РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 ноября 2011 года г.о. Самара Железнодорожный районный суд городского округа Самара в составе : председательствующего судьи Махарова А. Ш., при секретаре Максимове М. В., с участием помощник Куйбышевского транспортного прокурора Фроловской, представителя ответчика ОАО «РЖД» Шворак С. В., представителя ответчика ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» Борцова А. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Рузаевского транспортного прокурора к ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» Куйбышевской железной дороги, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на Куйбышевской железной дороге» об обязании выполнить работы, У С Т А Н О В И Л : Рузаевский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, в котором просит обязать ОАО «РЖД» установить ограждения железнодорожных путей общего пользования в пределах городского округа Саранск; установить шлагбаум (иное устройство, ограждение), препятствующее свободному доступу на пост ЭЦ станции Саранск около багажного отделения; оборудовать грузовой район, контейнерные площадки станции Саранск контрольно-пропускными пунктами; обеспечить охрану поста электрической централизации станции Рузаевка, приемо-отправочный, центральный, сортировочный парки станции Рузаевка отдельными постами ведомственной охраны. В ходе судебного заседания истец уточнил свои исковые требования и просил обязать ОАО «РЖД» установить ограждения железнодорожных путей общего пользования от <адрес> поддержав в остальной части ранее заявленные исковые требования. В дальнейшем истец от исковых требований в части установки шлагбаума (иное устройство, ограждение), препятствующее свободному доступу на пост ЭЦ станции Саранск около багажного отделения; оборудования грузового района, контейнерных площадок станции Саранск контрольно-пропускными пунктами отказался, в связи с добровольным исполнением ответчиком указанных требований и просил производство по делу в этой части прекратить. После чего в ходе судебного разбирательства истец вновь уточнил исковые требования, привлек в качестве соответчика ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на Куйбышевской железной дороге» и просил обязать ОАО «РЖД» установить ограждения железнодорожных путей общего пользования <адрес> и обязать ОАО «РЖД» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» обеспечить охрану поста электрической централизации станции Рузаевка, приемо-отправочный, центральный, сортировочный парки станции Рузаевка отдельными постами ведомственной охраны. Помощник Куйбышевского транспортного прокурора в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Представитель ответчика ОАО «РЖД» просила в удовлетворении исковых требований отказать, представив в суд письменный отзыв. Представитель ответчика ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на Куйбышевской железной дороге» также просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требованиях, поскольку они осуществляют свою деятельность по охране объектов ОАО «РЖД» в соответствии с договором № 1502 на оказание услуг по охране объектов ОАО «РЖД» от 31.12.10, которым установлено, что каждый объект посты электрической централизации станции Рузаевка, приемо-отправочный, центральный, сортировочный парки станции Рузаевка охраняются 1 постом. Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы суд приходит к следующим выводам. Статьей 34 ГПК РФ установлено, что лицами участвующими в деле являются стороны, третьи лица, прокурор, лица обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 ГПК РФ, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В силу части 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Частью 3 статьи 12 вышеуказанного закона № 16-ФЗ регламентированы обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчики по оказанию содействия в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения. Статьей 21 частью 1 ФЗ от 10.01.03 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). Данная норма закона является диспозитивной и не влечет за собой обязанности ответчика устанавливать ограждения железнодорожных путей общего пользования. При этом истцом каких-либо доказательств подтверждающих необходимость установления таких ограждений в суд не представлено. Ссылка истца в заявлении на то, что на данном участке дороги осуществляется неконтролируемый переход посторонними лицами, рядом находятся оптовые продовольственные базы, торговый павильон, главные железнодорожные пути разделяют жилой сектор г. Саранска с предприятиями торговли, в полосе отвода железной дороги находится несанкционированная стоянка (парковка) автомобилей, не свидетельствует о необходимости установления ограждения железнодорожных путей общего пользования на указанном участке дороги, поэтому исковые требования в этой части подлежат отклонению. Вместе с тем заявленные исковые требования обязать ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» «Куйбышевская железная дорога» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на Куйбышевской железной дороге» обеспечить охрану поста электрической централизации станции Рузаевка, приемо-отправочный, центральный, сортировочный парки станции Рузаевка отдельными постами ведомственной охраны, являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 37 Устава ОАО «Российские железные дороги», единственным акционером общества является Российская Федерация. ОАО «Российские железные дороги» является собственником железнодорожных путей общего пользования в границах городского округа Саранск; постов электрической централизации станций Рузаевка, Саранск, приемо - отправочного, центрального, сортировочного парков станции Рузаевка грузового района, контейнерных площадок станции Саранск. В соответствии со ст. 23 ч. 2 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 27.06.2009 года № 891-р утвержден перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта : 1) искусственные сооружения и другие объекты стратегического назначения, за исключением объектов, подлежащих охране подразделениями внутренних войск МВД России; 2) посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций и железнодорожных станций первого класса; 3) информационные вычислительные центры и узлы связи; 4) центры диспетчерского управления; 5) запасные пункты управления; 6) базы и склады специального назначения; 7) парки узловых железнодорожных станций, сортировочные парки станций и парки станций, где осуществляются работы с опасными грузами; 8) объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов). Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, разработанное в соответствии с Федеральными законами «О ведомственной охране» и «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», определяет структуру органов ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, нормы численности работников ведомственной охраны, а также порядок организации их деятельности (п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2009 года № 540). Как следует из п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2009 года № 540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта», ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения Агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов, в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на железнодорожном транспорте. Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 27.06.2009 года № 540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» предусмотрено, что численность работников ведомственной охраны определяется из расчета 6,5 единицы на один круглосуточный пост по охране наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, а на указанных объектах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - не менее 7 единиц. В ходе судебного заседания было установлено, что 31.12.2010 года ОАО «РЖД» (заказчик) заключен договор № 1502 с федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (исполнитель), на оказание услуг по охране объектов ОАО «РЖД» (в том числе, расположенных на территории Республики Мордовия - станция Рузаевка: приемо -отправочный парк; парк станции (центральный парк); парк сортировки; пост ЭЦ; региональный ИВЦ; объект Самарской дирекции связи № 142/1; парк станции Саранск) сроком действия по 31.12.2011 года. Приложением к договору № 1502 от 31.12.2010 года утвержден Перечень объектов и участков железных дорог - филиалов ОАО «РЖД», передаваемых для охраны и предупреждения правонарушений подразделениям ФГП ВО ЖДТ России в 2011 году. В соответствии с данным перечнем, численность работников ведомственной охраны определена из расчета 6,5 единицы на один пост по охране наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования. А именно, на <адрес>. Согласно распоряжению Куйбышевской дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» Центральная дирекция управления движением от 31.05.11 № Д/66/г станция Рузаевка отнесена к железнодорожным станциям первого класса. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Анализируя вышеуказанные нормы закона и представленные материалы суд приходит к выводу, что наиболее важные объекты железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны федерального агентства железнодорожного транспорта, к которым и отнесены приемо -отправочный парк, парк станции (центральный парк), парк сортировки, и посты ЭЦ на станции Рузаевка, должны охраняться отдельными постами работников ведомственной охраны, поэтому в целях восстановления нарушенных прав исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Рузаевского транспортного прокурора удовлетворить частично. Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» «Куйбышевская железная дорога» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на Куйбышевской железной дороге» обеспечить охрану поста электрической централизации станции Рузаевка, приемо-отправочный, центральный, сортировочный парки станции Рузаевка отдельными постами ведомственной охраны. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать. Взыскать с ответчиков ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» «Куйбышевская железная дорога» ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ на Куйбышевской железной дороге» государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары, с момента изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 18.11.2011 года. Судья А. Ш. Махаров