о включении периодов работы в специальный стаж



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 августа 2011 года г.о. Самара

Железнодорожный районный суд городского округа Самара в составе:

председательствующего судьи Мартемьяновой С.В.,

при секретаре Мартьяновой А.В.,

с участием представителя истицы Потемкиной Г.А., <данные изъяты>

представителя ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе Петровой Н.А., <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лапиной ФИО7 к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Лапина С.П. обратилась В Железнодорожный районный суд г.о. Самара с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что 07.02.2011г. она подала заявление в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако, решением комиссии № 119 от 25.03.2011г. о реализации пенсионных прав застрахованного гражданина пенсионного фонда ей было отказано в удовлетворении заявления, и не засчитаны в специальный стаж следующие периоды её работы: с 17.07.1985 г. по 27.11.1986 г. в должности сестры-воспитательницы <данные изъяты> Куйбышевского станкостроительного производственного объединения, в том числе административный отпуск по уходу за ребенком 26.09.1985 г.р. до достижения им возраста 1,6 лет с 05.12.1985 г. по 26.03.1987 г. (справка № 82 от 11.11.2010 г., выданная <данные изъяты>); с 08.04.1987 г. по 31.07.1995 г. в должности музыкального воспитателя детского сада № 189 совхоза «Рубежное» Волжского района Куйбышевской области, в том числе административный отпуск по уходу за ребенком 17.10.1988 г.р. до достижения им 3 лет, с 12.12.1988 г. по 17.10.1991 г., а также административные отпуска с 22.03.1993 г. по 31.07.1993г., 04.09.1993 г. (справка № 1687/15-Л от 28.01.2011 г., выданная Архивным <данные изъяты>). Указанные периоды работы не были включены в подсчет специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что должности «сестра-воспитатель», «музыкальный воспитатель» не включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии, утвержденные Правительством РФ.

Вместе с тем, она считает решение ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары № 12 от 25.03.2011 г. незаконным, поскольку её педагогическая деятельность началась с 17 июля 1985 года с должности воспитателя детского сада. Именно с этой даты должен исчисляться специальный педагогический стаж. Тот факт, что в Приказе по учреждению о назначении на должность было неправильно указано наименование должности, свидетельствует о нарушении специалистами кадровой службы КСПО Приказа Министерства просвещения СССР от 15.06.84г. №67. В соответствии с данным документом все педагогические должности работников, осуществляющих воспитание, уход, присмотр за детьми дошкольного возраста, поименованы как «воспитатель».

Ранее, согласно Типовым штатам дошкольных учреждений, утверждённым Приказом Министерства просвещения СССР № 103 от 31 декабря 1971 года, должность педагогов, работающих с детьми ясельного возраста, должна была именоваться как «медицинская сестра ясельной группы», а должность педагогов работающих с детьми старше 3-х лет, - «воспитатель». Разночтения в наименованиях должностей одной и той же работы имелись в тот период не только в документах отдельных дошкольных учреждений, но и в ряде нормативных и инструктивно - методических документов Министерства просвещения РСФСР, в которых групповая медицинская сестра именуется и как «сестра - воспитательница», и как «медицинская сестра ясельной группы», тогда как типовыми штатами указаны места работы: «ясельная группа» - должность «медицинская сестра», «дошкольные группы» - должность «воспитатель».

Она не может нести ответственность за то, что в администрации дошкольного учреждения неверно именовали её должность. Она работала именно музыкальным руководителем и имела норму часов, установленную по полной ставке заработной платы, именно по данной должности.

Она также считает незаконным исключение из её специального стажа периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми, поскольку Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" был установлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

В связи с изложенным она просит засчитать, в двадцатипятилетний стаж педагогической деятельности, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12. 2001 года № 173 - ФЗ, следующие периоды работы: с 17.07.1985 г. по 27.11.1986 г. в должности воспитателя,, поименованной как «сестра - воспитатель», в детском саде Куйбышевского станкостроительного производственного объединения, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 26.09.1985 года рождения, до достижения ему полутора лет - с 05.12.1985 г. по 26.03.1987 г. ( 01 год 04 месяца 11 дней ); с 08.04.1987г. по 21.03.1993 г., с 01.08.1993г. по 03.09.1993 г., с 05.09.1993 г. по 31.07.1995 г. в должности музыкального руководителя, поименованной как «музыкальный воспитатель», в детском саде <данные изъяты> ( ныне Самарской ), в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 17.10.1988 года рождения, до достижения ему трёх лет - с 12.12.1988г. по 17.10.1991 г. ( 07 лет 11 месяцев 13 дней); с 08.02.2011 г. по 24.04.2011 г. в должности музыкального руководителя МДОУ детского сада городского округа Самара - в период отработки нормы часов установленной за ставку заработной платы по должности музыкального руководителя, после обращения с заявлением в УПФ (00 лет 02 месяца 17 дней). Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Самары назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с даты наступления права - с 24 апреля 2011 года.

В судебном заседании представитель Лапиной С.П. – Потемкина Г.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе Петрова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что истица 07.02.2011 года обратилась в ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Самары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Заседанием комиссии Управления по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан принято решение № 12 от 25.03.2011 г. отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. Специальный стаж истицы на дату обращения составил 15 лет 05 месяцев 20 дней.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ) трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения возраста, установленного законом, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 указанного выше закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.

С целью реализации пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона Правительством Российской Федерации утверждены: «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29.10.2002 г. № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г.

Список от 29.10.2002 г. № 781 состоит из двух частей, первая часть включает перечень наименований должностей (п. 1 раздела «наименование должностей») и учреждений (пп. 1.1. -1.14. раздела «наименование учреждений») касающихся всех типов учреждений для детей. Соответственно, п. 1 раздела «Наименование должностей» применяется в совокупности с п.п. 1.1. - 1.14. раздела «Наименование учреждений». Как следует из представленных истицей справок в оспариваемые периоды она работала в тех должностях (сестра-воспитательница, музыкальный воспитатель), которые не предусмотрены не действующим Списком от 29.10.2002 г. № 781, не действовавшими ранее Списками. Следовательно, работа в оспариваемые периоды не может быть включена в подсчет специального стажа, дающего права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По указанным основаниям просила суд в иске Лапиной С.П. отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материлы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании на основании трудовой книжки (л.д.17-22), приказов по личному составу № 63 от 15.07.1985г. (л.д.56), №70 от 06.11.1986г. (л.д.57), № 59 «а» от 26.09.1986г., № 96 от 05.12.1985г., справки <данные изъяты> 341 г.о. Самара (л.д.61) установлено, что истица Лапина С.П. работала в <данные изъяты> в должности сестры-воспитателя с 17.07.1985г., в период 05.12.1985г. по 26.09.1986г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1 года, с 27.09.1986г. по 26.03.1987г. находилась в отпуске по ходу за ребенком до полутора лет. Уволена с занимаемой должности 27.11.1986г.

Согласно справке Администрации Муниципального района Волжский Самарской области (л.д.63), справке <данные изъяты> (л.д.65), а также трудовой книжке (л.д.17-22) Лапина С.П. работала в <данные изъяты> г.о. Самара в должности музыкального воспитателя с 08.04.1987г. до 31.07.1995г., с 01.08.1995г. по 14.11.2000г. занимала штатную должность музыкального руководителя., в том числе находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет с 12.12.1988 года по 17.10.1991г.

Лапина С.П. 07.02.2011г. обратилась за назначением трудовой пенсии по старости в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность (л.д.14), однако решением комиссии пенсионного фонда № 12 от 25.03.2011 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку отсутствует требуемый специальный стаж 25 лет, в специальный стаж не засчитаны следующие периоды работы: с 17.07.1985 г. по 27.11.1986 г. в должности сестры-воспитательницы <данные изъяты>, в том числе административный отпуск по уходу за ребенком 26.09.1985 г.р. до достижения им возраста 1,6 лет с 05.12.1985 г. по 26.03.1987 г. (справка № 82 от 11.11.2010 г., выданная <данные изъяты>); с 08.04.1987 г. по 31.07.1995 г. в должности музыкального воспитателя <данные изъяты>, в том числе административный отпуск по уходу за ребенком 17.10.1988 г.р. до достижения им 3 лет, с 12.12.1988 г. по 17.10.1991 г., а также административные отпуска с 22.03.1993 г. по 31.07.1993г., 04.09.1993 г. (л.д.16).

Вышеуказанные периоды работы Лапиной С.П. не засчитаны в специальный стаж по тем основаниям, что наименование должностей, в которых работала истица, а именно: сестра-воспитательница, музыкальный воспитатель, не предусмотрены ни действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей от 29.10.2002 г. № 781, ни действовавшими ранее Списками.

Суд признает отказ комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе неправомерным по следующим основаниям.

В спорные периоды Лапина С.П. фактически работала в МДОУ и МДОУ , осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, ей начислялась заработная плата ежемесячно, за указанные периоды работы перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом №9 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года №25 от «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суд при рассмотрении дел данной категории обязан учитывать вид (тип) учреждения (организации) и соответствие выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из представленных истицей документов следует, что как в периоды, засчитанные ей в специальный стаж ответчиком, так и в периоды, не засчитанные ответчиком (с 17.07.1985г. по 27.11.1986г. в должности сестра-воспитатель, с 08.04.1987г. по 31.07.1995г. в должности музыкального руководителя) в этот стаж (оспариваемые истицей) она выполняла одну и ту же трудовую функцию – воспитателя детского сада, и формальные основания к отказу в назначении ей досрочной пенсии, явились неправильное наименование работодателем занимаемой истицей должности, что не может быть основанием к ущемлению ее трудовых и пенсионных прав, поэтому суд считает требования истицы о зачете указанных периодов обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В связи с изложенным, действия и решение ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары нарушают социальные права истца, предусмотренные ч.1 ст.39 Конституции РФ.

Кроме того, в специальный стаж работы истицы в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должен быть включен период работы Лапиной С.П. с 08.02.2011г. по 24.04.2011г. в должности музыкального руководителя МДОУ , который подтверждается трудовой книжкой (л.д. 17-22) и справкой МДОУ г.о. Самара (л.д.44).

Таким образом, на основании вышеперечисленных доказательств судом установлено, что специальный стаж истицы на 24.04.2011г. составляет 25 лет, в связи с чем, суд находит, что требования истицы законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, с указанием на обязанность ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента приобретения истицей соответствующего права.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 198-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лапиной ФИО8 к ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – удовлетворить, засчитать в специальный стаж Лапиной ФИО9 следующие периоды работы:

1. с 17.07.1985 г. по 27.11.1986 г. в должности сестры-воспитательницы <данные изъяты>, в том числе административный отпуск по уходу за ребенком 26.09.1985 г.р. до достижения им возраста 1,6 лет с 05.12.1985 г. по 26.03.1987 г.

2. с 08.04.1987 г. по 31.07.1995 г. в должности музыкального воспитателя детского сада <данные изъяты>, в том числе административный отпуск по уходу за ребенком 17.10.1988 г.р. до достижения им 3 лет, с 12.12.1988 г. по 17.10.1991 г., а также административные отпуска с 22.03.1993 г. по 31.07.1993г., 04.09.1993 г.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Самары назначить Лапиной ФИО10 досрочную трудовую пенсию, начиная со дня возникновения у неё соответствующего права, но не ранее её обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2011 года.

Судья (подпись) С.В. Мартемьянова