РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 апреля 2011года г.Самара Железнодорожный районный суд г.о. Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н. при секретаре Мискив Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Железнодорожного района г.Самара в интересах неопределённого круга лиц к МОУ школа-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику на том основании, что прокуратурой Железнодорожного района г.о. Самары в связи с поручением Прокуратуры Самарской области проверено соблюдение муниципальным образовательным учреждением - общеобразовательной школой-интернатом № 6 среднего (полного) образования г.о. Самары законодательства об образовании и противопожарного законодательства. Проверкой в школе-интернате № 6 выявлены нарушения требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил Пожарной безопасности в российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, Закона РФ «Об образовании». Так, в нарушение требований Правил пожарной безопасности в здании образовательного учреждения: - не выполнено аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек (нарушение: СНиП 23-05-95 п. 7.62); - не выполнены противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище, (нарушение: СНиП 2.08.02-89*п. 1.82); - не определена категория складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений (нарушение: ППБ 01-03 п. 33); - окрашены масляной краской ступени лестничных маршей с 3-го по 1-й этаж спального корпуса, (нарушение: ППБ 01-03 п. 53.); - допускается проведение спортивных занятий в подвале спального корпуса, (нарушение: СНиП 2.08.02-89*таблица.4.); - не вынесен на наружную стену эл. выключатель в кладовке (2-й этаж в переходе между учебным и спальным корпусами) (нарушение: ППБ 01-03 п. 507); - не обеспечено соблюдение проектных решений по освещённости на лестничных клетках 2-го этажа запасного эвакуационного выхода учебного корпуса около токарной мастерской, где оконный проём заделан (нарушение: СНиП 21-01-97* п. 4.3; ППБ 01-03 п. 51); - не обеспечено свободное открывание пожарного крана в ПК № 18 (2-й этаж учебного корпуса), (нарушение: ППБ 01-03 п. 89); - не ликвидированы выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации (нарушение: ППБ 01-03 п. 51); - размещается оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления) (Нарушение: ППБ 01-03 п.З; СНиП 21-01-97* п. 6.32*.); - на смонтированные системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 98.); - регламентные работы по техническому обслуживанию систем АПС, систем СОУЭ не проводятся; - в спальном корпусе в столовой система находится в нерабочем состоянии. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 96); - система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не запускается от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 3.3 НПБ 104-03 «Системы управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»); - система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в нерабочем состоянии. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 3.15 НПБ 104-03 «Системы управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»); в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) отсутствует аварийное освещение. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 12.56 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»); - электроснабжение технических средств сигнализации не осуществляется от свободной группы щита дежурного освещения. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ.» п. 11.5.); - отсутствует защитное заземление блока источника резервного питания БРП. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; п. 15.2 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»); расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка менее 150 мм. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 104-03 «Системы управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» п. 3.17); - в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещателем и стеной более 4,5м (соответственно 6м). (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» п. 12.28.); - кабельные линии шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом находятся в незакрепленном состоянии. (Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; СНиП 3.05.06-85 «Электротехнические устройства»); - в подвальном помещении под спальным корпусом где так же находится спортзал в чердачном помещении отсутствуют пожарные извещатели системы автоматической установки пожарной сигнализации.(Требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» п.п. 4, 14); - монтаж линий связи между приборами СОУЭ имеют участки незащищенные негорючими материалами, ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 3; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуации людей при пожарах в зданиях и сооружениях» п. 3.9.; - проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнен без отрезков труб, короба, проема и т. п. ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.; - в коридоре на 1-м этаже в школе, расстояние между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м) п.п. 12.28 таблица 6 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; Шлейфы автоматической пожарной сигнализации расположенные в спальном корпусе находятся не в работоспособном состоянии требования ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» п. 98; - не на всех путях эвакуации расположены ручные пожарные извещатели. п 12.41 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».; В электрощитовой расстояние от извещателей до вентиляционных отверстий (дифлекторов) менее 1м фактически (0,68м) п.п 12.19 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; - ручные пожарные извещатели у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа расположены на высоте более 1,5м фактически от 1,80м-1,86м п.п 12.41 НПБ 88- 2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; - инструментальный контроль системы АПС и СОУЭ производился частично в связи с отсутствием у персонала ключей от -20% помещений находящихся на объекте; - уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не обеспечивает не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемых помещениях, НПБ 104-03 «Система оповещения и управления»; - туалеты не оборудованы кабинками с дверями без запоров (и 2.3.23. СанПиН 2.4.2.1178-02); - отопительные приборы не оборудованы съемными деревянными решетками (п. 2.5.1 СанПиН 2.4.2.1178-02); - медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы не обеспечены холодным и горчим водоснабжением (п. 2.7.5 СанПин 2.4.2.1178-02); - классные доски не оборудованы софитами (п. 2.6.2 СанПин 2.4.2.1178-02). Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Система противопожарной защиты здания школы-интерната № 6 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности • как для самого здания, так и для находящихся в нем учащихся, преподавателей, лиц, случайно оказавшихся в школе- интернате, а также поблизости. Источником формирования финансовых ресурсов школы-интерната № 6 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. Статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статья 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 № 294, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: разрабатывание проекта решения о бюджете городского округа Самара на очередной финансовый год и отчет о его исполнении, осуществление исполнения бюджета городского округа Самара. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации городского округа Самара. Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 26 марта 2009 г. N 707, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования. Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Выявленные в школе-интернате № 6 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности образовательного учреждения является объектом контроля ОГПН района, в связи с чем, ответчики неоднократно имели возможность выделить средства на устранение нарушений противопожарного законодательства. Без привлечения дополнительных средств школа-интернат № 6 самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного истец просит обязать Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего (полного) общего образования г.о. Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и предоставить Департаменту образования городского округа Самара, Администрации городского округа Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно: выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек; выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище; - определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений; - не допускать окраску масляной краской ступеней лестничных маршей с 3-го по 1- й этаж спального корпуса; - не допускать проведение спортивных занятий в подвале спального корпуса; - вынести на наружную стену эл. выключатель в кладовке (2-й этаж в переходе между учебным и спальным корпусами); - обеспечить соблюдение проектных решений по освещённости на лестничных клетках 2-го этажа запасного эвакуационного выхода учебного корпуса около токарной мастерской, где оконный проём заделан; - обеспечить свободное открывание пожарного крана в ПК № 18 (2-й этаж учебного корпуса); - ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации; - не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления); - смонтировать системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация; - проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем АПС, систем СОУЭ; - в спальном корпусе, в столовой привести систему в рабочее состояние состояние; - обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации; - систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние; - установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное осв&цение; - осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения; - установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП; - не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещагелем и стеной более 4,5м (соответственно 6м); - не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии; - обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации; - не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами; - проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.; - не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м); - обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями; - не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м- 1,86м; - обеспечить полный инструментальный контроль системы АПС и СОУЭ; - обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного; - оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров; - оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками; - обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением; - оборудовать классные доски софитами. 2. Департаменту образования Администрации городского округа Самара, Администрации городского округа Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания Муниципального юразовательного учреждения общеобразовательную школу-интернат № 6 среднего | полного) общего образования г.о. Самара в соответствии с действующим аконодательством, а именно: - выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек; - выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище; - определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений; - не допускать окраску масляной краской ступеней лестничных маршей с 3-го по 1- й этаж спального корпуса; - не допускать проведение спортивных занятий в подвале спального корпуса; - вынести на наружную стену эл. выключатель в кладовке (2-й этаж в переходе между учебным и спальным корпусами); - обеспечить соблюдение проектных решений по освещённости на лестничных клетках 2-го этажа запасного эвакуационного выхода учебного корпуса около токарной мастерской, где оконный проём заделан; - обеспечить свободное открывание пожарного крана в ПК № 18 (2-й этаж учебного корпуса); - ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации; - не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления); - смонтировать системы СОУЭ, предоставить проектную и исполнительную документацию; - проводить регламентные работы по техническому обслуживанию систем АПС, систем СОУЭ; - в спальном корпусе, в столовой привести систему в рабочее состояние; - обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации; - систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние; - установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное освещение; - осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения; - установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП; - не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещателем и стеной более 4,5м (соответственно 6м); - не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии; - обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации; - не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами. - проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2. «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.; - не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м); - обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями; - не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м-1,86м; - обеспечить полный инструментальный контроль системы АПС и СОУЭ; - обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного; - оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров; - оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками; - обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением; - оборудовать классные доски софитами. В судебном заседании истец – помощник прокурора Железнодорожного района г.о. Самары Меркухина И.В. уточнила исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении. Представитель ответчика – МОУ Общеобразовательная школа интернат № 6 Смагин Н.В., исковые требования признал частично, пояснил, что часть нарушений уже устранена, планируется полное устранение нарушений с учетом поступления денежных средств, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Представитель Департамента образования администрации г.о. Самары – Гуляева К.С., возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях к исковому заявлению \л.д. №\. Представитель администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление \л.д. №\. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела: акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 09.12.2010г., согласно которому в результате проверки старшим инспектором по пожарному надзору ФИО2 установлены нарушения, указанные в исковом заявлении, а также, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля \л.д. №\. Согласно письму от 04.06.2010г. № следует, что для получения заключения пожарного надзора на оформление лицензии на настоящий момент необходимо устранить нарушения пожарной безопасности согласно Предписанию \л.д. №\, указана стоимость мероприятий по обеспечению пожарной безопасности \л.д. №\. Имеется договор на техническое обслуживание установок автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре от 11.01.2011г. \л.д. №\, представлено заключение независимой оценки пожарного риска на период времени 2011г. \л.д. №\, договор № от 01.02.2011г. \л.д. №\., согласно акту № от 10.03.2011г. расчет независимой оценки пожарных рисков в здании Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат № 6 среднего (полного) образования городского округа Самара \л.д. №\. Договор № от 14.02.2011г., согласно которому заказчик обязуется выполнить работы по установке противопожарных дверей \л.д. №\. Согласно Договору № от 14.02.2011г. заказчик обязуется выполнить работы по установке автоматической пожарной сигнализации \л.д. №\. Факт выделения денежных средств на проведения работ по выполнению правил пожарной безопасности подтверждается приказами департамента образования администрации г.о. Самары \л.д. №\. Акт выполненных работ от 01.04.2011г., в соответствии с которым, ответчиком устранены нарушения пожарной безопасности согласно выписанным предписаниям \л.д. №\. Наличие выявленных нарушений противопожарного законодательства не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем лиц, обслуживающего персонала, а также поблизости. Безопасность здания, относящегося к местам массового скопления граждан, включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации "О техническом регулировании", и, в первую очередь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Безопасность достигается проведением единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом от 18.06.2003 г. № 313, п. 53: «При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе, проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами …; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации …». Согласно ст. 38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 51 Закона РФ «об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В ходе проверки установлено, что система противопожарной защиты здания МОУ школа интернат № 6 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так для находящихся в нем лиц, а также поблизости. Источником формирования финансовых ресурсов школы-интерната № 6 являются бюджетные средства и иные источники в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Ст. 19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. № 294, к компетенции администрации г.о. Самара в сфере бюджетных отношений относится: - составление проекта бюджета городского округа Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами городского округа Самара; - подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете г.о. Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета г.о. Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган администрации г.о. Самара. Департамент образования администрации г.о. Самара, который в силу п. 1.1. Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного Решение Думы г.о. Самара от 26.03.2009г. № 707, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, через который Администрация г.о. Самары осуществляет свои полномочия в сфере образования. Безопасность образовательного учреждения включает в себя все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации «О техническом регулировании», и, в первую очере6дь, пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания. Среди различных видов безопасности для общеобразовательных учреждений являются пожарная, электрическая, техническая безопасность. Все они взаимосвязаны и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Безопасность достигается путем проведения единой политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического и организационного характера. Выявленные в школе-интернате № 6 нарушения пожарной безопасности допускаются продолжительное время, состояние противопожарной безопасности является объектом постоянного контроля ОГПН района, в материалах настоящего гражданского дела имеются многочисленные доказательства того, что указанной школой-интернатом № 6 в течение продолжительного времени. запрашивались денежные средства для устранения нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, администрация г.о. Самара неоднократно имела возможность принять меры по выделению средств на устранение вышеуказанных нарушений. Без привлечения дополнительных средств школа-интернат № 6 самостоятельно не имеет возможности провести устранение выявленных нарушений пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать муниципальное образовательное учреждение школу-интернат № 6 г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия: подготовить и представить Департаменту образования г.о. Самара смету расходов на выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания образовательного учреждения в соответствующее с действующим законодательством, а именно: 1. выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек; 2. выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище; 3. определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений; 4. ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации; 5. не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления); 6. смонтировать системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация; 7. обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации; 8. систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние; 9. установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное освещение; 10. осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения; 11. установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП; 12. не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещагелем и стеной более 4,5м (соответственно 6м); 13. не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии; 14. обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации; 15. не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами; 16. проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.; 17. не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м); 18. обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями; 19. не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м- 1,86м; 20. обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного; 21. оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров; 22. оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками; 23. обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением; 24. оборудовать классные доски софитами. Обязать Департамент образования г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара провести организационные мероприятия в части выделения денежных средств в соответствии с предоставленной сметой расходов не выполнение мероприятий с целью приведения состояния здания Муниципального образовательного учреждения образовательную школу-интернат № 6 среднего общего образования г.о. Самара в соответствии с действующим законодательством, а именно: 25. выполнить аварийное освещение в коридорах, лестничных клетках в которых максимальное количество эвакуирующихся людей превышает 50 человек; 26. выполнить противопожарными сертифицированными двери в столярной, кладовой мастера в токарной мастерской, кладовой в столовой, книгохранилище; 27. определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях помещений; 28. ликвидировать выбоины и сколы на ступенях лестничных маршей на путях эвакуации; 29. не допускать размещение оборудования, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (батареи системы отопления); 30. смонтировать системы СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация; 31. обеспечить запуск системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от сигнала формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации; 32. систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре привести в рабочее состояние; 33. установить в помещении установки приемно-контрольных приборов (ведущее круглосуточное дежурство персонала) аварийное освещение; 34. осуществлять электроснабжение технических средств сигнализации от свободной группы щита дежурного освещения; 35. установить защитное заземление блока источника резервного питания БРП; 36. не допускать в кабинете физики и в актовом зале на втором этаже расстояние между точечным пожарным извещагелем и стеной более 4,5м (соответственно 6м); 37. не допускать нахождение кабельных линий шлейфов пожарной сигнализации над амстронгом в незакрепленном состоянии; 38. обеспечить подвальное помещение под спальным корпусом где так же находится спортзал + чердачное помещение пожарными извещателями системы автоматической установки пожарной сигнализации; 39. не допускать монтаж линий связи между приборами СОУЭ горючими материалами; 40. проход проводов и кабелей системы автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить в соответствии с ПУЭ Раздел 2, «Открытые электропроводки внутри помещений» п.2.1.58.; 41. не допускать расстояние в коридоре на 1-м этаже в школе, между точечными пожарными извещателями более 9м (фактически от 10 до 12м); 42. обеспечить все пути эвакуации ручными пожарными извещателями; 43. не допускать расположение ручных пожарных извещателей у центрального входа и на лестничной клетке 2-го этажа на высоте более 1,5м фактически от 1,80м- 1,86м; 44. обеспечить уровень звука сигналов системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах не менее чем на 15 д БА выше допустимого уровня звука постоянного; 45. оборудовать туалеты кабинками с дверями без запоров; 46. оборудовать отопительные приборы съемными деревянными решетками; 47. обеспечить медицинский блок, умывальники в санузлах и перед обеденным залом, кабинеты начальной школы холодным и горчим водоснабжением; 48. оборудовать классные доски софитами. Мотивированное решение изготовлено 05.05.2011г. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в облсуд через райсуд со дня изготовления в окончательной форме. Судья /подпись/ Вельмина И.Н. Копия верна Судья: Секретарь: