РЕШЕНИЕ 2-923 \10
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2010 г г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г Ростова- на- Дону в составе
Председательствующего судьи Калинченко А.Б.
прокурора Хоянян Л.О.
при секретаре Черняк И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица МУ ДМИБ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, ОАО «Производственное объединение Водоканал г. Ростова-на-Дону»
УСТАНОВИЛ
Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и о возложении обязанности совершить определенные действия, в котором просил:
признать незаконным бездействие администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, выразившееся в необращении в Департамент имущественно-земельных отношений Администрации г. Ростова-на-Дону с заявлением о включении. в гороцской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - водопроводной сети протяженностью 220 п.м., расположенной от вводов в дома ... ... до места присоединения к уличной водопроводной сети улицы Лесопарковой г. Ростова-на-Дону;
обязать администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обратиться в Департамент имущественно-земельных отношений Администрации г. Ростова-на-Дону с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - водопроводной сети протяженностью 220 п.м., расположенной от вводов в дома ... ... до места присоединения к уличной водопроводной сети улицы ...; а также осуществлять временное управление указанным объектом недвижимого имущества;
признать незаконным бездействие Департамента имущественно-земельных отношений Администрации ..., выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводной сети протяженностью 220 п.м., расположенной от вводов в дома Номер обезличен... места присоединения к уличной водопроводной сети улицы Лесопарковой ...;
обязать Департамент имущественно-земельных отношений Администрации г. Ростова-на-Дону обратиться в органы, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводной сети протяженностью 220 п.м., расположенной от вводов в дома ... ... до места присоединения к уличной водопроводной сети улицы Лесопарковой ....
Заявленные требования истец мотивировал следующим.
В апреле 2010 года прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону проведена проверка по факту непринятия органами местного самоуправления мер к осуществлению технического содержания водопроводной сети, снабжающей многоквартирные дома Номер обезличен№ ...
Проверкой было установлено, что указанные жилые дома сданы в эксплуатацию в 1959 году, имеют по 2 этажа. Жилые дома Номер обезличен и Номер обезличен по ... ... имеют по 8 квартир, жилые дома Номер обезличен и Номер обезличен - по 12 квартир.
Ранее дома являлись ведомственными и, согласно записям в технических паспортах, находились в собственности ОАО «Электробытмаш». Впоследствии многоквартирные дома переданы в муниципальную собственность. Инженерные коммуникации указанных домов и объекты инженерной инфраструктуры в оперативное управление МУ «ДМИиБ» не передавались. Так, не была передана в оперативное управление подземная водопроводная линия от вводов в дома до места присоединения к уличной водопроводной сети, расположенной вдоль улицы Лесопарковой.
Общая протяженность не переданной водопроводной сети составляет 220 п.м. и состоит из 90 п.м. труб пластиковых диаметром 75 мм (внутритквартальная сеть) и 130 п.м. труб пластиковых диаметром 50 мм (в том числе 25 п.м. внутридворовой сети, используемой в качестве вводов в дома и 105 п.м. внутриквартальной сети).
Внутридворовая и внутриквартальная подземная водопроводная линия, распложенная по адресу: ..., ... на балансе ДИЗО ... не состоит. На момент проверки наружные водопроводные сети домов ... собственника не имели и не являлись объектом обслуживания жилищно-коммунальной организации. В связи с этим не определена организация, ответственная за обслуживание и ремонт данного участка объекта инженерной инфраструктуры. Частичная замена спорной водопроводной линии произведена за счет ООО «УК ЖКХ «Железнодорожник- 1», осуществляющей управление жилыми домами ....
В результате отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием инженерных коммуникаций, являющихся предметом спора, холодное водоснабжение жилых домов неудовлетворительное, отопление в домах зачастую отсутствует (АОГВ).
Передаче в муниципальную собственность г, Ростова-на-Дону подлежали не только жилые дома ..., но и внутридворовая и внутриквартальная водопроводная система как объект инженерной инфраструктуры города.
Полномочия и организация работы Администрации ..., ее подразделений урегулированы Уставом ..., принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 09.04.1996 № 211.
В соответствии с пунктами 1.6.1 и 1.6.3 ст. 46 Устава, к исполнительно-распорядительным полномочиям Администрации города в лице ее органов и внутренних подразделений относится организация содержания объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности, осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивой работы объектов водо-, теплоснабжения и др.
В соответствии с пунктом 3.2 ст. 53 Устава, к совместному ведению районных и городских администраций относится участие районных администраций в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности в пределах, определяемых Мэром города и актами городской Думы.
Полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены также в главе 5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.02.2006 № 106. Согласно пункту 5.4.2 Положения, на ДИЗО как на орган, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, возложены обязанность по формированию и ведению реестра муниципальной собственности. На территориальные органы управления Администрации города возложены следующие функции: осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества, по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный объект; внесение в ДИЗО предложений о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Таким образом, истец считает, что обязанности по выявлению на территории Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону бесхозяйного имущества и по включению его в реестр муниципальной собственности возложены на администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону и ДИЗО г.Ростова-на-Дону.
Ответчики своих обязанностей по выявлению на территории Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону бесхозяйного имущества и по включению его в реестр муниципальной собственности не выполняют.
Отсутствие контроля за техническим состоянием спорных коммуникаций, по мнению истца, может явиться причиной порывов и, как следствие, привести к загрязнению окружающей среды и к нарушению прав граждан, круг которых в конкретном количественном исчислении определить не представляется возможным, т.к. невозможно установить с достоверностью количество лиц, которые могут находиться в непосредственной близости к порыву. В круг таких лиц могут входить как родственники и знакомые граждан, проживающих в домах Номер обезличен..., так и люди, случайно находящиеся на придомовой территории и внутри жилого дома.
Помощник прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону Хоянян Л.О. заседание явился, иск поддержал.
Представитель ДИЗО Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону по доверенности Гульян Н.В. в судебное заседание явилась, возражала против иска. В обоснование возражений указала, что Порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных вещей определен Положением «О порядке принятия в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений», утвержденным Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 20.08.2008г. № 830.
Согласно данному постановлению Департамент готовит распоряжение о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества ... только после того, как Администрация соответствующего района соберет необходимый пакет документов, перечень которых определен пп.2.1.1., 2.1.2. и обратится в ДИЗО с письменным заявлением о включении данного имущества в реестр бесхозяйных вещей ....
Только после обращения Администрации района с соответствующим явлением и сбора всей необходимой документации департамент обращается в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пп. 2.1.3., 2.1.4.). Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в департамент с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов не обращалась.
Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону №830 от 20.08.2008г. определен административный порядок принятия бесхозяйных как недвижимых, так и движимых вещей в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей в муниципальную собственность отличается от порядка принятия бесхозяйных движимых вещей в муниципальную собственность. Обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество возможно только в случае соблюдения утвержденного в указанном выше постановлении порядка.
Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежаще. В отношении Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица ОАО «ПО «Водоканал» по доверенности Шинков М.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо МУ ДМИБ Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону своего представителя в судебное заседание не направил, извещено надлежаще. В отношении третьих лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, установил.
Из материалов дела видно, что в апреле 2010 года прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону проведена проверка по факту непринятия мер к осуществлению технического содержания водопроводной сети, снабжающей многоквартирные дома ...
Из технических паспортов на указанные дома видно, что указанные жилые дома сданы в эксплуатацию в 1959 году, имеют по 2 этажа. Жилые дома Номер обезличен и Номер обезличен по ... ... имеют по 8 квартир, жилые дома Номер обезличен и Номер обезличен - по 12 квартир л.д.14-42)
Ранее дома являлись ведомственными и, согласно записям в технических паспортах, находились в собственности ОАО «Электробытмаш». Согласно пояснениям истца впоследствии многоквартирные дома переданы в муниципальную собственность. Инженерные коммуникации указанных домов и объекты инженерной инфраструктуры в оперативное управление МУ «ДМИиБ» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону не передавались. Так, не была передана в оперативное управление подземная водопроводная линия от вводов в дома до места присоединения к уличной водопроводной сети, расположенной вдоль улицы Лесопарковой. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривалось.
Общая протяженность не переданной водопроводной сети составляет 220 п.м. и состоит из 90 п.м. труб пластиковых диаметром 75 мм (внутритквартальная сеть) и 130 п.м. труб пластиковых диаметром 50 мм (в том числе 25 п.м. внутридворовой сети, используемой в качестве вводов в дома и 105 п.м. внутриквартальной сети).
В соответствии с пунктом 21 приказа Росстата РФ от 11.08.209 №168, сеть трубопроводов, уложенных вдоль внутриквартальных проездов, считается внутриквартальной; сеть трубопроводов, уложенных на территории домовладений для их присоединения к внутриквартальной и уличной водопроводной сети, считается внутридворовой.
Внутридворовая и внутриквартальная подземная водопроводная линия, распложенная по адресу: ..., ... на балансе ДИЗО ... не состоит.
Из письма ОАО «ПО «Водоканал» от 22.08.2009г. и отзыва третьего лица следует, что указанные водопроводные сети на обслуживании ОАО ОАО «ПО «Водоканал» не находятся.л.д.11,80)
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что наружные водопроводные сети домов ... не имеют собственника и не являются объектом обслуживания жилищно-коммунальной организации. В связи с этим не определена организация, ответственная за обслуживание и ремонт указанного участка объекта инженерной инфраструктуры.
В результате отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием инженерных коммуникаций, являющихся предметом спора, холодное водоснабжение жилых домов неудовлетворительное, отопление в домах зачастую отсутствует (АОГВ). Данный факт ответчиками также не оспаривался и подтверждается перепиской, осуществляемой между органами местного самоуправления и жильцами указанных выше домов л.д.8).
Согласно п. 3 и 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водопотребления и теплоснабжения. В силу положений ст.ст. 14 и 50 указанного Федерального закона, внутридворовая и внутриквартальная водопроводная система является имуществом, предназначенным для решения вопросов местного значения и относящимся к муниципальному имуществу.
В соответствии с Приложением №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" передаче в муниципальную собственность г, Ростова-на-Дону подлежали не только жилые дома Номер обезличенНомер обезличен, ..., но и внутридворовая и внутриквартальная водопроводная система как объект инженерной инфраструктуры города.
Полномочия и организация работы Администрации города Ростова-на-Дону, ее подразделений урегулированы Уставом города Ростова-на-Дону, принятым решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 № 211.
Согласно п. 1.6.1 и 1.6.3 ст. 46 Устава, к исполнительно-распорядительнымполномочиям Администрации города в лице ее органов и внутренних подразделений относится организация содержания объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности, осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения, устойчивой работы объектов водо-, теплоснабжения и др.
В соответствии с пунктом 3.2 ст. 53 Устава, к совместному ведению районных и городских администраций относится участие районных администраций в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности в пределах, определяемых Мэром города и актами городской Думы.
Полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены также в главе 5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.02.2006 № 106.
Согласно пункту 5.4.2 данного Положения, на ДИЗО как на орган, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, возложены обязанность по формированию и ведению реестра муниципальной собственности. На территориальные органы управления Администрации города возложены следующие функции: осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества, по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный объект; внесение в ДИЗО предложений о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Оценивая изложенное выше в своей совокупности суд приходит к следующим выводам. Обязанность по выявлению на территории Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону бесхозяйного имущества и по включению его в реестр муниципальной собственности возложена на администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону.
Оспариваемые водопроводные сети в силу ст. 1 федерального закона №122-фз от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются объектами недвижимого имущества, поскольку они находятся в земле и связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Положение о порядке принятия в муниципальную собственность г.Ростова-на-Дону бесхозяйных недвижимых вещей утверждено постановлением мэра г.Ростова-на-Дону от 20.08.2008 № 830. Ранее данный порядок был урегулирован постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.08.2006 № 948. Назваными нормативно-правовыми актами установлены процедура и сроки для обращения администраций районов в ДИЗО г.Ростова-на-Дону с заявлениями о включении объектов недвижимого имущества в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей; на службы администраций районов возложена обязанность осуществлять временное управление объектами недвижимого имущества. Администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону не исполнены обязательства, возложенные на нее местным законодателем.
В нарушение пункта 2.1.1 Положения, администрацией района не подано объявления в СМИ (газеты «Ростов официальный», «Вечерний Ростов») с информацией о начале процедуры признания объекта бесхозным с последующей передачей в муниципальную собственность. В нарушение пункта 2.1.2 Положения, документ, содержащий описание объекта (в данном случае - технический паспорт на водопроводную систему), ответчиком не изготовлен.
В соответствии с частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Правовые основания для органа местного самоуправления обратиться в федеральный регистрационный орган с заявлением о принятии внутридворовой и внутриквартальной водопроводной системы домов ... на учет в качестве бесхозной возникли с вступлением в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1. При таком положении иск прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в части Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону подлежит удовлетворению.
Что касается исковых требований прокурора к ДИЗО Администрации ..., то суд исходит из следующего.
На территории города Ростова-на-Дону порядок обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйного имущества на учет урегулирован пунктом 2.1.4 названного выше Положения. Данная обязанность возложена местным законодателем на ДИЗО г.Ростова-на-Дону.
Порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных вещей определен Положением «О порядке принятия в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества в виде жилых помещений», утвержденным Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 20.08.2008г. № 830.
Согласно данному постановлению Департамент готовит распоряжение о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества г. Ростова-на-Дону только после того, как Администрация соответствующего района соберет необходимый пакет документов, перечень которых определен пп.2.1.1., 2.1.2. и обратится в ДИЗО с письменным заявлением о включении данного имущества в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону.
Только после обращения Администрации района с соответствующим явлением и сбора всей необходимой документации департамент обращается в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.п. 2.1.3., 2.1.4.). Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в департамент с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов не обращалась.
Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Поскольку Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону не обращалась в ДИЗО с соответствующим заявлением и пакетом документов о включении данного имущества в реестр бесхозяйных вещей города Ростова-на-Дону, у ДИЗО не возникло и не могло возникнуть обязанности совершить действия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии водопроводной сети на учет бесхозяйного имущества. Вследствие изложенного исковое требование о признании незаконным такого бездействия ДИЗО Администрации г. Ростова-на-Дону, а также требование об обязании ДИЗО г. Ростова-на-Дону совершить действия в виде обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - водопроводной сети, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, суд находит требования прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать незаконным бездействие администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, выразившееся в необращении в Департамент имущественно-земельных отношений Администрации г. Ростова-на-Дону с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта- водопроводной сети протяженностью 220 п.м., расположенной от вводов в дома ... до места присоединения к уличной водопроводной сети по ... в ....
Обязать Администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, обратиться в Департамент имущественно-земельных отношений Администрации г. Ростова-на-Дону с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта- водопроводной сети протяженностью 220 п.м., расположенной от вводов в дома ... до места присоединения к уличной водопроводной сети по ... в ..., а также осуществлять временное управление указанным объектом недвижимого имущества.
В удовлетворении иска прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону к Департаменту имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону.
Судья