Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.



Р Е Ш Е Н И Е

3 апреля 2012г. г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары, в составе:

Председательствующего судьи - Горбунова Н.М.

При секретаре - Богатиной Д.Р.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» Комаровского А.Ю. на постановление государственного транспортного инспектора отдела НОТБ Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Ространснадзора о привлечении к административной ответственности,

У с т а н о в и л:

Комаровский А. Ю. обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары с жалобой на постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.10.2011года о наложении штрафа в сумме 20000 рублей.

Свои требования Комаровский А.Ю. мотивирует тем, что постановлением государственного транспортного инспектора отдела УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Е.П. ФИО1 от 17.10.2011 года № 130-11 на него наложено административное взыскание в виде штрафа на основании ч.1 статьи 11.15.1 КоАП РФ за не выполнение пункта 5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведения мероприятий инспектором УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Стебельцовым И.А. было выявлено нарушение: начальником Куйбышевской дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» не обеспечено проведение оценки уязвимости железнодорожного вокзала Тольятти и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости железнодорожного вокзала Тольятти.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и утверждены Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 5.7 Требований на субъекта транспортной инфраструктуры возложена обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов о присвоенной им категории.

Заявитель считает, что постановление о привлечении его к административной ответственности не законно по следующим основаниям:

Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в целях его исполнения в статье первой закона установлены понятия, в том числе и дается определение субъекта транспортной инфраструктуры - это «юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании».

Собственником железнодорожного вокзала Тольятти он не является, так же как не является юридическим лицом. Согласно свидетельства о государственной регистрации права на здание железнодорожного вокзала Тольятти собственником является ОАО «Российские железные дороги». Из чего следует, что обязанность по проведению оценки уязвимости лежит именно на субъекте транспортной инфраструктуры - юридическом лице. Таким же образом ОАО «РЖД» как субъект транспортной инфраструктуры исполнило свою обязанность по проведению категорирования объекта транспортной инфраструктуры, установленной в статье 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Куйбышевская региональная дирекция железнодорожных вокзалов не является филиалом или представительством ОАО «РЖД», не имеет статуса юридического лица и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД» на основании доверенности, выданной руководителю региональной дирекции. Региональная дирекция не имеет собственных денежных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и самостоятельной возможности заключить возмездные договоры со специализированными организациями для проведения оценки уязвимости. В соответствии с пунктом 15 Положения о Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, утвержденной Дирекцией железнодорожных вокзалов - филиалом ОАО «РЖД», финансирование затрат Региональной дирекции железнодорожных вокзалов осуществляется Дирекцией железнодорожных вокзалов в установленном порядке.

При вынесении решения по делу об административном правонарушении Ространснадзором не принят во внимание тот факт, что расходы на проведение оценки уязвимости объектов Куйбышевской РДЖВ осуществляются за счет средств, выделяемых ОАО «РЖД» в соответствии с утвержденной программой и в рамках утвержденного бюджета ОАО «РЖД».

Решение о финансировании работ по оценке уязвимости объектов железнодорожной инфраструктуры принято ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ о чем было доведено до Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» от имени начальника департамента безопасности ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ Указанное решение было доведено до Куйбышевской региональной дирекции письмом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также сообщено о планируемом финансировании работ по оценке уязвимости ДД.ММ.ГГГГ

В связи с изложенным, Комаровским А.Ю. как руководителем Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов исполнить обязанность по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не представляется возможным, в виду того что, вопросы принятия решения о начале проведения работ по оценке уязвимости и их финансировании принимает субъект транспортной инфраструктуры - ОАО «Российские железные дороги», в лице аппарата управления акционерным обществом в целом.

В дополнениях к жалобе Комаровский А.Ю. указал, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поручение на проведение работ по оценки уязвимости возложено на начальников региональных дирекций, в том числе на Куйбышевскую региональную распоряжением Дирекции железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, обязанность по проведению оценки уязвимости вокзала Тольятти возникла только с момента издания распоряжения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД». Ранее в его должностных обязанностях отсутствовала обязанность по проведению работ по оценке уязвимости.

В целях исполнения обязанности субъекта транспортной инфраструктуры, которым является ОАО «РЖД», по обеспечению проведения оценки уязвимости он был уполномочен ОАО «РЖД» от лица начальника Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» на заключение договоров с аккредитованной организацией на проведение работ по оценке уязвимости только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается датой выдачи ему доверенности приложенной к материалам дела. До момента выдачи доверенности он, как должностное лицо, не мог исполнить обязанность от лица ОАО «РЖД» по заключению договоров на выполнение работ по проведению оценки уязвимости.

В связи с изложенным, им как руководителем Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов исполнить обязанность по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не представляется возможным, в виду того что, вопросы принятия решения о начале проведения работ по оценке уязвимости, их финансировании и предоставлении полномочий по заключению договоров принимает субъект транспортной инфраструктуры - ОАО «Российские железные дороги», в лице аппарата управления акционерным обществом в целом. На основании изложенного заявитель просит постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа за неисполнение предписания отменить.

В судебном заседании представители заявителя Абрамов В.Г. и Старостина Н.В., доводы, изложенные в жалобе поддержали, пояснив, что неисполнение предписания заявителем не обжалуется, в названии жалобы техническая ошибка. К административной ответственности Комаровский А.Ю. привлечен в качестве должностного лица. Субъектом транспортной инфраструктуры должностные лица не являются. Полномочиями по распоряжению недвижимым имуществом ОАО «РЖД», а именно предметом административного правонарушения - объектом транспортной инфраструктуры - железнодорожным вокзалом Комаровский не наделен. Собственником здания железнодорожного вокзала Тольятти является ОАО «Российские железные дороги». Из чего следует, что обязанность по проведению оценки уязвимости лежит именно на субъекте транспортной инфраструктуры - юридическом лице, которое вправе поручить проведение необходимых действий иному лицу. Региональная дирекция не имеет собственных денежных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе и самостоятельной финансовой возможности, заключить возмездные договоры со специализированными организациями для проведения оценки уязвимости.

Инспектор УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Стебельцов И.А. и представитель УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Садчикова М.С. в судебном заседании просили постановление о наложении штрафа на Комаровского А.Ю. от 17.10.2011 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, представил в суд отзыв, в котором указывается на то, что начальник Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Комаровский А.Ю. не обеспечил проведение оценки уязвимости железнодорожного вокзала Тольятти и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости железнодорожного вокзала Тольятти в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории в соответствии с п. 5.7. «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ ДД.ММ.ГГГГ .

На этапах составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серия и постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа от 17.10.2011г. № 130-11 никаких оправдательных документов представлено не было.

Куйбышевская региональная дирекция железнодорожных вокзалов в соответствии с Положением о Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» использует объекты транспортной инфраструктуры на законных основаниях и является субъектом транспортной инфраструктуры. Руководитель Региональной дирекции обладает широким кругом полномочий и обязанностей в сфере обеспечения безопасности на вокзальных комплексах.

В соответствии с Доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ подписанной от имени ОАО «РЖД» начальником Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», открытое акционерное общество «Российские железные дороги» Куйбышевская РДЖВ в лице начальника дирекции имела право и возможность заключить договор с аккредитованной организацией на проведение оценки уязвимости железнодорожного вокзала Тольятти.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела: л.д. 6 постановление от 17.10. 2011года вынесенное ФИО2 ПФО Ространснадзора ФИО1 в отношении Комаровского А.Ю., согласно которому Комаровский А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначен административный штраф в размере 20 000рублей; л.д. 7-14 положение о Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД»; л.д. 15-16 письмо начальнику Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ об организации работ по оценке уязвимости объектов железнодорожного транспорта; л.д. 17 письмо начальникам региональных дирекций железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ; л.д. 18 свидетельство о государственной регистрации права; л.д. 27-29 распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о заключении публичных договоров со специализированными организациями на оказание услуг по проведению оценки уязвимости объектов железнодорожной инфраструктуры; л.д. 30-32 доверенность от ДД.ММ.ГГГГ; л.д. 50 уведомление начальнику Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Комаровскому А.Ю.; л.д. 51 письмо начальнику УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ; л.д. 52-60 доверенность от ДД.ММ.ГГГГ на имя Комаровского А.Ю. от ОАО «РЖД», суд полагает, что постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа за неисполнение предписания подлежит оставлению без изменения, а жалоба Комаровского А.Ю. без удовлетворения по следующим основаниям:

Постановление о наложении штрафа вынесено за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности.

Уведомление о проведении плановой выездной проверки железнодорожного вокзала Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ и копия Распоряжения ВрИО начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора на проведение проверки от ДД.ММ.ГГГГ были направлены почтовым отправлением заказной почтой с уведомлением и вручены ДД.ММ.ГГГГ ответственному лицу назначенному А.Ю. Комаровским. Так же о проведении плановой проверки были уведомлены начальник Дирекции железнодорожных вокзалов и президент ОАО «РЖД». Информация о дате и сроке проведения плановой проверки железнодорожного вокзала Тольятти, а также об органе государственного контроля, осуществляющем проверку, размещена с января 2011г. в свободном доступе на сайте Генеральной прокуратуры РФ в Сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2011 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007г.
№16-ФЗ «О транспортной безопасности»: «Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007г.
№16-ФЗ «О транспортной безопасности»: «Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование».

На основании этого железнодорожный вокзал Тольятти является объектом транспортной инфраструктуры. В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»: «Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании».

В соответствии с Положением о Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденным приказом Дирекции железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ п.2. «Региональная дирекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», внутренними документами ОАО «РЖД», Дирекции и настоящим Положением».

п. 10. «Основными задачами Региональной дирекции являются: обеспечение работы вокзальных комплексов и других структурных подразделений, входящих в состав Региональной дирекции; текущее содержание и ремонт зданий вокзалов, павильонов, посадочных платформ и других основных фондов, находящихся на балансе региональной дирекции;

п. 12. «Региональная дирекция наделяется имуществом в порядке, установленном ОАО «РЖД»;

п. 13. «Имущество региональной дирекции состоит из основных средств и оборотных фондов, нематериальных активов, а также иных ценностей, стоимость которых учитывается на ее балансе, являющемся составной частью баланса ОАО «РЖД»;

п. 14. «Распоряжение имуществом, находящимся в пользовании региональной дирекции, осуществляется в порядке, установленном Дирекцией, ОАО «РЖД» и законодательством Российской Федерации. Контроль за сохранностью и использованием переданного Региональной дирекции имущества осуществляется Дирекцией».

Таким образом, Куйбышевская региональная дирекция железнодорожных вокзалов в соответствии с данным Положением использует объекты транспортной инфраструктуры на законных основаниях и является субъектом транспортной инфраструктуры. В соответствии с Положением, п. 24. «Руководитель Региональной дирекции осуществляет руководство региональной дирекцией на принципе единоначалия. Права, обязанности и ответственность руководителя определяются настоящим Положением, трудовым договором, заключаемым с ОАО «РЖД», и доверенностью, выдаваемой ОАО «РЖД» или руководителем Дирекции (в порядке передоверия)».

п.25. «Руководитель Региональной дирекции в пределах предоставленных ему
полномочий: 1. представляет по доверенности интересы ОАО «РЖД»; 2.распоряжается денежными средствами, находящимися на счете Региональной дирекции; 3.утверждает положения о структурных подразделениях Региональной дирекции, должностные инструкции работников этих подразделений; 4    издает приказы и распоряжения, обязательные для работников Региональной дирекции»;

п. 20. «Региональная дирекция обязана: 1. соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, внутренних документов ОАО «РЖД», Дирекции и настоящего Положения; 2 обеспечивать безопасные условия работы, охрану труда и гарантированные меры социальной защиты работников Региональной дирекции; 8.обеспечивать сохранность и содержание в исправном состоянии имущества, переданного региональной дирекции и подчиненным ей структурным подразделениям, использовать его в целях, определенных настоящим Положением; 9. соблюдать режим, правила обработки, защиту информационных ресурсов и доступа к ним;10 проводить работу по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в соответствии с установленными заданиями по обеспечению устойчивого функционирования Дирекции в особые периоды; 14 обеспечивать охрану окружающей среды, экологическую и промышленную безопасность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Из данного положения видно, что руководитель Региональной дирекции обладает широким кругом полномочий и обязанностей в сфере обеспечения безопасности на вокзальных комплексах.

Кроме того в соответствии с Доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ подписанной от имени ОАО «РЖД» начальником Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», открытое акционерное общество «Российские железные дороги»: «уполномочивает начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» Комаровского А.Ю.: п. 9. Заключать и расторгать от имени ОАО «РЖД» иные договоры, по которым ОАО «РЖД» является плательщиком с ограничением по цене каждой сделки, заключенной на срок до одного года включительно не более <данные изъяты>; п. 22. Представлять интересы ОАО «РЖД» в государственных органах, осуществляющих лицензирование, сертификацию, аккредитацию, подписывать и получать необходимые документы, в том числе лицензии и сертификаты, осуществлять иные действия, необходимые для получения лицензий, сертификатов, аккредитации на выполнение работ, оказание услуг.

Из этого следует, что Куйбышевская РДЖВ в лице начальника имела право и возможность заключить договор с аккредитованной организацией на проведение оценки уязвимости железнодорожного вокзала Тольятти. Доверенность от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает заключение и расторжение договоров от имени ОАО «РЖД» с конкретной организацией на конкретную сумму. В то время как доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ Комаровский А.Ю. уже был наделён правом на заключение подобных договоров.

Комаровский А.Ю. является субъектом указанного административного правонарушения, его вина в совершении правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся доказательств постановлением о наложении административного штрафа; Положением о Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурном подразделении Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» утвержденным Приказом ДЖВ от ДД.ММ.ГГГГ; и другими материалами дела.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечение Комаровского А.Ю. к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Обязанность Комаровского А.Ю. о применении мер для обеспечения транспортной безопасности вытекает из вышеуказанного положения. В данном положении содержится указание на одинаковую по характеру обязанность по обеспечению безопасности движения поездов на железнодорожных станциях.

Кроме того с момента вступления в силу ФЗ 09.02.2007 года № 16 - ФЗ «О транспортной безопасности» (14.08.2007г.) на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность соблюдения норм и правил о транспортной безопасности, при этом Законом не установлена возможность наступления ответственности за их невыполнение в зависимости от каких-либо обстоятельств, в том числе в связи с отсутствием нормативно-правовой базы для его реализации.

В связи, с чем суд полагает, что Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Комаровского А.Ю. о наложении штрафа законно и обоснованно.

Доводы представителя заявителя об ответственности за данное правонарушение юридического лица, не освобождают от ответственности должностного лица в лице Комаровского А.Ю.

С учетом того, что представители заявителя в судебном заседании уточнили свои требования, и не обжалуются действия связанные с неисполнением предписания, то данное указание в жалобе считать технической ошибкой и не подлежащей рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1, ст.30.8, ст.30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного транспортного инспектора отдела НОТБ Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ПФО Ространснадзора ФИО1 по делу об административном правонарушении от 17 октября 2011г. о привлечении начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» Комаровского А.Ю. к административной ответственности по ст.11.15.1 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Комаровского Андрея Юрьевича, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд.

С У Д Ь Я                         Горбунов Н.М.