Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 июня 2011 года город Самара Железнодорожный районный суд города Самары в составе: председательствующего - Евдокименко А.А., при секретаре – Салихове Р.М., с участием – прокурора в лице старшего помощника прокурора Железнодорожного района города Самары – Меркухиной И.В., представителя ответчика – Администрации г.о. Самара – Чебановой С.В. (<данные изъяты> представителя ответчика - Департамента образования г.о. Самара – Поставной Л.В. (<данные изъяты>) и представителя ответчика - МДОУ «Детский сад №287» – Богдановой Е.П. (<данные изъяты>); рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №№ по иску – Прокурора Железнодорожного района города Самары в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №287 городского округа Самара», Администрации городского округа Самара, Департаменту образования Администрации городского округа Самара и Департаменту управления имуществом городского округа Самара о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противопожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор Железнодорожного района города Самары, в порядке предусмотренном ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование своих требований указав следующее, - прокуратурой Железнодорожного района города Самары было проверено соблюдение Муниципальным образовательным учреждением МДОУ «Детский сад №287» законодательства об образовании и противопожарного законодательства. Проведенной проверкой в МДОУ выявлены нарушения требований Конституции РФ, федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313, Закона РФ «Об образовании». Так, в нарушении правил пожарной безопасности в здании МДОУ - не выполнена по направлению выхода из здания дверь эвакуационного выхода (из помещения спальни 2-го этажа правого крыла здания (средняя группа «Журавушка») ведущая на металлическую лестницу; из помещения спальни 2-го этажа левого крыла здания (подготовительная группа «Цветик -семицветик») (нарушение СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 6.17); не установлено оборудование (радиаторы отопления) в лестничных клетках выступающее из плоскости стен на высоте не менее чем 2,2 м. от поверхности площадок лестниц (радиаторы отопления на 1-ом этаже центрального входа в здание фактически крепятся на высоте 1-го м. (нарушение СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 6.32*); не убран из лестничной клетки крыла здания, где расположен кабинет заведующего, открыто проложенный электрический кабель (нарушение СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений п. 6.32*); не установлены противопожарные, сертифицированные люки в проемах перекрытия, ведущие с лестничных площадок 2-го этажа на чердак здания (нарушение · В судебном заседании прокурор уточнила исковые требования и просила суд обязать – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №287 городского округа Самара», Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент образования Администрации городского округа Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения здания образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно: 1) выполнить из музыкального зала расположенного на 1-ом этаже здания запасной эвакуационный, выход высотой не менее в свету 1,9 метра и шириной не менее 1,2 метра; 2) выполнить отделку стен и потолков во всех помещениях учреждения, кроме музыкальных и физкультурных классов из негорючих и трудногорючих материалов; 3) установить прибор АУПС в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала и на высоте от уровня пола от 0,8 до 1,5 метра до оперативных органов управления; 4) здание сарая оборудовать пожарной автоматической защитной установкой в соответствии с категорией взрывопожарной пожарной опасности; 5) определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях складских помещений, затем дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении, а также высказала мнение о несостоятельности возражений ответчиков. Представитель Администрации городского округа Самара в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что из заявления следует, что Администрацией городского округа Самара не организовано выделение денежных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Утверждение Бюджета г.о.Самара и отчета о его исполнении находится в компетенции Думы г.о.Самара. Администрация г.о. Самара исполняет расходные обязательства в отношении МДОУ №287 в полном объеме в соответствии с определенными Думой г.о.Самара лимитами бюджетных ассигнований при этом Администрация г.о.Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Думой г.о.Самара на соответствующий финансовый год. Также представитель Администрации отметил, что на момент подачи заявления были осуществлены действия по устранению указанных в заявлении нарушений, а именно: в соответствии с приказами Департамента образования Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №-од, от ДД.ММ.ГГГГ №-од МДОУ №287 выделены денежные средства на установку межэтажных дверей, ремонт неисправных наружных пожарных лестниц, установку огнеустойчивых люков, демонтаж сгораемой отделки. Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву исковые требования не признал, просил в части исковых требований прокурора к Департаменту управления имуществом г.о. Самара отказать, и указал на то, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ. Обязанность по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности не закреплена Уставом г.о.Самара за Департаментом управления имуществом, закреплены лишь обязанности по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара. Согласно положениям действующего законодательства, выделение средств из бюджета г.о. Самара муниципальным учреждениям г.о. Самара осуществляется путем финансирования главного распорядителя средств бюджета, которым является Департамент образования, с учетом предъявляемых им заявок. Департамент управления имуществом не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств и исполнению расходных обязательств в отношении МДОУ №287, а также не является главным распорядителем бюджетных средств. Представитель Департамента образования г.о. Самара просил отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям: прокуратурой не предоставлены доказательства трудного финансового положения МДОУ детского сада №287, хотя сделан вывод, что самостоятельно учреждение не может устранить имеющиеся нарушения требований законодательства о противопожарной безопасности именно по этой причине. Департамент образования Администрации городского округа Самара является одним из отраслевых органов Администрации городского округа Самара, действующий на основании Положением о Департаменте образования, утвержденном Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №. В исковом заявлении прокуратуры сделана ссылка на утратившее силу Положение о Департаменте образования Администрации городского округа Самара. Согласно Положению о Департаменте образования, в компетенцию Департамента образования администрации городского круга Самара также не входит проведение вышеуказанных «организационных мероприятий по выделению денежных средств». В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Согласно ст. 37 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В соответствии с п.1 ст.32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности. Согласно п.2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» МДОУ детский сад №287 является самостоятельным юридическим лицом, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, и осуществляющим свою деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, в соответствии с уставом. Расходование средств бюджета городского округа Самара, согласно действующему бюджетному законодательству, осуществляется в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных решением Думы городского округа Самара на соответствующий финансовый год. МДОУ детский сад №287 является получателем средств бюджета городского округа Самара. Департамент образования, в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование», может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой городского округа Самара в бюджете на очередной финансовый год. Согласно уставу городского округа Самара Самарской области, Департамент образования не входит в состав органов местного самоуправления, и не является учредителем муниципальных образовательных учреждений. Кроме того, МДОУ детский сад №287 начато выполнение требований, указанных в исковом заявлении. Представитель ответчика МДОУ № 287 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы соответчиков, вместе с тем признала, факт не устранения до настоящего момента нарушений законодательства, указанных в требованиях прокурора уточненных в настоящем судебном заседании. Заслушав мнения сторон, участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам: · В ходе судебного заседания суд считает достоверно установленными следующие обстоятельства, - в ходе проверки в МДОУ детский сад № 287 были выявлены нарушения требований Конституции РФ, Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», правил пожарной безопасности в Российской Федерации, закона «Об образовании», что подтверждается предписанием №, на момент рассмотрения дела не устранены нарушения норм пожарной безопасности в части : 1) выполнения из музыкального зала расположенного на 1-ом этаже здания запасной эвакуационный, выход высотой не менее в свету 1,9 метра и шириной не менее 1,2 метра; 2) выполнения отделки стен и потолков во всех помещениях учреждения, кроме музыкальных и физкультурных классов из негорючих и трудногорючих материалов; 3) установки прибора АУПС в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала и на высоте от уровня пола от 0,8 до 1,5 метра до оперативных органов управления; 4) здание сарая не оборудовано пожарной автоматической защитной установкой в соответствии с категорией взрывопожарной пожарной опасности; 5) не определена категория складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые не обозначены на дверях складских помещений. · Согласно ст.38 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. · В соответствии со ст. 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Источником формирования финансовых ресурсов МДОУ № 287 являются бюджетные средства, внебюджетные средства и иные источники, в соответствии с законодательством РФ. · В соответствии со ст.19 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления, в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. · В соответствии со ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. · В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также, решают иные вопросы местного значения. · В соответствии со ст. 66 Устава городского округа Самара принятого решением Думы городского округа Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции Администрации городского округа Самара в сфере бюджетных отношений относится: составление проекта бюджета городского округа Самара и необходимых документов, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и муниципальными правовыми актами г.о. Самара; подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в решение о бюджете городского округа Самара на текущий финансовый год. Непосредственное составление проекта бюджета городского округа Самара с учетом заявок получателей бюджетных средств осуществляет финансовый орган Администрации городского округа Самара. Департамент образования администрации г.о. Самара в силу п.1.1 Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, является отраслевым функциональным органом администрации г.о. Самара, прогнозирует потребности в капитальном строительстве, реконструкции и ремонте зданий и сооружений образовательных учреждений. · Исходя из изложенного, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а возражения ответчиков несостоятельными. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : · Иск Прокурора Железнодорожного района города Самары в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить и обязать – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №287 городского округа Самара», Администрацию городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент образования Администрации городского округа Самара провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения здания образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно: 1) выполнить из музыкального зала расположенного на 1-ом этаже здания запасной эвакуационный, выход высотой не менее в свету 1,9 метра и шириной не менее 1,2 метра; 2) выполнить отделку стен и потолков во всех помещениях учреждения, кроме музыкальных и физкультурных классов из негорючих и трудногорючих материалов; 3) установить прибор АУПС в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала и на высоте от уровня пола от 0,8 до 1,5 метра до оперативных органов управления; 4) здание сарая оборудовать пожарной автоматической защитной установкой в соответствии с категорией взрывопожарной пожарной опасности; 5) определить категорию складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях складских помещений . Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено – 15 июня 2011 года СУДЬЯ А.А. Евдокименко
СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 6.18*); не оборудованы двери, отделяющие коридоры и помещения здания от лестничных клеток приспособлением для самозакрывания (нарушение СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 6.18*); не выполнен из музыкального зала расположенного на 1-ом этаже здания запасной эвакуационный выход высотой не менее в свету 1,9 м., шириной не менее 1,2 м. (нарушение СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 6.12*, 6.16); не убран примененный материал для отделки пола на путях эвакуации здания (коридоры этажей) с высокой пожарной опасностью (не отвечающим требованиям СНиП 21-01-97* п. 6.25* - по представленному сертификату пожарной безопасности группа воспламеняемости линолеума поливинил - хлорида на нетканевой клееной подоснове типа ЛНкл установлена ВЗ, а должна быть не более В2, группа распространения пламени установлена РП4, а должна быть не более РП2) (нарушение СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 6.25*); не выполнена отделка стен во всех помещениях дошкольного учреждения, кроме
музыкальных и физкультурных классов из негорючих и трудно горючих материалов
(нарушение СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* «Общественные здания и сооружения» п. 1.88); не установлен прибор управления АУПС в помещении с круглосуточным
пребыванием дежурного персонала (нарушение НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения
и сигнализации. Нормы и правила проектирования» п. 12.48); не установлен прибор управления АУПС на высоте 0,8 - 1,5 м. от уровня пола до оперативных органов управления (нарушение НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» п. 12.52); не убраны в лестничных клетках и на путях эвакуации (коридоры) горючие материалы, примененные для отделки, облицовки и окраски стен, ступеней (1-ый и 2-ой этаж) (нарушение ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» п. 53); не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц, заменить в случае непригодности (нарушение ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» п. 41); здание сарая не оборудовано пожарной автоматической защитной установкой в соответствии с категорией врывопожарной и пожарной опасности (нарушение НПБ 110- 03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» табл. 3, п.п. 4,5); не определена категория складских помещений по взрывопожарной и пожарной опасности согласно НПБ 105-03, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначить на дверях складских помещений (ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ» п. 33). Наличие выявленных нарушений противопожарного законодательства в здании МДОУ №287 не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности как для самого здания, так и для находящихся в нем воспитанников, воспитателей, лиц, случайно оказавшихся в МДОУ, а также поблизости. Без привлечения дополнительных средств МДОУ самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности из–за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчиков провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения здания образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством, а именно устранить вышеуказанные нарушения законодательства.