З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 года г. Самара Железнодорожный районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Вельминой И.Н. с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Самара Поляковой А.В. при секретаре Богдановой Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Прокурора Железнодорожного района г.о.Самара в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кострову С.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, У С Т А Н О В И Л Прокурор Железнодорожного района г. Самара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Кострову С.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, указав, что ответчик самовольно занял земельный участок под торговый павильон около дома <адрес>. С заявлением о передачи ей земельного участка в пользование в государственные органы и органы местного самоуправления ответчик не обращался. Таким образом, ответчик нарушил имущественные интересы Самарской области, прав аи законные интересы неопределенного круга лиц, жителей г. Самара. Помощник прокурора Железнодорожного района г.Самара в судебном заседании поддержала исковые требования и просила устранить препятствия в пользовании земельным участком, обязать ответчика снести самовольно установленный торговый павильон и освободить незаконно занятый земельный участок. Ответчик в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, извещен надлежащим образом, и не ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Помощник прокурора не возражала о рассмотрении дела в порядке заочного производства. На основании изложенного, суд считает целесообразным рассмотреть данное дело в отсутствии не явившегося ответчика в порядке ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, то есть в порядке заочного производства. Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области и представитель администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил. От представителя администрации г.о. Самара представлен отзыв, согласно которого просят дело рассмотреть в их отсутствие. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Прокуратурой Железнодорожного района г. Самара проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства Костровым С.В. Установлено, что ИП Костровым С.В. без правоустанавливающих документов используется земельный участок под торговый павильон по <адрес> В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Часть 6 ст. 36 ЗК РФ предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность или на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Правоустанавливающим документом на землю, в соответствии со ст. ст. 15, 26 Земельного Кодекса РФ, ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», является свидетельство о государственной регистрации, которое выдается правообладателю, арендатору и т.д. В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Статьей 59 Устава городского округа Самара Самарской области к доходам бюджета городского округа Самара относятся доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Статьей 35 ФЗ от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды. Выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93. 1Ч25487-1, граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается созданием благоприятных условий быта. Согласно ст. 11 ФЗ от 10.01.02 К7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. С заявлением о передаче ему земельного участка в пользование в государственные органы и органы местного самоуправления не обращался, государственная экологическая экспертиза не проводилась. Таким образом, действиями ИП Кострова С.В. нарушены имущественные интересы муниципального образования г. Самара, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, жителей города Самара. На основании изложенного, руководствуясь ст.233-235 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Обязать ИП Кострова С.В. устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным около дома <адрес>. Освободить земельный участок, расположенный около дома <адрес>, занятый под торговый павильон, принадлежащий ИП Кострову С.В. путем демонтажа, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Указанные действия совершить ИП Кострову С.В. за счет собственных средств. В случае неисполнения ИП Костровым С.В. решения суда в установленный срок, указанные действия совершить за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме в Самарский областной суд через суд Железнодорожного района г. Самары. Ответчик, не присутствующий в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение изготовлено 23 сентября 2011 года Судья И.Н. Вельмина
Пунктом 10 статьи З ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса
РФ» установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с ч.5 ст. 36 Земельного Кодекса, для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Аналогичная норма закреплена в ст. 264 ГК РФ.
Статьей 38 ЗК РФ установлено, что приобретение права на заключение договора аренды земельного участка, свободного от 3-их лиц, осуществляется на торгах. Торги проводятся в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11.11.02 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» и постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06. 274 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, в городском округе Самара».
Согласно ч.2 ст. 5.1 Закона Самарской области от 11.03.05 «0 земле» Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, а именно устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков; предоставляет земельные участки гражданам и юридическим лицам, в том числе занятые самовольными постройками, а также при переоформлении прав на земельные участки.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.06. № 67 «06 органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность, на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Департамент имущественных отношений Самарской области.
Согласно п.7 ст.1 ЗК РФ основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Благоприятными условиями жизнедеятельности человека, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», является состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
В нарушение установленного законом порядка ответчик самовольно занял земельный участок, расположенный по <адрес> установив на нем торговый павильон.