РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 мая 2011 года г. Самара Железнодорожный районный суд г. Самары в составе: Председательствующего Колесниковой Л.Ю. При секретаре Полянских М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Денисова В.И. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Заявитель Денисов В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара, указав что ему на основании акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 10.11.97г., и справки ГСК-740 о выплате паевого взноса № 23 от 01.08.09г. на праве собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 19.03.10г. 13.01.11г. заявитель на основании п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по вышеуказанному адресу, на котором расположен принадлежащий ему гараж. Данная схема необходима заявителю для осуществления кадастровых работ, получения кадастрового паспорта и обращения в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако решение об утверждении (отказе) схемы расположения земельного участка не принято до настоящего времени. Департамент управления имуществом г.о. Самара в своем письме от 01.02.11г. требует от заявителя предоставления дополнительных документов, а именно: схему земельного участка на кадастровом плане территории, акт согласования границ со смежными землепользователями, копию кадастрового (технического ) паспорта на строение, расположенное на земельном участке. По мнению заявителя, данное требование департамента управления имущества г.о. Самара не соответствует закону и нарушает права заявителя, поскольку согласно п. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории. На основании изложенного, просит признать незаконным требование департамента управления имуществом г.о. Самара о необходимости предоставления им дополнительных документов и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение по его заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> занимаемого капитальным гаражом. В судебном заседании представитель заявителя Девяткин А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара – Шалыгина Е.К. в судебном заседании требования заявителя не признала в полном объеме, возражала против их удовлетворения, пояснив что, схема не была утверждена поскольку в ней согласно приказу и письму Минэкономразвития площадь должна быть округлена до квадратных метров, данную схему не примет Росреестр по Самарской области, мотивированное письмо с такими требованиями было дано заявителю в месячный срок. Представитель ФГУ «ЗКП» по Самарской облоасти в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии. Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что заявителю Денисову В.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение- гараж №, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 14). 13.01.11г. заявитель обратился в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью № кв.м.. занимаемого капитальным гаражом расположенным по вышеуказанному адресу. 19.01.11г. к ранее поданному заявлению Денисовым В.И. приобщены дополнительные документы, а именно: акт согласования местоположения границы земельного участка со смежными землепользователями, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию от 10.11.97г., справка о выплаченном пае № 23 от 01.08.09г., схема расположения земельного участка. 01.02.11г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара был дан письменный ответ на вышеуказанное заявление Денисова В.И., согласно которому представленная им схема не соответствует требованиям ФЗ № 66 от 13.05.08г., так как в соответствии со ст. 39 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.08г. «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков значение площади земельных участков (частей земельных участков) в межевом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра, таким образом, значение площади земельного участка в межевом плане заявителя должна быть округлена до целых чисел. Для продолжения работы по утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, заявителю необходимо предоставить следующие документы: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, соответствующую требованиям действующего законодательства, выполненную на заявителя (оригинал) с уточненной площадью, акт согласования границ со смежными землепользователями, соответствующий требованиям действующего законодательства, копию кадастрового (технического) паспорта на строение, расположенное на земельном участке. (л.д. 8-9) Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается уведомлением № 63-00-102/10-250354 от 11.06.10г. (л.д. 10), то есть данный земельный участок не стоит на кадастровом учете. Спорный земельный участок расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0742002, внесенный в государственный кадастр недвижимости 11.12.2005г. на основании свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования земельным участком № 209151 от 17.07.97г., выданного ГСК- 740. Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 29.11.10 № 16/76-9-1. Таким образом, истец не имеет кадастрового паспорта на спорный земельный участок и не имеет возможности обратиться с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность. Земельным кодексом РФ, Законом Самарской области № 94-ГД от 11.03.2005 г. «О земле», Постановлением Правительства Самарской области о порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара регулирующими порядок предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков, на граждан не возложена ответственность за действия государственных органов. Требование Департамента управления имуществом г.о. Самара о предоставлении дополнительных документов, противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы Денисова В.И. Согласно вышеперечисленным законодательным актам регулирующим порядок предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков, за гражданами не закреплена обязанность предоставления в Департамент управления имуществом г.о. Самара документов, на которые в своем отказе ссылается заинтересованное лицо. Таким образом, заинтересованное лицо необоснованно, в противоречие с действующим законодательством ссылается в своем отказе на необходимость предоставления истцом дополнительных документов, представление которых не обязательно в рассматриваемой ситуации и не предусмотрено законом. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. На основании ч. 2,ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исключается умаление прав человека и гражданина и допускается их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании федерального закона. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Установленные судом обстоятельства по рассматриваемому спору дают суду основание считать, что оспариваемое решение о необходимости Денисову В.И. предоставить дополнительные документы, не соответствует требованиям закона, нарушает исключительное право Денисова В.И. на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка. Суд приходит к выводу, что бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самара принять решение по заявлению Денисова В.И. об утверждении схемы расположения вышеуказанного спорного земельного участка, нарушают право последнего, гарантированное ст. 35 Конституции РФ иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным требование Департамента управления имуществом го. Самара (от 01.02.2011г. № 15-07-10/3534) о необходимости Денисова В.И. предоставить дополнительные документы. Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение по заявлению Денисова В.И. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> занимаемого капитальным гаражом. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через районный суд г. Самары со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 02.06.2011 года. Председательствующий Л.Ю. Колесникова