Дело № 2-1880/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2010 года
Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Губачевой В.А.,
при секретаре Косюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Косолапова Дениса Александровича, Косолапова Романа Александровича к администрации <адрес>, МУ «Отдел образования <адрес>, третьи лица Администрация <адрес>, Министерство общего и профессионального образования <адрес>, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства <адрес>, Детский <адрес> о признании уважительной причины пропуска для постановки на квартирный учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот, восстановлении срока для постановки на квартирный учет, обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с учетом уточненных требований с указанным иском. Свои требования истцы мотивируют тем, что решением суда Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ их мать, Косолапову Л.М. лишили родительских прав, отец умер. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, Исполнительным комитетом истцы были направлены в детский <адрес>. В п.2 названного решения за ними было закреплено право прописки и проживания в квартире по адресу: <адрес>, где они ранее проживали с матерью. На полном государственном обеспечении истцы находились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <адрес> выхода из детского <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с поступлением в Ростовский Морской Колледж им.Седова, Косолапов Д.А. узнал, что мать <адрес> продала. В 1996 году данная квартира, в которой за ними было сохранено право прописки и проживания, принадлежала на праве собственности посторонним людям. Постановлением Главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ п.2 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Совета Народных депутатов <адрес> о сохранении за истцами права прописки и проживания в квартире по адресу: <адрес> было отменено. Истцы полагают, что не закрепление жилья за несовершеннолетними, оставшимися сиротой, является нарушением их конституционных прав.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес>, директором Детского <адрес> было направлено письмо с просьбой поставить Косолапова Д.А. и Косолапова Р.А. на льготную очередь.
ДД.ММ.ГГГГ директором Детского <адрес> было направлено начальнику отдела образования <адрес> письмо с просьбой сообщить результаты иска о признании сделки купли-продажи квартирынедействительной для решения жилищного вопроса в отношении братьев Косолаповых.
В ДД.ММ.ГГГГ году они обратились в администрацию <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, был получен отказ, со ссылкой на то, что они утратили право на льготное обеспечение жильем, по причине того, что они не обратились с данным вопросом до достижения возраста 23 лет с заявлением о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Истцы, полагая, отказ не основанным на законе обратились в суд с настоящим исковым заявлением.
Истцы просят обязать администрацию <адрес> признать уважительной причину пропуска для постановки на квартирный учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот, восстановить срок для постановки на квартирный учет в целях включения в сводный областной список возможности обеспечения жилым помещением детей-сирот за счет средств областного бюджета <адрес>, обязании предоставить жилое помещение.
Истцы в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель третьего лица Администрации <адрес> на основании доверенности Плужник Н.И. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, мотивируя тем, что у истцов не возникло права для постановки на квартирный учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот, поскольку они не являются детьми-сиротами и по возрасту им более 23 лет.
Представители ответчиков <адрес>, МУ Отдела образования <адрес> в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представители третьих лиц <адрес>, Министерства общего и профессионального образования <адрес>, Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства <адрес>, Детский <адрес> в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Министерство образования РО представило возражения на иск.
Суд рассматривает дело в отношении неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПУ РФ.
Суд, выслушав истцов, представителя администрации <адрес>, исследовав материалы дела, установил следующее.
Косолапов Д.А., рождения 1979 года, Косолапов Р.А., рождения 1982 года поступили на воспитание в Детский <адрес> в апреле 1999 года на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и путевок областного Управления народного образования. Родители истцов - отец Косолапов А.Ф., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Косолапова Л.М. лишена родительских прав в отношении двоих детей по решению Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
При определении в детский дом согласно п.2 решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетними сохранялось право прописки и проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 72 в <адрес>.
В 1997 году в детский дом поступили сведения о том, что квартира, в которой за несовершеннолетними Косолаповым Д.А., Косолаповым Р.А. сохранено право пользования жилым помещением, продана. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество правообладателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> является Гаркушина Л.Д. Вопрос об оспаривании сделки по указанной квартире судом не разрешался.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, детский дом обращался в администрацию <адрес> с просьбой разобраться, на каком основании квартира была продана, не смотря на то, что в ней были зарегистрированы несовершеннолетние. В этом же обращении, директор детского дома просил поставить Косолапова Д.А., Косолапова Р.А. на льготную очередь по обеспечению жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ Косолапов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения выбыл из детского дома для дальнейшего обучения в мореходном колледже им. Седова.
ДД.ММ.ГГГГ Косолапов Р.А., рождения ДД.ММ.ГГГГ года выбыл из детского дома для дальнейшего обучения в ПУ № <адрес>.
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по заявлению Косолапова Р.А. отменен п.2 в решении исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении за несовершеннолетними права прописки и проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 72 в <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, справки МУПТИ и ОН <адрес>, справки МУП БТИ <адрес> за Косолаповым Д.А., Косолаповым Р.А. и их родителями недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрировано.
По имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> Косолапов Р.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, общежитие, ком. 8 <адрес>, Косолапов Д.А. по адресу: <адрес> <адрес>» <адрес>. Со слов заявителей, жилым помещением по договору социального найма они не обеспечены, вынуждены проживать в квартире по договору найма, регистрация в органах УФМС <адрес> носит формальный характер.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений, и если жилье, в котором они проживали до того, как остались без родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду (общежитие, жилое помещение маневренного фонда), а также - если их местожительство неизвестно, и в иных аналогичных случаях.
Обеспечение жилой площадью производится органом исполнительной власти по месту жительства ребенка (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ). Равным образом согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ростовской области, утвержденные решением Ростовского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшие на момент выхода истцов из образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривали, что для принятия на квартирный учет гражданином самостоятельно подается заявление, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, на которых должна быть предоставлена жилая площадь.
Лицо из числа детей-сирот имеет право обратиться за предоставлением жилья как по месту жительства родителей до его выявления и устройства, так и по месту жительства своего опекуна (нахождения государственного образовательного учреждения господдержки детства).
В соответствии с ч.2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Таким образом, для постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью, истцам после выхода из образовательного учреждения необходимо было обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Однако ими этого не было сделано.
Как следует из ответов администрации <адрес>, Управления образования <адрес>, Косолапов Д.А., Косолапов Р.А., а также Детский <адрес> интересах несовершеннолетних с заявлением о постановке на квартирный учет по льготной очереди обеспечения детей-сирот жилым помещением не обращались.
В письме директора Детского <адрес> адрес администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка о постановки на учет Косолапова Д.А., Косолапова Р.А. на льготную очередь по обеспечению жилым помещением. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением подача одного заявления является недостаточным, необходимо было представить на рассмотрение документы, подтверждающие признание истцов нуждающимися в обеспечении жилым помещением до достижения ими возраста 23 лет. Такие документы, как следует из письма, представлены не были.
В соответствии со ст. 8 ФЗ №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление № «О порядке обеспечения жилыми помещениями и расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)».
В соответствии с пунктом 1 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)», утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими 23 лет и ранее не обеспечивавшихся жильем. Соответственно для обеспечения лиц указанной категории граждан жилыми помещениями они должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет.
Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя Главы муниципального образования с приложением документов, из которых формируется учетное дело. Перечень документов, необходимых для формирования учетного дела, указан в п. 3 Положения.
На момент издания данного постановления истцам, Косолапову Р.А. исполнилось 24 года, Косолапову Д.А. исполнилось 27 лет. Оснований для обращения с ходатайством органа опеки и попечительства о включении истцов в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств областного бюджета, на момент издания данного постановления, у органа опеки и попечительства не имеется.
Таким образом, лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в улучшении жилищных условий, вправе самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для его постановки на учет в качестве нуждающегося.
Как следует из представленных документов, истцы не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет.
Из пояснений истцов следует, что препятствием постановки их на квартирный учет по льготной очереди, как детей-сирот являлся пункт 2 Решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении за ними права прописки и проживания в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 72 в <адрес>, который был отменен Постановлением Главы администрации <адрес> <адрес>, в связи с тем, что квартира реализована, только лишь в ДД.ММ.ГГГГ году.
Между тем, еще в <адрес> году истцам было известно, что жилое помещение, <адрес> в <адрес>, в котором за ними было сохранено право пользования, продано. Наличие указанного п. 2 в Решении исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении права пользования жилым помещением утратило смысл.
В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Статья 12 ГК закрепляет, что граждане вправе защищать свои права любым способом, предусмотренным законом. Граждане вправе осуществлять защиту своих прав как самостоятельно, так и через представителя.
С момента совершеннолетия истцы (Косолапову Д.А. исполнилось <данные изъяты> лет в ДД.ММ.ГГГГ году, Косолапову Р.А. исполнилось <данные изъяты> лет в ДД.ММ.ГГГГ году) были вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган для постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из представленных документов, истцы обратились в Администрацию <адрес> только в ДД.ММ.ГГГГ году.
Ссылка истцов о том, что срок постановки на квартирный учет до достижения ими <данные изъяты> лет пропущен по уважительной причине, в связи с тем, что никто из государственных служащих им не подсказал, как правильно поступить, а в силу правовой неграмотности они этого не знали, а также то обстоятельство, что Косолапов Д.А. находился на судне в связи с работой в море в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год является неубедительной.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите.
Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Указанные истцами причины пропуска срока имели место четыре года назад и не могут служить основанием для восстановления пропущенного срока.
Анализ представленных доказательств - объяснений истцов, документов, содержащихся в деле, позволяет прийти к выводу о том, что у истцов отсутствует право для постановки на квартирный учет, как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таком положении исковые требования истцов надлежит признать необоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Косолапова Дениса Александровича, Косолапова Романа Александровича к администрации <адрес>, МУ «<данные изъяты>, третьи лица Администрация <адрес>, Министерство общего и профессионального образования <адрес>, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства <адрес>, Детский <адрес> о признании уважительной причину пропуска для постановки на квартирный учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот, восстановлении срока для постановки на квартирный учет в целях включения в сводный областной список возможности обеспечения жилым помещением детей-сирот за счет средств областного бюджета <адрес>, обязании предоставить жилое помещение - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: