора нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства установлен - 20 августа 2012 года.
удовлетворении заявленных требования, в связи с злоупотреблением правом
со стороны прокурора.