Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2011 года город Самара Железнодорожный районный суд города Самары в составе: председательствующего - Евдокименко А.А., при секретаре – Япрынцевой К.В., с участием – прокурора в лице помощника Куйбышевского транспортного прокурора – Станотин Д.В. и представителя ответчика – Чеботаревой О.Н. (<данные изъяты>), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №№ по иску – Пензенского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к проведению аттестации рабочего места по условиям труда, у с т а н о в и л : Пензенский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав следующее, - в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда в <данные изъяты> дистанции пути - структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры –структурного подразделения Куйбышеской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» выявлены грубые нарушения. На предприятии не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, так согласно штатному расписанию <данные изъяты> дистанции пути структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры –структурного подразделения Куйбышеской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в указанном подразделении имеется рабочее место помощника водителя дрезины, аттестация, которого по условиям труда не проведена. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочего место по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется, в связи с чем, Пензенский транспортный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц и просил обязать ОАО «РЖД» провести аттестацию по условиям труда рабочего места помощника водителя дрезины <данные изъяты> дистанции пути - структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры –структурного подразделения Куйбышеской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». В судебном заседании прокурор в лице помощника Куйбышевского транспортного прокурора поддержал исковые требования, настоял на их удовлетворении. Представитель ответчика исковые требования признала в полном объеме, и пояснила, что аттестация рабочих мест в <данные изъяты> дистанции пути - структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры –структурного подразделения Куйбышеской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» уже запланирована и будет проведена в ближайшее время, кроме того она высказала мнение о том, что прокурор не имел право на обращение с указанным иском, поскольку по существу иск предъявлен в защиту прав конкретного работника, который к прокурору с соответствующим заявлением не обращался. Заслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: · В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. · В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. · На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда организацией сертифицированной на проведение работ по охране труда. · В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. · Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года №569 (далее Порядка), согласно указанному Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка). В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка). Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка). <данные изъяты> дистанции пути структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры –структурного подразделения Куйбышеской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в указанном подразделении имеется рабочее место помощника водителя дрезины. · В ходе проведения проверки соблюдения требований трудового законодательства установлено, что аттестация указанного рабочего места по условиям ответчиком на настоящий момент не проведена, что не оспаривалось и самим ответчиком. · В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. · Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. · В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. · Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. · Исходя из изложенного суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : · Иск Пензенского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить и обязать – открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала – «Куйбышевская железная дорога» провести аттестацию по условиям труда следующего рабочего места – помощника водителя дрезины - «<данные изъяты> дистанции пути» структурного подразделения – «Куйбышевской дирекции инфраструктуры» структурного подразделения филиала «Куйбышевская железная дорога». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено – 14 июля 2011 года СУДЬЯ А.А. Евдокименко