Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 ноября 2011 года город Самара Железнодорожный районный суд города Самары в составе: председательствующего - Евдокименко А.А., при секретаре – Самохиной Ю.А., с участием – представителя ответчика – Старостиной Н.В. (действующей на основании доверенности №1024-ДЮ от 3 ноября 2009 года, удостоверенной нотариусом города Москвы – Л. зарегистрированной в реестре за номером 1с-3336); рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску – Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов – неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, у с т а н о в и л : Уфимский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к структурному подразделению ответчика, в защиту неопределенного круга лиц, указав в частности следующее, - в ходе проверки соблюдения законодательства исполнения законодательства о защите прав инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам транспорта и транспортной инфраструктуры установленное следующее. В нарушение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» на привокзальной площади железнодорожного вокзала на станции У. установлены высокие бордюры и отсутствуют пандусы, что не позволяет беспрепятственно проехать инвалидам-колясочникам в здание вокзала. Кроме того, доступ к поездам инвалидам возможен только через первую платформу по служебному проходу. В нарушение требований п. 3.1.17 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 марта 2003 года №12, на железнодорожном вокзале на станции У. единственный туалет, расположенный в цокольном этаже вокзала, не приспособлен для инвалидов (туалетные комнаты на втором этаже не пущены в эксплуатацию). На пассажирские лифты на вокзале на станции У. прикреплены пиктограммы «только для инвалидов», что противоречит Федеральному закону «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1. Все имеющиеся лифты на момент проверки были выключены, являясь, таким образом, не доступными как для инвалидов, так и для других пассажиров. В нарушение требований 3.1.9 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», на железнодорожном вокзале на станции У. отсутствует комната матери и ребенка, комната длительного отдыха транзитных пассажиров, буфеты, кафе, ресторан, парикмахерская, аптека. Доступ в медицинский пункт вокзала на станции У. затруднен, так как нет входа с зала ожидания пассажиров, в нарушение п. 3.1.11 указанных санитарных правил. В здании вокзалов на станции А., А. и Т. в нарушение п. 3.4.1 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» отсутствуют системы горячего водоснабжения, канализации и вентиляции и в нарушение п. 3.5.7 указанных правил отсутствует туалет для инвалидов. На основании изложенного прокурор просил суд обязать владельца объекта транспортной инфраструктуры Куйбышевскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» устранить следующие нарушения: 1) на привокзальной площади железнодорожного вокзала станции У. установить пандусы, обеспечивающие свободный доступ в здание вокзала инвалидов-колясочников; 2) расположенный в цокольном этаже вокзала на станции У. туалет оборудовать в соответствии с требованиями санитарного законодательства, для возможности использования инвалидами; 3) снять с пассажирских лифтов на вокзале на станции У. пиктограммы «только для инвалидов», включить лифты для пользования инвалидов и других пассажиров; 4) оборудовать здание железнодорожного вокзала на станции У. комнатой матери и ребенка, комнатами длительного отдыха транзитных пассажиров, аптекой; 5) обеспечить доступ в медицинский пункт вокзала на станции У. с зала ожидания пассажиров; 6) в здании вокзала на станции А., станции А., станции Т. обеспечить туалетные комнаты системой горячего водоснабжения, канализацией и вентиляцией, оборудовать в соответствии с требованиями санитарного законодательства для возможности использования инвалидами. 10 ноября 2011 года в предварительном судебном заседании, в порядке предусмотренном ст. 41 ГПК РФ, с согласия прокурора была произведена замена ненадлежащего ответчика – структурного подразделения ОАО «РЖД» на надлежащего – само ОАО «РЖД». В судебное заседание прокурор не явился, ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал. Представитель ответчика исковые требования не признала в полном объеме, пояснив суду, что Куйбышевская региональная дирекция железнодорожных вокзалов является структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов филиала открытого акционерного общества «РЖД». Куйбышевская региональная дирекция железнодорожных вокзалов не является филиалом или представительном ОАО «РЖД», не имеет статуса юридического лица и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД» на основании доверенности, выданной руководителю региональной дирекции, не имеет в своем составе структурных подразделений. Железнодорожные вокзалы являются подразделениями Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов. В настоящее время вокзал У. находится в стадии реконструкции, как только вокзал будет введен в эксплуатацию, всё будет приведено в соответствие. На вокзале У. для обеспечения доступа маломобильных групп населения к вокзалу изготовлен пандус с восточной стороны здания вокзала. Доступ инвалидов к поездам на 2, 3 и 4 платформах вокзала У. обеспечивается с помощью лифтов, установленных в конкорсе вокзала. Включение лифтов на платформы осуществляется по заявке пассажира через дежурного помощника начальника вокзала. После окончания реконструкции первого и цокольного этажей вокзала У. будет открыт общественный туалет на втором этаже основного здания вокзала, где оборудованы специальные кабины для инвалидов. На лифтах расположены пиктограммы, показывающие доступность лифтов для маломобильных групп населения и не исключающие пользование ими другими пассажирами. Лифты во вставке вокзала У. работают круглосуточно, отключаются только для производства технического обслуживания и ремонта. 15 сентября 2011 года на вокзале У. открыта комната отдыха, один номер оборудован для пассажиров с детьми. Открытие точек общественного питания и аптеки возможно только на условиях аренды. Решение о проведении конкурсных процедур по сдаче площадей в аренду находится в компетенции руководства Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД». Со стороны администрации вокзала У. подготовлены все необходимые документы для сдачи площадей в аренду. Планом реконструкции первого этажа здания вокзала У. предусмотрен доступ в медицинский пункт из кассового зала и с 1 платформы. Общественный туалет на вокзале А. располагается в отдельно стоящем здании, где имеется водопровод и канализация, устройство кабины для инвалидов запланировано при проведении реконструкции здания общественного туалета. На вокзале А. имеется общественный туалет с шамбо, центральная канализация отсутствует в поселке, где расположен вокзал. На вокзале Т. имеется водопровод и канализация. Туалет расположен на 1 этаже здания вокзала оборудован для пользования маломобильными группами. Заслушав объяснения представителя ответчика и изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам: · В соответствии со ст. 56 ГПК РФ именно истец, в том числе прокурор являющийся в данном процессе процессуальным истцом, обязан доказать те обстоятельства на которые он ссылается как на основание своих требований (в данном случае прокурор обязан доказать факт нарушения ответчиком законодательства о защите прав инвалидов), при этом в соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда, а в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. · Суд находит, что указанная прокурором проверка, в результате которой были выявлены указанные прокурором нарушения, была проведена с грубым нарушением федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так в нарушении ст. 16 указанного закона результаты проверки не были оформлены соответствующим документом – актом, который составляется с участием руководителя юридического лица, что не оспаривалось и самим прокурором, а кроме того были нарушены права руководителя юридического лица при проведении указанной проверки, предусмотренные ст. 21 указанного закона, а именно руководитель юридического лица не был ознакомлен с результатами проверки и ему не была дана возможность в письменном виде изложить свои возражения, а как указано выше, в соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательства полученные с нарушением закона не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда, а ответчик наличие указанных нарушений законодательства категорически отрицал, при этом допустимых доказательств наличие указанных нарушений прокурором не представлено, причем иные доказательства не могут являться альтернативой составлению акта проверки, так как в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, как указано выше, обстоятельства, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, с учетом указанного суд находит требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Доводы прокурора о том, что федеральный закон №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года к правоотношениям возникшим при разбирательстве настоящего дела не применим несостоятельны и не основаны на законе, поскольку ответчик является юридическим лицом, каких-либо исключений при проведении проверок юридических лиц являющихся транспортными организациями законом не установлено, поэтому доводы прокурора о том, что в отношении ответчика проверка может проводиться без соблюдения процедур установленных для всех юридических лиц указанным законом несостоятельны, а кроме того прокурор так и не пояснил, какими нормами законодательства регламентирующими порядок проведение проверок, руководствовались работники Роспотребнадзора проводившие указанную проверку по поручению прокуратуры. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, р е ш и л : · В удовлетворении иска - Уфимского транспортного прокурора в защиту интересов – неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов– отказать Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение 10 дней, со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено – 1 декабря 2011 года СУДЬЯ А.А. Евдокименко