по иску прокурора Железнодорожного района г. Самары к ИП `Зубкову В.ю., Администрации г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, Администрации Железнодорожного района г. Самары о признании распоряжения главы Администрации незако



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2010 года г.о. Самара

Железнодорожный районный суд городского округа Самара в составе:

председательствующего Мартемьяновой С.В.,

при секретаре Мартьяновой А.В.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.о. Самара Меркухиной И.В.,

представителя ИП Зубкова В.Ю. Тарантова А.Ф., действующего на основании доверенности от 08.09.2010 года, выданной сроком на один год, удостоверенной нотариусом г.о. Самара ФИО3, зарегистрированной в реестре за №,

представителя администрации Железнодорожного района г.о. Самара Лобашовой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – Министерства имущественных отношений Самарской области Ивановой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – Главного управления МЧС России по Самарской области Болдырева А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

представителя третьего лица – Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Казанцева М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Железнодорожного района г.о. Самара к Индивидуальному предпринимателю Зубкову Виталию Юрьевичу, администрации г.о. Самара, администрации Железнодорожного района г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области, с третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, Главным управлением МЧС России по Самарской области, Управлением Росреестра по Самарской области,

  • о признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан, распоряжения главы администрации Железнодорожного района г.о. Самара от 19.06.2007г. № 197 «Об утверждении границ земельного участка»,
  • признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан, распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от 29.04.209г. № 417/02-р,
  • признании недействительным договора аренды земельного участка от 03.06.2010 года № 1322а-2008/2013,
  • устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, освобождении земельного участка от временного торгового павильона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с иском ИП Зубкову В.Ю., администрации г.о. Самара, Администрации Железнодорожного района г.о. Самара, Министерству имущественных отношений Самарской области о признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан, распоряжения главы администрации Железнодорожного района г.о. Самара от 19.06.2007г. № 197 «Об утверждении границ земельного участка», признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан, распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от 29.04.209г. № 417/02-р, признании недействительным договора аренды земельного участка от 03.06.2010 года № 1322а-2008/2013, устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, освобождении земельного участка от временного торгового павильона.

В обоснование заявленных требований указал следующее.

Прокуратурой Железнодорожного района г. Самара проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в процессе проведения которой установлено, что распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Самары от 07.10.2005г. предпринимателю ФИО5 предоставлен в аренду земельный участок для установки временного торгового по <адрес>. Данный торговый павильон по договору купли-продажи передан ФИО6 в собственность ИП Зубкова В.Ю. На основании распоряжения главы администрации Железнодорожного района г. Самары от 19.06.2007г. № 197 утверждён проект границ земельного участка, расположенного по <адрес> для предоставления земельного участка в аренду под установку временного павильона «Рыболов».

Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 29.04.2009 № 714/02-р утверждена схема расположения названного земельного участка.

1 июня 2010 года приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 1068 индивидуальному предпринимателю ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок из земель населённых пунктов общей площадью 18 кв.м., кадастровый номер 63:01:0117004:601, расположенный по <адрес> под временный торговый павильон «Рыболов».

На основании распоряжения от 19.06.2007 № 197 между ИП ФИО1 и Министерством имущественных отношений Самарской области заключен договор от 03.06.2010 года № 1322а-2008/2013 аренды земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:601, расположенного по <адрес>.

В настоящее время на названном земельном участке расположен торговый павильон «Рыболов», принадлежащий ИП Зубкову В.Ю.

Земельный участок, на котором расположен торговый павильон, принадлежащий ИП Зубкову В.Ю., является проездом для пожарных машин и пожарной техники. Размещение земельного участка на пожарном проезде нарушает Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313.

В соответствии с п. 23 названных Правил, дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.

На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Соблюдение Правил пожарной безопасности необходимо в целях безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 Правил).

Таким образом, обжалуемее распоряжение от 19.06.2007 года № 197 главы администрации Железнодорожного района г. Самара и распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от 29.04.2010 года № 417/02-р, Приказ Министерства имущественных отношений от 01.06.2010 года № 1068, приняты с нарушением правил пожарной безопасности и подлежат отмене, как незаконные.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.о. Самара Меркухина И.В., заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ИП Зубкова В.Ю. Тарантов А.Ф. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что в 2005 году предпринимателю ФИО5 был предоставлен в аренду земельный участок площадью 70,0 кв.м. для установки временного торгового павильон по <адрес>. На указанном участке ФИО9 установлен торговый павильон. В декабре 2005 года между ФИО9 и ИП Зубковым В.Ю. был заключен договор купли-продажи торгового киоска площадью 18,0 кв.м.. Для оформления прав на земельный участок под приобретенным павильоном ИП Зубковым В.Ю. были получены необходимые заключения и согласования, после чего администрацией Железнодорожного района г. Самары было издано распоряжение от 19.06.2007г. № 197 об утверждении проекта границ земельного участка площадью 18,0 кв.м. в целях предоставления земельного участка в аренду под установку временного киоска «Рыболов» на <адрес>.

К указанному распоряжению приложена схема генплана из которой следует, что границы земельного участка были согласованы с органами местного самоуправления и надзорными органами, в том числе с ОГПН по Железнодорожному району г. Самары. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 29.04.2009г. № 417/02-р утверждена схема расположения названного земельного участка. Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.06.2010 года № 1068 Зубкову В.Ю. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по <адрес>. На основании распоряжения от 19.06.2007г. № 197 между ИП Зубковым В.Ю. и Министерством имущественных отношений Самарской области заключен договор аренды от 03.06.2010 года № 1322а-2008/2013 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:601.

Каких-либо документов, подтверждающих нарушение ИП Зубковым В.Ю. пожарного законодательства, и расположения земельного участка на пожарном проезде, суду не представлено. Производство по делу об административном правонарушении по ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ИП Зубкова В.Ю. По изложенным выше основаниям просил суд в иске отказать.

Представитель ответчика - администрации Железнодорожного района г.о. Самара Лобашова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела, пояснив, что Глава администрации Железнодорожного района г. Самара действовал в рамках представленных ему полномочий, а именно в соответствии с распоряжения Главы Администрации г.о. Самара от 11.04.2007 № 144-р «О возложении полномочий по организации деятельности территориальных органов Администрации г.о. Самара и решению вопросов местного значения на заместителя Главы г.о. Самара – глав администраций районов г.о. Самара», п. 1.14 которого установлено, что до февраля 2008 года утверждение проектов границ земельных участков площадью до 100 кв. м., предоставляемых для целей, не связанных со строительством, относилось к компетенции глав администраций районов г.о. Самара. Считает, что нахождение торгового павильона на земельном участке в границах, установленных распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Самары от 19.06.2007 года № 197 не нарушает чьих-либо прав и интересов.

Представитель третьего лица – Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара Казанцев М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что дать пояснения по заявленному прокурором требованию не представляется возможным в связи с отсутствием времени для изучения материалов дела

Представитель третьего лица – Министерства имущественных отношений Самарской области (далее по тексту – МИО Самарской области) Иванова М.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения заявленных прокурором требований, пояснив, что расположение торгового павильона, принадлежащего ИП Зубкову В.Ю. на выделенном земельном участке, подтверждается актами обследования и ввода в эксплуатацию, на которых имеются соответствующие согласования, заверенные печатями, в том числе и ОГПН Железнодорожного района. При оформлении договора аренды в МИО Самарской области проводилась правовая экспертиза представленных документов, направляется запрос в Департамент строительства и архитектуры Самарской области, который в своем ответе указал на отсутствие нарушений норм пожарной безопасности. На основании представленных документов Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.06.2010 года № 1068 Зубкову В.Ю. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по <адрес>. На основании распоряжения от 19.06.2007г. № 197 между ИП Зубковым В.Ю. и Министерством имущественных отношений Самарской области заключен договор аренды от 03.06.2010 года № 1322а-2008/2013 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0117004:601,

Представитель третьего лица - Главного управления МЧС России по Самарской области Болдырев В.А., действующий на основании доверенности, требования прокурора считает обоснованными, по существу пояснил, что в ОГПН Железнодорожного района поступило заявление гражданина ФИО14 о том, что на территории пожарного проезда к автостанции «Аврора» расположены торговые павильоны.

По указанному заявлению инспектором ОГПН Железнодорожного района г. Самары была проведена проверка, в результате которой установлено, что торговый павильон «Рыболов» ИП Зубкова В.Ю., расположен в проезде, предназначенном для проезда пожарных машин и техники к автостанции «Аврора», что является нарушением п. 23 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности». По результатам проведения проверки был составлен акт, фототаблица, выдано предписание № 323/1/1 от 13.08.2010 года.

Кроме того, ГУ МЧС России по Самарской области обратилось в <данные изъяты>, которым выполнено заключение кадастрового инженера, согласно которому земельный участок, границы которого согласованы распоряжением главы администрации Железнодорожного района г.о. Самара от 19.06.2007г. № 197 не совпадают с границами земельного участка, согласованными распоряжением главы администрации Железнодорожного района № 645 от 07.10.2005, а также о том, что земельный участок под торговым павильоном ИП Зубкова В.Ю. находится в пожарном проезде.

Представленная администрацией Железнодорожного района г.о. Самара схема генплана не совпадает со схемой генплана, которая приложена к договору аренды земельного участка, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и ФИО6 Из ответа Департамента строительства и архитектуры № Д 05-01-01/21339-0-1 от 20.12.2010, согласно которому земельные участки, границы расположения которых утверждены распоряжениями администрации Железнодорожного района г.о. Самара от 09.06.2007г. № 188 и от 19.06.2007г. № 197, расположены в местах общего пользования. Из технического паспорта автостанции «Аврора», схемы организации движения на автостанции «Аврора» и с автостанции «Аврора» следует, что на территории, занимаемой торговым павильоном «Рыболов» ИП Зубкова В.Ю. должен быть второй пожарный проезд. Аналогичные выводы сделаны в заключении НИИ ВДПО ОПБ, приобщенном к материалам дела.

Кроме того, представитель ГУ МЧС России по Самарской области пояснил, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», в 2007 году органы пожарного надзора были исключены из перечня органов власти, осуществляющих согласование утверждения проекта границ земельного участка, в связи с чем, органы пожарного надзора не согласовывали размещение торгового павильона ИП Зубков В.Ю., поскольку не являются участниками градостроительной деятельности.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела архитектуры администрации Железнодорожного района г.о. Самара ФИО15. суду показала, что земельный участок ИП Зубкову выделялся в соответствии со строительными, санитарными и пожарными нормами. При переоформлении участка с ФИО5 на Зубкова В.Ю. были вновь получены все согласования. Красные линии остались на прежнем месте, на прежнем месте также остался пожарный проезд между киосками шириной 4,5 метра.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель <данные изъяты> Львицын И.Г., суду пояснил, что в ООО «Самарское земельное проектное бюро» обратился инспектор пожарного надзора ФИО13 для решения вопроса о том, расположен ли земельный участок, используемый ИП Зубковым под размещение торгового павильона в границах земельного участка, предоставленного ФИО5 на основании распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары от 07.10.2005г № 645. В распоряжение кадастрового инженера были представлены правоустанавливающие документы, геодезические, картографические материалы, системы координат и схемы привязки межевых знаков к опорным геодезическим пунктам. Кадастровым инженером были установлены координаты земельного участка, выделенного ИП ФИО17 для строительства торгового павильона. Установление координат земельного участка, выделенного в 2005 году ИП ФИО18, произведено специалистом на основании распоряжения главы администрации Железнодорожного района г. Самары № 645 от 07.10.2005, договора аренды земельного участка № 025288з от 20.12.2005 с приложением ситуационного плана (схемы). Затем кадастровым инженером были установлены координаты границ земельного участка, границы которого были утверждены распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Самары от 19.06.2007г. № 197 в соответствии с приложенным планом (схемой). Установив координаты названных участков, кадастровый инженер пришёл к выводу о том, что земельный участок, площадью 18 кв.м., границы которого утверждены распоряжением администрации Железнодорожного района г.о. Самара от 19.06.2007г. № 197 используемый ИП Зубковым под размещение торгового павильона, находится на проезде к (с) автостанции «Аврора» и не в границах земельного участка, предоставленного ИП ФИО5 на основании распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самара № 645 от 07.10.2005 года.

При определении координат кадастровый инженер использовал привязку к неподвижным объектам, расположение которых совпадает как в плане (схеме) на которой утверждены границы земельного участка распоряжением № 645 от 07.10.2005, так и на плане (схеме) на которой утверждены границы земельного участка распоряжением от 19.06.2007г. № 197, в частности таким объектами являлись автобусная остановка, канализационный колодец и т.п.

Представитель ответчика - Администрации г.о. Самара, представитель третьего лица – Управление Росреестр по Самарской области в судебное заседание не явились, письменный отзыв не направили, каких-либо ходатайств не представили. О месте и времени судебного разбирательства извещались в установленном порядке.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица.

Заслушав объяснения сторон, пояснения третьих лиц, заключения специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. ст. 13 ГК РФ п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

На основании распоряжения администрации Железнодорожного района г. Самары № 645 от 07.10.2005 года предпринимателю ФИО5 был предоставлен в аренду без права выкупа сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 70,0 кв.м. для установки временного торгового павильона по <адрес> согласно прилагаемой схеме (л.д. 28).

Впоследствии предпринимателем ФИО9 был установлен временный объект - павильон площадью 70 кв.м., о чем составлен Акт приемки в эксплуатацию временного объекта мелкорозничного торгового (бытового) обслуживания населения от 13.12.2005 года (л.д. 36), согласно которому комиссия посчитала предъявленный объект принятым в эксплуатацию.

20.12.2005 года между ФИО9 и комитетом по управлению имуществом г. Самары был заключен Договор аренды № 025288з земельного участка площадью 70,0 кв.м. по <адрес> под установку временного павильона (л.д. 108-110).

28 декабря 2005 года между ФИО9 и ответчиком ИП Зубковым В.Ю. был заключен договор купли-продажи торгового киоска площадью 18,0 кв.м. под торговлю, расположенного в торговом модуле по <адрес> около дома №л.д. 27). Земельный участок предоставлен продавцу на основании распоряжения от 07.10.2005 года № 645, между сторонами был подписан Акт приема-передачи киоска в торговом модуле (л.д. 27об).

Для правильного разрешения настоящего спора, необходимо установить место расположения границ земельного участка, предоставленного ИП ФИО5 и место расположения границ земельного участка, на котором в настоящее время находится торговый павильон, принадлежащий ИП Зубкову В.Ю.

При установлении указанного факта суд руководствуется положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Прокурором в обоснование заявленных требований представлено заключение кадастрового инженера, выполненное <данные изъяты>, согласно которому земельный участок под торговым павильоном ИП Зубкова, границы которого утверждены распоряжением главы администрации Железнодорожного района г.о. Самара от 19.06.2007года № 197, не совпадают с границами земельного участка, который был предоставлен ИП ФИО5 распоряжением главы администрации Железнодорожного района г. Самара от 07.10.2005 года № 645, а также на основании Договора аренды № 025288з от 20.12.2005. При этом, из плана-схемы размещения торговых павильонов и расположения проездов на автостанции «Аврора», являющейся приложением к заключению кадастрового инженера, следует, что земельный участок, который был предоставлен в 2005 году ИП ФИО5 не находился в пожарном проезде, временный торговый павильон, возведённый ИП ФИО6 занимал часть тротуара, выделенного бордюрным камнем (л.д. 105). Границы земельного участка, утвержденные ИП Зубкову В.Ю. на основании распоряжения главы администрации Железнодорожного района от 19.06.2007г. № 197, расположены на территории пожарного проезда (л.д. 105).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель <данные изъяты> Львицын И.Г. пояснил, что при определении координат кадастровый инженер использовал привязку к неподвижным объектам, расположение которых совпадает как в плане (схеме) на которой утверждены границы земельного участка распоряжением № 645 от 07.10.2005, так и на плане (схеме) на которой утверждены границы земельного участка распоряжением от 19.06.2007г. № 197, в частности таким объектами являлись автобусная остановка, канализационный колодец и т.п.

Суд считает заключение кадастрового инженера, выполненное <данные изъяты>, допустимым доказательством, поскольку исследование проводилось организацией, обладающей необходимой лицензией и специалистом, обладающим специальными знаниями.

Согласно заключению <данные изъяты> № 86 от 17.12.2010, на территории, занимаемой торговым павильоном ООО «Эос», согласно представленной документации должен находиться второй выезд с территории автостанции <данные изъяты> Отсутствие второго проезда на территории автостанции, существенно влияет на безопасность находящихся на территории людей, и создает потенциальную угрозу при возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 72).

Из технического паспорта автостанции «Аврора» (л.д. 216-223), схемы организации движения на (с) автостанции «Аврора» согласованной в отделения ДН ОГИБДД УВД по г. Самаре от 24.12.2010 № 682/2010 следует, что к территории автостанции «Аврора» должно быть два пожарных проезда (л.д. 224).

В соответствии с письмом <данные изъяты> от 01.12.2010 года № 1641 (л.д. 71), в связи с имеющимися проездами, подтвержденными экспликацией зданий и сооружений, для обеспечения проезда пожарной техники было предусмотрено два пожарных проезда: один при выезде на <адрес> около пересечения с <адрес>, второй проезд при выезде на <адрес> проведенной проверки ОГПУ Железнодорожного района стало известно, что на месте второго проезда установлены два торговых павильона, один из которых принадлежит ИП Зубкову В.Ю., второй пожарный проезд не возможно использовать для обеспечения проезда на территорию автостанции «Аврора» пожарной техники.

Согласно письму Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 20.12.2010 № Д 05-01-01/21339-0-1 по топографическим материалам Департамента и представленным документам, земельный участок, напротив дома № по <адрес>, границы которого утверждены распоряжением администрации Железнодорожного района от 19.06.2007г. № 197, расположен в границах красных линий улицы <адрес> занимает территорию общего пользования. Предоставление земельного участка, являющегося частью территории общего пользования, в единоличное пользование нарушает права неограниченного круга лиц (л.д. 116).

Суд считает, что вышеперечисленные доказательства в своей совокупности однозначно свидетельствуют о том, что земельный участок, границы которого утверждены оспариваемым распоряжением главы администрации Железнодорожного района от 19.06.2007 № 197, находится на территории общего пользования, на пожарном проезде, которая необходима для осуществления проезда на (с) автостанцию «Аврора», в том числе для осуществления проезда специальной пожарной техники и машин.

Кроме того, суд считает, что предоставление в аренду земельного участка, расположенного в местах общего пользования противоречит градостроительному законодательству Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Судом установлено, что земельный участок, границы которого утверждены распоряжением главы Администрации Железнодорожного района г. Самара 19.06.2007г. № 197 (л.д. 116) находится в местах общего пользования.

Таким образом, распоряжение главы администрации Железнодорожного района г. Самара от 19.06.2007года № 197 не соответствует требованиям градостроительного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в связи с чем, требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самара о признании несоответствующим закону, нарушающим права и интересы граждан указанного распоряжения, является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Конституция РФ (пп. "в" п. 1 ст. 72) определяет, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пункте 3 ст. 2 Земельного Кодекса закреплено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Пунктом 1 ст. 34 Земельного Кодекса РФ определены обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении.

Статьей 10 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД «О земле» установлен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Во исполнение указанного выше Закона Правительством Самарской области принято Постановление от 21.06.2006г. № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара», которым утверждены Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее по тексту - «Порядок») и Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее по тексту - «Регламент»).

В соответствии с п. 2.1. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении № 1 к настоящему Порядку. Пунктом 2.2. Порядка установлено также, что в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен позволять определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно однозначно понимаемого локального объекта местности, выбранного в качестве ориентира для установления местоположения земельного участка (улица, проезд, овраг, здание, остановка транспорта и т.п.), приблизительное расстояние до таких объектов, а также отображать конфигурацию испрашиваемого земельного участка.

Постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006г. № 2340 определены уполномоченные органы местного самоуправления в городском округе Самара по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

В соответствии с указанным постановлением уполномоченными органами по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий являются Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара – по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами (в том числе признанными аварийными и подлежащими сносу и (или) реконструкции), по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов (занимаемые временными объектами) (п. 1.1. указанного Постановления) и Департамент управления имуществом г.о. Самара по земельным участкам, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц (п. 1.3. указанного Постановления).

Таким образом, первый заместитель Главы г.о. Самара не является органом местного самоуправления или должностным лицом, уполномоченным на утверждение схем расположения земельных участков.

В связи с чем, распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от 29.04.2009г. №714/02-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес> для использования под временный торговый павильон «Рыболов» на кадастровой карте соответствующей территории» является незаконным.

Министерством имущественных отношений Самарской области, не располагая необходимыми и достаточными сведениями, был издан приказ от 01.06.2010г. № 1068 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по <адрес>, около дома № ИП Зубкову В.Ю.

При наличии нарушений процедуры предоставления земельного участка, а также учитывая то обстоятельство, что судом установлен факт нахождения указанного земельного участка на территории общего пользования, которая должна использоваться в качестве проезда для пожарных машин и техники, суд считает, что подлежат удовлетворению требования прокурора Железнодорожного района г.о. Самара о признании не соответствующими закону Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.06.2010г. № 1068.

Рассматривая требования прокурора Железнодорожного района г. Самара о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством от 03 июня 2010 года № 1322а-2008/2013, суд приходит к следующим вводам.

В соответствии с п.1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с положениями ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.

Как уже установлено в судебном заседании на основании исследованных доказательств, земельный участок был предоставлен ответчику с существенным нарушением порядка, установленного земельным законодательством.

Как следует из акта приёма-передачи оспариваемого договора аренды, земельный участок предоставляется ИП Зубкову В.Ю. в аренду под временный торговый павильон.

Размещение на земельный участке торгового павильона «Рыболов» ИП Зубкова В.Ю., нарушает п. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, в соответствии с которым дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

Вместе с тем, соблюдение Правил пожарной безопасности необходимо в целях безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п. 1 Правил).

Таким образом, оспариваемый договор аренды противоречит основам законности, правопорядка, нравственности и фактически ставит под угрозу жизни и здоровье неограниченного круга лиц, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 169 ГК РФ является ничтожным.

Как установлено п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с п. 3 ст. 12 ГК РФ защита прав осуществляется, в том числе путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Для восстановления прав населения г.о. Самара, неопределенного круга лиц, ИП Зубков обязан устранить нарушение требований пожарной безопасности и освободить занимаемый им земельный участок, необходимый для проезда пожарной техники по <адрес>, от временного киоска «Рыболов».

К показаниям допрошенной в судебном заседании в качестве специалиста начальника отдела архитектуры администрации Железнодорожного района Сидоровой В.В. суд относится критически, поскольку представленная ею схема генплана, на основании которой согласованы границы земельного участка главой администрации Железнодорожного района, не соответствует схеме генплана, представленной по запросу суда Департаментом управления имущества г.о. Самара, являющейся неотъемлемой частью договора аренды земельного участка от 20.12.2005г. № 025288з (л.д. 11).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ИП Зубкова В.Ю. в доход государства государственная пошлина в размере 4000 руб., от уплаты которой прокурор освобожден при подаче иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 12, 13 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным распоряжение главы Администрации Железнодорожного района г.о. Самара от 19.06.2007г. № 197 «Об утверждении границ земельного участка, расположенного по <адрес>

Признать недействительным распоряжение первого заместителя Главы г.о. Самара 29.04.2009г. № 417/02-р от «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по <адрес> для использования под временный торговый павильон «Рыболов» на кадастровой карте соответствующей территории».

Признать недействительным Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 01.06.2010года № 1068 «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по <адрес>

Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка № 1322а-2008/2013 от 03.06.2010 и применить последствия недействительности сделки, а именно возвратить Министерству имущественных отношений Самарской области земельный участок, расположенный по <адрес>, кадастровый номер №

Обязать ИП Зубкова Виталия Юрьевича устранить нарушение требований законодательства путём освобождения земельного участка, расположенного по <адрес> от временного торгового павильона в течение 30 дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

Взыскать с ИП Зубкова Виталия Юрьевича в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2010 года.

Судья С.В. Мартемьянова