Об устранении нарушений законодательства



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года Железнодорожный районный суд гор. Самары в составе: председательствующего – Ефремовой Т.В.

при секретаре - Петровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района гор. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями, Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Правительству Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан

установил :

прокурор Железнодорожного района обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями, просил обязать ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Самары, Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области, правительство Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения состояния здания образовательного учреждения, расположенного <адрес> в соответствие с действующим законодательством, а именно:

-оборудовать физкультурную площадку в соответствии с санитарными нормами и правилами;

-довести до санитарных норм количество санитарно-технического оборудования в группах дошкольного возраста;

-оборудовать туалетные кабины дверьми для старшего дошкольного и школьного возраста;

-довести до санитарных норм полы в группе « <данные изъяты>»;

-оборудовать двухсекционную моечную ванну для мытья кухонной посуды;

Обеспечить внутреннюю отделку изолятора в соответствии с санитарными нормами и правилами ;

-оборудовать приемно-карантинное отделение;

-привести изолятор по набору палат в соответствии с санитарными нормами и правилами;

- предусмотреть в изоляторе боксы на 3 инфекции;

- обеспечить набор и площади производственных помещений в столовой для работы на сырье;

- потолок в постирочной окрасить масляной краской;

-обеспечить размещение детей школьного возраста в спальнях для мальчиков и девочек в соответствии с санитарными нормами и требованиями.

В обосновании заявленных требований указали, что ими было проверено соблюдение законодательства об образовании.

Проверкой выявлены нарушения требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, Закона РФ « Об образовании». Часть нарушений была установлена проверкой Управления Роспотребнадзора, о чем был составлен акт и вынесено предписание. По заданию прокуратуры была организована проверка с участием специалиста Роспотребнадзора, в соответствии с которой была проведена дополнительная проверка, составлена справка с дополнительными нарушениями, которые истцом включены в исковые требования. После подачи искового заявления, ответчик принял меры к устранению некоторых нарушений, что было исключено в уточненном заявлении.

В соответствии с п.41 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 года №288, деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителями в соответствии с договором между ними.

Согласно п.42 данного Типового положения источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются : собственные средства учредителя (учредителей) ; бюджетные и внебюджетные средства ; имущество закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом );кредиты банков и других кредиторов; средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц; другие источники в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст.86 Устава Самарской области Правительство Самарской области разрабатывает для предоставления Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Думы проекта бюджета Самарской области на очередной финансовый год ; обеспечивает исполнение бюджета в соответствии с законами Самарской области, а также управляет федеральной собственностью переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральным законами и иными нормативными правовыми актами РФ,

Министерство образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование, а также поддержку на территории Самарской области различных форм образования и самообразования.

В рамках закрепленных предметов ведения министерство наделяется полномочиями по финансированию в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств; формирование в установленном действующим законодательством порядке бюджетных заявок на финансирование из областного и федерального бюджетов.

В ведении министерства находятся вопросы взаимодействия с органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями, расположенными на территории Самарской области, по вопросам управления имуществом Самарской области, учета, инвентаризации, оценки недвижимого имущества, защита в соответствии с действующим законодательством имущественных интересов самарской области.

В рамках закрепленных предметов ведения министерство выступает соучредителем учреждений Самарской области в соответствии с действующим законодательством, утверждает их уставы в новой редакции; в установленном действующим законодательством порядке формирует бюджетные заявки на финансирование находящихся в ведении министерства расходов из областного бюджета. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащихся в Законе РФ « О техническом регулировании»- взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, санитарно-эпидемиологическую безопасность.

Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам РФ.

Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера.

Выявленные в доме сирот нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом состоянии населения допускается продолжительное время, оно является объектом постоянного контроля Управления Роспотребнадзора Самарской области в связи с чем, ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение вышеуказанных нарушений.

Без привлечения дополнительных средств ГОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный ) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Самары самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологической безопасности.

Принимая во внимание, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц (обучающихся в данном образовательном учреждении, воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в здании) на охрану здоровья гарантированного конституцией и декларацией прав человека, в связи с чем они обратились в суд.

В судебном заседании прокурор поддержал требования полностью, с учетом уточнения, обоснования изложил в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика директор ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального (коррекционного) детского дома для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Миронова А.В. исковые требования не признала, представили отзыв, считает их незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению. Считает, что требования прокурора не конкретизированы, на какой конкретно проверки основываются заявленные требования. Результатом же проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения было предписание, в котором отражены нарушения, для которых определен срок для устранения. Вместе с тем уточные требования прокурора содержат нарушения, которые не предписаны им предписанием и мероприятия о которых говорит прокурор им не были известны, вышеназванные нарушения выявлены в нарушении действующего законодательства, акт не составлялся, им не предписано к их устранению, в связи с чем не соблюден досудебный порядок.

Из предписания должностного лица, уполномоченного составлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №05/798 от 21 октября 2010 года, усматривается, что оно вынесено на основании акта №05/798, согласно которому ГУ (К)ОУ детский дом №3 должен осуществить ряд мероприятий для устранения выявленных нарушений. Перечисленные мероприятия предписывают срок исполнения до 25 октября 2011 года. О выполнении предписания надлежит сообщить письменно в установленные сроки. Указанное предписание получено для исполнения в установленные сроки. Указанное предписание получено для исполнения 21.10.2010 г. На сегодняшний день ряд мероприятий осуществлен, остальные находятся в процессе исполнения. Срок исполнения еще не истек, до него 6 месяцев.

Кроме того считают, что многие позиции закона, на которых прокурор строит свои требования, появились значительно позднее постройки здания, где размещается детский дом. Очевидно, что они не могли быть учтены в момент строительства и считает это следует принимать во внимание и исходить из возможностей эксплуатации конкретного объекта. Кроме того, их учреждение воспитательно –образовательное, а не лечебное, потому столь жесткие требования к изолятору, количество боксов в нем, его площади вряд ли оправданы. Данное здание находится в центральной части города, что позволяет при наличии такой необходимости госпитализировать заболевшего воспитанника в лечебное учреждение, где ему будет оказана профессиональная медицинская помощь.

Они полагают следует принять во внимание их позицию по каждому из заявленных требований, в соответствии с заявленным отзывом.

Представитель Министерства образования и науки Самарской области по доверенности Назмеева Г.М. исковые требования не признала, представила отзывы, дала объяснения аналогичные изложенные в отзыве.

Представитель Министерства имущественных отношение не явились, извещены надлежаще, представили отзыв, дело просили рассмотреть в их отсутствии.

Представитель Правительства Самарской области по доверенности Храменков А.М. исковые требования не признал, поддержал доводы изложенные в представленном ранее отзыве.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования удовлетворению не подлежат.

Из материалов следует, что в соответствии с актом 05/798 по результатам плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ от 21.10.2010 года, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

21.10.2010 года Роспотребнадзором по Самарской области выдано предписание, в соответствии с которым установлен срок для устранения нарушений до 25.10. 2011 года.

К моменту рассмотрения дела значительная часть нарушений устранена, о чем директором представлены соответствующие подтверждения и прокурором снижены исковые требования.

При вынесении предписания действует презумпция добросовестности исполнения указанных предписаний, в связи с этим необходимо вменять в вину только те нарушения, которые были выявлены и не устранены по истечению срока, указанного в предписании.

Окончательные сроки, в течении которых нарушения должны быть устранены не истекли.

Кроме того, суд считает заслуживают внимание доводы ответчиков в той части, что нарушения, указанные прокурором в уточненном иске, отмеченные в справке, не могут судом расценивать, как нарушения со стороны детского дома.

Документы составлены в неустановленном законом порядке, не был составлен акт, данные недостатки не доводились до сведения лица, в отношении которого они составлены, предписание не выносилось, сроки не устанавливались.

Тем самым не соблюден порядок оформления указанных нарушений и не соблюден досудебный порядок, что лишило возможности ответчиков представить свои доводы относительно возможности осуществления конструктивных изменений в строении, либо предоставить возможность обжаловать действия.

Также прокурором не представлено доказательств возможности возложения обязательств по устранению нарушений, отмеченных в представленной справке на ответчика, так как они затрагивают конструктивные изменения в помещении, каких-либо заключений компетентных органов не представлено, подтверждающих возможность их устранения без вреда для существующего здания.

В связи с этим доводы истца о том, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены до настоящего времени не состоятельны.

Суд полагает отсутствует уклонение ответчика от выполнения предписания в установленные сроки.

Что касается требований заявленных к остальным ответчикам, которые прокурор основывает на бездействие Министерств и Правительства, то суд полагает они не подлежат удовлетворению.

Финансирование образовательных учреждений, коим является детский дом осуществляется министерством с учетом утвержденного Постановлением Правительства Самарской области №380 от 12.09.2008 года норматива финансирования образовательных учреждений и поправочных коэффициентов к нему.

Обязанности по финансированию министерством образования и науки осуществляется в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета.

Обязанности по финансированию министерство выполняет, осуществляя финансирование учреждения в пределах выявленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств. О финансировании образовательных учреждений согласно нормативам также указано в п.6.1.ч.1 ст. 29 ФЗ «Об образовании» и Уставе учреждения.

Обязанности по финансированию министерство выполняет, осуществляя финансирование учреждения в пределах выделенных ассигнований из областного бюджета, в размере сумм, указанных в смете расходов учреждения. Доводы и основания прокурором о невыполнении министерством обязанностей, предусмотренных положением, в заявлении не указываются.

Аналогично положение и Министерства имущественных отношений в отношении заявленных требований. Отраслевой орган исполнительной власти Самарской области в отношении бюджетного учреждения осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Тем самым требования прокурора Железнодорожного района и в части обязания министерства к выделению средств на проведение организационных мероприятий по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства в здании учреждения, являются незаконными, необоснованными.

Правительство Самарской области является высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области, возглавляемым Губернатором Самарской области. Правительство является коллегиальным органом государственной власти. В соответствии со статьей 49 Устава Самарской области полномочия органов государственной Самарской области по формированию доходной и расходной части бюджета Самарской области определяется федеральным законодательством и законодательством Самарской области.

Прокурор сослался в своем заявлении на ст. 86 Устава Самарской области, в которой указано, что Правительство разрабатывает для представления Губернатором Самарской области на рассмотрение Самарской Губернской Думы проекта бюджета Самарской области на очередной финансовый год.

Согласно п.1.2. Положения о министерстве финансов на министерство возлагается непосредственное составление проекта областного бюджета, организация исполнения областного бюджета.

Установлено, что в настоящее время Постановлением Правительства Самарской от 27.10.2010 года №519 « Об утверждении на 2011 год нормативов финансирования за счет средств областного бюджета расходов образовательных учреждений в Самарской области на содержание обучающихся(воспитанников) и реализацию общеобразовательных программ дошкольного и дополнительного образования детей, а также на реализацию основных профессиональных начального профессионального и среднего образования, за исключением образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного и общего образования, нормативы финансирования которых утверждены Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» и поправочных коэффициентов и утверждаемым нормативам финансирования.» утверждены нормативы финансирования и бюджет Самарской области на 2011 год и на плановый 2012 и 2013 годов.

Таким образом требования прокурора не конкретны, не указано какие действия подлежит произвести каждому из ответчиков, кроме того не указывается кем должно быть осуществлено финансирование и в каком объеме.

Финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений будет внесено в соответствии с представленными сметами и заявками детского дома в проект бюджета на следующий год. Вины Министерства образования и науки Самарской области и Министерства имущественных отношений в том, что проект бюджета не было заложено финансирование мероприятий по устранению нарушений нет.

Принимая во внимании изложенное, суд приходит к выводу о том, что в иске прокурору следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора Железнодорожного района гор. Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями, Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области, Правительству Самарской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан.

Решение может быть обжаловано в течении 10 суток в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ