Дело №2-1227/10
Заочное решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Вялых О.Г.
при секретаре Рамазанове Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к УЧР1 третьи лица- УЧР3, ОРГ3 о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия,
Установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к УЧР2, УЧР3, УЧР1 о признании незаконным бездействие УЧР1, выразившееся в необращении в УЧР2 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, об обязании УЧР1 обратиться в УЧР2 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также осуществлять временное управление указанным объектом недвижимого имущества, о признании незаконным бездействие УЧР2, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, об обязании УЧР2 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, мотивируя его тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года прокуратурой <адрес> проведена проверка по коллективному обращению жильцов дома № по ул. <адрес> о систематическом затоплении дома и придомовой территории канализационными стоками. Проверкой установлено, что в составе жилого дома № по ул. <адрес> имеется 86 квартир. Ранее жилой дом являлся ведомственным и находился в собственности ОРГ1. Впоследствии многоквартирный дом передан в муниципальную собственность. По договору от ДД.ММ.ГГГГ УЧР2 в оперативное управление УЧР3 переданы 3 квартиры, расположенные в доме № по ул. <адрес> и являющиеся муниципальной собственностью. Инженерные коммуникации дома № по ул. <адрес> и объекты инженерной инфраструктуры (в том числе подземная канализационная система диаметром 100 мм, протяженностью 110 м) в оперативное управление УЧР3 не передавались. В соответствии с пунктом 23 приказа Росстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, канализационные трубопроводы, предназначенные для присоединения домовладений к уличной канализационной сети, являются внутри дворовыми.
Внутридворовая подземная канализационная линия, распложенная по адресу: <адрес> на балансе УЧР2 не состоит. На момент проверки наружные канализационные сети дома № по ул. <адрес> собственника не имеют и не являются объектом обслуживания жилищно-коммунальной организации. В связи с этим обслуживание и ремонт данного участка объекта инженерной инфраструктуры не осуществляется на протяжении нескольких лет. В результате отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием инженерных коммуникаций, систематически происходят засорение и порывы внутри дворовой канализационной системы, являющейся предметом спора. Порывы канализационной системы являются причиной затопления фекалиями придомовой территории и подвального помещения дома № по ул. <адрес>. На территориальные органы управления Администрации города возложены следующие функции: осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества, по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный объект; внесение в УЧР2 предложений о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, обязанности по выявлению на территории <адрес> бесхозяйного имущества и по включению его в реестр муниципальной собственности возложены на УЧР1 и на УЧР2.
Внутридворовая подземная канализационная система диаметром 100 мм, протяженностью 110м, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> является бесхозяйной (ст. 225 Гражданского кодекса РФ). До настоящего времени ответчиками не принято мер, направленных на принятие на баланс внутридворовой подземной канализационной системы дома № по <адрес>. Систематическое затопление фекалиями придомовой территории и подвального помещения дома № по ул. <адрес> приводит к загрязнению окружающей среды и к нарушению прав граждан, круг которых в конкретном количественном исчислении определить не представляется возможным, т.к. невозможно установить с достоверностью количество лиц, которые могут находиться в непосредственной близости к порыву. В круг таких лиц могут входить как родственники и знакомые граждан, проживающих в доме № по ул. <адрес>, так и люди, случайно находящиеся на придомовой территории и внутри жилого дома.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> к УЧР1, УЧР3 о признании незаконным бездействия, об обязании обратиться с заявлением, были выделены в отдельное производство.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца окончательно уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие УЧР1, выразившееся в неосуществлении обязанности по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйный объект - внутридворовую подземную канализационную систему диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также в необращении в УЧР2 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта -внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, обязать УЧР1 подготовить пакет документов с целью дальнейшего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйный объект - внутридворовую подземную канализационную систему диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также обратиться в УЧР2 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; а также осуществлять временное управление указанным объектом недвижимого имущества.
Представитель истца -помощник прокурора Хоянян Л.О. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в рамках заявленного предмета и оснований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, не просил рассматривать дело в его отсутствие, не представил доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, в отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 233 ГПК РФ.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, в отношении них дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ имело место письменное обращение жильцов дома по <адрес> к прокурору <адрес> о систематическом затоплении дома и придомовой территории канализационными стоками.
Актом визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проверкой документов было установлено, что ранее жилой дом № по ул. <адрес> являлся ведомственным. При передаче дома в муниципальную собственность вопрос о передаче внутридворовой канализационной системы не решен. В настоящее время жилой дом находится в обслуживании управляющей компании.
Наружные канализационные сети дома № по ул. <адрес> собственника не имеют и на обслуживание в ОРГ2 не передавались. В результате наружные канализационные сети многоквартирного дома не являются объектом обслуживания жилищно-коммунальной организации.
По результатам проверки прокурором района в адрес УЧР1 было внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства путем обращения в УЧР2 с заявлениями о постановке брошенных действующих канализационных сетей на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, незамедлительно исполнить требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.
Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 10 февраля 2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрены случаи, в результате которых решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водоотведения. В силу положений ст.ст. 14 и 50 данного Федерального закона, внутридворовая канализационная система является имуществом, предназначенным для решения вопросов местного значения и относящимся к муниципальному имуществу.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" передаче в муниципальную собственность <адрес> подлежал не только жилой дом № по ул. <адрес>, но и внутридворовая канализация как объект инженерной инфраструктуры города.
Полномочия и организация работы Администрации города <адрес>, ее подразделений урегулированы Уставом города <адрес>, принятым решением <адрес> городской Думой от ДД.ММ.ГГГГ №. Так, в соответствии с пунктами 1.6.1 и 1.6.3 ст. 46 Устава, к исполнительно-распорядительным полномочиям Администрации города в лице ее органов и внутренних подразделений относится организация содержания объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности, осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения, организация водоотведения и др. В соответствии с пунктом 3.2 ст. 53 Устава, к совместному ведению районных и городских администраций относится участие районных администраций в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности в пределах, определяемых Мэром города и актами городской Думы Полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены также в главе 5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города <адрес>, принятого решением <адрес> городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно пункту 5.4.2 данного Положения, на УЧР2 как на орган, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, возложены обязанность по формированию и ведению реестра муниципальной собственности. На территориальные органы управления Администрации города возложены следующие функции: осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества, по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный объект; внесение в УЧР2 предложений о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Таким образом, обязанности по выявлению на территории <адрес> бесхозяйного имущества и по включению его в реестр муниципальной собственности возложены на УЧР1.
Внутридворовая подземная канализационная система диаметром 100 мм, протяженностью 110м, расположенная на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> является бесхозяйной (ст. 225 Гражданского кодекса РФ). Данное обстоятельство не допустимо, поскольку от технического состояния спорного объекта зависит не только качество предоставления гражданам коммунальной услуги «водоотведение», но и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
Положение о порядке принятия в муниципальную собственность <адрес> бесхозяйных недвижимых вещей утверждено постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ранее данный порядок был урегулирован постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Назваными нормативно-правовыми актами установлены процедура и сроки для обращения администраций районов в УЧР2 с заявлениями о включении объектов недвижимого имущества в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей; на службы администраций районов возложена обязанность осуществлять временное управление объектами недвижимого имущества.
Принятие бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность города <адрес> производится в следующем порядке:
Администрация соответствующего района города в 10-дневный срок со дня получения
информации о наличии на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества дает в СМИ .... объявление о необходимости явки лица, считающего себя его собственником или имеющим на него права, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный объект будет передан в муниципальную собственность города <адрес> как бесхозяйный. По согласованию с администрацией района, на территории которой находится бесхозяйный объект, подачу объявления в СМИ может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.
В случае неявки лица, считающего себя собственником объекта недвижимого имущества, по истечении 1 месяца со дня публикации объявления, администрация соответствующего района города обязана в 3-дневный срок составить акт о невозможности установления собственника данного объекта недвижимого имущества и в 5-дневный срок обратиться в УЧР2 с письменным заявлением о включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйных вещей <адрес>.
К заявлению прилагаются следующие документы:
объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного
имущества;
акт о невозможности установления собственника объекта;
документ, содержащий описание объекта (для недвижимого имущества - технический паспорт). По согласованию с администрацией района, на территории которой находится бесхозяйный объект, изготовление технической документации на указанный объект может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.
УЧР2 в 10-дневный срок с момента поступления заявления администрации соответствующего района направляет запросы в:
органы учета государственного и федерального имущества о наличии объекта в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации, МУП "Технической инвентаризации и оценки недвижимости" о правовой принадлежности объекта, а также об отсутствии ареста,
в органы, осуществляющие присвоение и уточнение адресов, в случае необходимости уточнения адреса либо присвоения адреса объекту.
После получения ответов из вышеуказанных организаций УЧР2 в 7-дневный срок готовит свое распоряжение о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества города <адрес>.
УЧР2 в 5-дневный срок после сбора необходимой документации обращается в органы,
осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения объекта недвижимого имущества с заявлением о постановке объекта на учет. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества;
акт о невозможности установления собственника объекта недвижимого имущества;
технический паспорт на объект недвижимого имущества;
доверенность на представителя УЧР2;
выписки из реестров федерального, государственного имущества;
справка о правовой принадлежности объекта недвижимого имущества;
справка об отсутствии ареста на объект недвижимого имущества;
распоряжение УЧР2 о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества <адрес>;
в случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества заявление об отказе.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, УЧР2 выдается выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет указанного объекта.
В период между подачей заявления о постановке на учет и вынесением решения о признании права муниципальной собственности города <адрес> временное управление объектом недвижимого имущества возлагается на отраслевой орган управления Администрации города или муниципальную организацию, осуществляющую эксплуатацию данного вида объектов. Для этого между УЧР2 и отраслевым органом управления Администрации города или муниципальной организацией, осуществляющей эксплуатацию данного вида объектов, подписываются акты приема-передачи объекта во временное управление до признания права муниципальной собственности в установленном порядке. Недвижимое имущество, принятое во временное управление, учитывается на забалансовых счетах в соответствии с приказами Минфина (п.2.1.5 Положения).
Как установлено судом, не опровергалось стороной ответчика, УЧР1 с заявлением о включении бесхозяйного имущества в реестр бесхозяйных вещей <адрес> и с пакетом документов, который предусмотрен постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № в УЧР2 не обращалась, никаких мер по урегулированию создавшейся ситуации не предпринимала.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при подаче исков подобной категории.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ст. 103 ГПК РФ).
В связи с этим, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины в размере 4 000 руб.
На основании вышеизложенного, суд, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ,
Решил:
Признать незаконным бездействие УЧР1, выразившееся в неосуществлении обязанности по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйный объект - внутридворовую подземную канализационную систему диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также в необращении в УЧР2 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта -внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Обязать УЧР1 подготовить пакет документов с целью дальнейшего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйный объект - внутридворовую подземную канализационную систему диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также обратиться в УЧР2 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; а также осуществлять временное управление указанным объектом недвижимого имущества.
Взыскать с УЧР1 госпошлину в доход федерального бюджета в размере 4 000 руб.
Заочное решение может быть обжаловано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....