Дело Номер обезличен
Решение
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года ...
... суд ... в составе:
председательствующего судьи Вялых О.Г.
при секретаре Шапошниковой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УЧР1 в интересах неопределенного круга лиц к УЧР4 о признании бездействия незаконным и об обязании совершить действия,
Установил:
УЧР1 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к УЧР4, УЧР5, УЧР3 о признании незаконным бездействие УЧР3, выразившееся в необращении в УЧР4 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., ..., об обязании УЧР3 обратиться в УЧР4 с заявлением о включении в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей объекта - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., ..., а также осуществлять временное управление указанным объектом недвижимого имущества, о признании незаконным бездействие УЧР4, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., ..., об обязании УЧР4 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., ..., мотивируя его тем, что в феврале-марте 2010 года УЧР1 проведена проверка по коллективному обращению жильцов дома Номер обезличен по ... ... о систематическом затоплении дома и придомовой территории канализационными стоками. Проверкой установлено, что в составе жилого дома Номер обезличен по ... в ... имеется 86 квартир. Ранее жилой дом являлся ведомственным и находился в собственности ОРГ2. Впоследствии многоквартирный дом передан в муниципальную собственность. По договору от Дата обезличена УЧР4 в оперативное управление УЧР5 переданы 3 квартиры, расположенные в доме Номер обезличен по ... и являющиеся муниципальной собственностью. Инженерные коммуникации дома Номер обезличен по ... и объекты инженерной инфраструктуры (в том числе подземная канализационная система диаметром 100 мм, протяженностью 110 м) в оперативное управление УЧР5 не передавались. В соответствии с пунктом 23 приказа Росстата РФ от Дата обезличена Номер обезличен, канализационные трубопроводы, предназначенные для присоединения домовладений к уличной канализационной сети, являются внутри дворовыми.
Внутридворовая подземная канализационная линия, распложенная по адресу: ..., ... на балансе УЧР4 не состоит. На момент проверки наружные канализационные сети дома Номер обезличен по ... собственника не имеют и не являются объектом обслуживания жилищно-коммунальной организации. В связи с этим обслуживание и ремонт данного участка объекта инженерной инфраструктуры не осуществляется на протяжении нескольких лет. В результате отсутствия надлежащего контроля за техническим состоянием инженерных коммуникаций, систематически происходят засорение и порывы внутри дворовой канализационной системы, являющейся предметом спора. Порывы канализационной системы являются причиной затопления фекалиями придомовой территории и подвального помещения дома Номер обезличен по .... На территориальные органы управления Администрации города возложены следующие функции: осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества, по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный объект; внесение в УЧР4 предложений о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Таким образом, обязанности по выявлению на территории ... района ... бесхозяйного имущества и по включению его в реестр муниципальной собственности возложены на УЧР3 и на УЧР4.
Внутридворовая подземная канализационная система диаметром 100 мм, протяженностью 110м, расположенная на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., ..., является бесхозяйной (ст. 225 Гражданского кодекса РФ). До настоящего времени ответчиками не принято мер, направленных на принятие на баланс внутридворовой подземной канализационной системы дома Номер обезличен по .... Систематическое затопление фекалиями придомовой территории и подвального помещения дома Номер обезличен по ... приводит к загрязнению окружающей среды и к нарушению прав граждан, круг которых в конкретном количественном исчислении определить не представляется возможным, т.к. невозможно установить с достоверностью количество лиц, которые могут находиться в непосредственной близости к порыву. В круг таких лиц могут входить как родственники и знакомые граждан, проживающих в доме Номер обезличен по ..., так и люди, случайно находящиеся на придомовой территории и внутри жилого дома.
Определением суда от Дата обезличена года исковые требования УЧР1 к УЧР3, УЧР5 о признании незаконным бездействия, об обязании обратиться с заявлением, были выделены в отдельное производство.
Представитель истца -... Хоянян Л.О. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в рамках заявленного предмета и оснований.
Представитель УЧР4 по доверенности Гульян Н.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что стороной истца не доказано бездействие со стороны ответчика, выразившееся в не обращении в орган регистрации сделок с недвижимым имуществом для включения канализационных сетей в реестр бесхозяйного имущества, поскольку никакого обращения в установленном законом порядке к ответчику не было, УЧР3 района не выполнены положения постановления Номер обезличен.
Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что в Дата обезличена года имело место письменное обращение жильцов дома по ... к УЧР1 о систематическом затоплении дома и придомовой территории канализационными стоками л.д.6-7).
Актом визуального осмотра от Дата обезличена года, проверкой документов было установлено, что ранее жилой дом Номер обезличен по ...ная являлся ведомственным. При передаче дома в муниципальную собственность вопрос о передаче внутридворовой канализационной системы не решен. В настоящее время жилой дом находится в обслуживании управляющей компании.
Наружные канализационные сети дома Номер обезличен по ... собственника не имеют и на обслуживание в ОРГ1 не передавались. В связи с этим, наружные канализационные сети многоквартирного дома не являются объектом обслуживания жилищно-коммунальной организации л.д.11-12).
По результатам проверки прокурором района в адрес УЧР3 было внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства путем обращения в УЧР4 с заявлениями о постановке брошенных действующих канализационных сетей на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, незамедлительно исполнить требование прокурора от Дата обезличена года л.д.10-18).
Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.
Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрены случаи, в результате которых решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежат оспариванию в порядке гражданского судопроизводства:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водоотведения. В силу положений ст.ст. 14 и 50 данного Федерального закона, внутридворовая канализационная система является имуществом, предназначенным для решения вопросов местного значения и относящимся к муниципальному имуществу.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" передаче в муниципальную собственность ... подлежал не только жилой дом Номер обезличен по ..., но и внутридворовая канализация как объект инженерной инфраструктуры города.
Полномочия и организация работы УЧР2, ее подразделений урегулированы Уставом ..., принятым решением ... городской Думой от Дата обезличена Номер обезличен. Так, в соответствии с пунктами 1.6.1 и 1.6.3 ст. 46 Устава, к исполнительно-распорядительным полномочиям Администрации города в лице ее органов и внутренних подразделений относится организация содержания объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности, осуществление контроля за надлежащей эксплуатацией объектов коммунального хозяйства, обеспечение бесперебойного коммунального обслуживания населения, организация водоотведения и др. В соответствии с пунктом 3.2 ст. 53 Устава, к совместному ведению районных и городских администраций относится участие районных администраций в управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности в пределах, определяемых Мэром города и актами городской Думы Полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены также в главе 5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ..., принятого решением ... городской Думы от Дата обезличена Номер обезличен. Согласно пункту 5.4.2 данного Положения, на УЧР4 как на орган, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, возложены обязанность по формированию и ведению реестра муниципальной собственности. На территориальные органы управления Администрации города возложены следующие функции: осуществление мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества, по подготовке пакета документов с целью дальнейшего оформления прав муниципальной собственности на бесхозяйный объект; внесение в УЧР4 предложений о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Таким образом, обязанности по выявлению на территории ... бесхозяйного имущества и по включению его в реестр муниципальной собственности возложены на УЧР3 и на УЧР4.
Внутридворовая подземная канализационная система диаметром 100 мм, протяженностью 110м, расположенная на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., является бесхозяйной (ст. 225 Гражданского кодекса РФ). Данное обстоятельство не допустимо, поскольку от технического состояния спорного объекта зависит не только качество предоставления гражданам коммунальной услуги «водоотведение», но и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
Положение о порядке принятия в муниципальную собственность ... бесхозяйных недвижимых вещей утверждено постановлением мэра ... от Дата обезличена Номер обезличен.
Ранее данный порядок был урегулирован постановлением мэра ... от Дата обезличена Номер обезличен. Назваными нормативно-правовыми актами установлены процедура и сроки для обращения администраций районов в УЧР4 с заявлениями о включении объектов недвижимого имущества в городской реестр бесхозяйных недвижимых вещей; на службы администраций районов возложена обязанность осуществлять временное управление объектами недвижимого имущества.
Принятие бесхозяйного объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность ... производится в следующем порядке:
Администрация соответствующего района города в 10-дневный срок со дня получения
информации о наличии на территории района бесхозяйного объекта недвижимого имущества дает в СМИ ("...") объявление о необходимости явки лица, считающего себя его собственником или имеющим на него права, с предупреждением о том, что в случае неявки вызываемого лица указанный объект будет передан в муниципальную собственность ... как бесхозяйный. По согласованию с администрацией района, на территории которой находится бесхозяйный объект, подачу объявления в СМИ может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.
В случае неявки лица, считающего себя собственником объекта недвижимого имущества, по истечении 1 месяца со дня публикации объявления, администрация соответствующего района города обязана в 3-дневный срок составить акт о невозможности установления собственника данного объекта недвижимого имущества и в 5-дневный срок обратиться в УЧР4 с письменным заявлением о включении указанного объекта недвижимого имущества в реестр бесхозяйных вещей ....
К заявлению прилагаются следующие документы:
объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества;
акт о невозможности установления собственника объекта;
документ, содержащий описание объекта (для недвижимого имущества - технический паспорт). По согласованию с администрацией района, на территории которой находится бесхозяйный объект, изготовление технической документации на указанный объект может производить отраслевой орган управления Администрации города или муниципальная организация, осуществляющая эксплуатацию данного вида объектов.
УЧР4 в 10-дневный срок с момента поступления заявления администрации соответствующего района направляет запросы в:
органы учета государственного и федерального имущества о наличии объекта в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации, МУП "Технической инвентаризации и оценки недвижимости" о правовой принадлежности объекта, а также об отсутствии ареста,
в органы, осуществляющие присвоение и уточнение адресов, в случае необходимости уточнения адреса либо присвоения адреса объекту.
После получения ответов из вышеуказанных организаций УЧР4 в 7-дневный срок готовит свое распоряжение о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества ....
УЧР4 в 5-дневный срок после сбора необходимой документации обращается в органы,
осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения объекта недвижимого имущества с заявлением о постановке объекта на учет. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
объявление в СМИ о начале процедуры принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества;
акт о невозможности установления собственника объекта недвижимого имущества;
технический паспорт на объект недвижимого имущества;
доверенность на представителя УЧР4;
выписки из реестров федерального, государственного имущества;
справка о правовой принадлежности объекта недвижимого имущества;
справка об отсутствии ареста на объект недвижимого имущества;
распоряжение УЧР4 о включении объекта в реестр бесхозяйного имущества ...;
в случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества заявление об отказе.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, УЧР4 выдается выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет указанного объекта.
Как установлено судом, не опровергается стороной истца, УЧР3 с заявлением о включении бесхозяйного имущества в реестр бесхозяйных вещей ... и с пакетом документов, который предусмотрен постановлением от Дата обезличена года Номер обезличен в УЧР4 не обращалась.
Законодательством не предусмотрена возможность самостоятельного сбора УЧР4 документов для принятия бесхозяйных недвижимых вещей в муниципальную собственность и обращения в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
УЧР4 обращается в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество не только с одним заявлением, но и с пакетом документов, который ему в свою очередь предоставляет УЧР3.
Поскольку УЧР3 в УЧР4 в нарушение порядка п. 2.1.1.и 2.1.2 в УЧР4 не обращалась, истцом не доказан факт бездействия со стороны ответчика в виде неисполнения обязанности по обращению с заявлением в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество для включения в реестр бесхозяйного имущества канализационной системы по адресу: ..., ..., в связи с чем у суда отсутствуют основания для обязания ответчика в данном случае обращаться в орган регистрации прав на недвижимое имущество для включения канализационной системы в реестр бесхозяйного имущества. Это не лишает истца права обратиться в суд с требованиями по иным основаниям.
На основании вышеизложенного, суд, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействие УЧР4, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества -внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., ..., об обязании УЧР4 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - внутридворовой подземной канализационной системы диаметром 100 мм протяженностью 110 м, расположенной на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен по адресу: ..., ..., УЧР1 -отказать.
Решение может быть обжаловано в ... суд через ... суд ... в течение 10 дней.
Судья
Полный текст изготовлен Дата обезличена года