РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года г.о. Самара Железнодорожный районный суд городского округа Самара в составе: председательствующего судьи Мартемьяновой С.В., при секретаре Мартьяновой А.В., с участием старшего помощника Сызранского транспортного прокурора Белоусовой И.В. представителя ответчика Садомского В.В., <данные изъяты> рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сызраснкого транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о понуждении к проведению аттестации рабочего места по условиям труда, УСТАНОВИЛ: Сызранский транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском к ОАО «РЖД» о понуждении к проведению аттестации рабочего места по условиям труда, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда в Куйбышевском центре метрологии - структурном подразделении Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД», проведенной совместно с Государственной инспекцией труда в Самарской области, выявлены грубые нарушения, заключающиеся в том, что на предприятии не проведена аттестация рабочих мест уборщика служебных помещений и водителя по условиям труда. Согласно объяснению начальника Куйбышевского центра метрологии ФИО2 в центре не проведена аттестация по условиям труда 22 рабочих мест. Неисполнение ОАО «Российские железные дороги» требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется, в связи с чем, Сызранский транспортный прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц и просит обязать ОАО «Российские железные дороги» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест уборщика служебных помещений и водителя Куйбышевского центра метрологии - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД». В судебном заседании прокурор Белоусова И.В. исковые требования уточнила, изменив основание иска в части ссылки на Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007г. № 569, просила считать основанием иска в этой части Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н. Просила исковые требования удовлетворить, обязать ответчика провести аттестацию по условиям труда рабочих мест уборщика служебных помещений и водителя Куйбышевского центра метрологии - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги филиала ОАО «РЖД». Представитель ответчика Садомский В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по тем основаниям, что понуждение провести аттестацию рабочих мест и установление ответственности, в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, деятельность которых прокуратура подменять не вправе. Согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. По результатам проверки государственной инспекцией труда выдано предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства, выявленных в ходе проверки. Согласно п. 1 данного предписания государственной инспекцией труда на работодателя возложена обязанность провести аттестацию рабочих мест, в том числе указанных в исковом заявлении Сызранского транспортного прокурора, в срок до 01.04.2012. Таким образом, на момент подачи искового заявления, рассмотрения дела в суде срок исполнения данного предписания не истек, и дополнительных оснований для возложения на ОАО «РЖД» обязанности провести аттестацию рабочих мест еще и судебным актом, в настоящее время не имеется. В силу ст. 28 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе внести представление на основе материалов прокурорской проверки по нарушениям прав человека и гражданина. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушений. Закон говорит о том, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме. Из материалов дела, искового заявления не следует, что прокурор реализовал хотя бы одно из своих полномочий. Вышеизложенное свидетельствует, что в рассматриваемом случае возбуждение прокурором дела путем предъявления иска с учетом предоставленных прокурору, ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" широких полномочий в целях своевременного выявления нарушений законов, причин и условий нарушений, установления виновных в этом лиц и устранения допущенных нарушений является не обоснованным и преждевременным. Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, ели гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно разъяснениям, содержащимся в Информационном письме Генеральной прокуратуре РФ от 27.20.2003 № 8-15-2003 «О некоторых вопросах частая прокурора в гражданском процессе, с вязанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ», в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими гражданами, а также что нарушены права значительного числа граждан Сызранским транспортным прокурором не представлено. Таким образом, полномочий предъявление заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ у Сызранского транспортного прокурора отсутствуют. Кроме того, ОАО «РЖД» 18.08.2011г. с <данные изъяты> заключен договор № на выполнение работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Приказом начальника Куйбышевского Центра метрологии № 135-а/КЦМ от 30.09.2011г. «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» создана аттестационная комиссия и установлен график проведения аттестации. Таким образом, ОАО «РЖД» выполняются требования трудового законодательства, предусмотренные ст. 212 ТК РФ. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. На основании ст.ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н. Согласно указанному Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п.2 Порядка). В соответствии с п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях, в том числе, контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка). В судебном заседании на основании перечня рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда на производственном объекте: Куйбышевского центра метрологии – структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», утвержденного председателем аттестационной комиссии ФИО2 19.09.2011г. (л.д.12-15) установлено, что на указанном производственном объекте имеются рабочие места уборщика служебных помещений и водителя, подлежащие аттестации. 15.09.2011г. на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. № руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в отношении Куйбышевского центра метрологии – структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (л.д.8-11, 29-32). В ходе проведенной проверки установлено, что аттестация рабочих мест уборщика служебных помещений и водителя по условиям труда ответчиком не проведена, что подтверждается, также объяснительными записками начальника Куйбышевского центра метрологии (л.д.16, 37). В связи с нарушением законодательства об охране труда (отсутствие аттестации рабочих мест) государственным инспектором труда по охране труда в адрес начальника Куйбышевского центра метрологии – структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» вынесено предписание, которое не исполнено до настоящего времени. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ОАО «Российские железные дороги» не исполняются требования действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, что нарушает права лиц, работающих в организации. В соответствии с ч. 4 ст. 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать ОАО «Российские железные дороги» провести аттестацию по условиям труда рабочих мест уборщика служебных помещений и водителя Куйбышевского центра метрологии – структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2011 года. Судья (подпись) С.В. Мартемьянова № №