Дело №2-1619/10
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Вялых О.Г.
при секретаре Рамазанове Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к ОРГ1, УЧР1 о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции
Установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя его тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ОРГ1. В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. ч. 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О
безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения -это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В соответствии с ч.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», со дня вступления в силу указанного федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В настоящий момент технический регламент, регулирующий установку и размещение рекламных конструкций не принят, в связи с чем, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. (в редакции изменений № 1, утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 30.06.2005 № 170-ст, в редакции изменений №2, утвержденных Приказом Ростехрегулировапия от 24.03.2009 № 117-ст, с изменениями, внесенными Приказом Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст).
Согласно п. 4.2ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах (п. 6.1); на высоте не менее 4,5 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы (п. 6.2); расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м (п. 6.6). В соответствии с п.п.1,2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в процессе осуществления которых обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В целях реализации вышеуказанных полномочий прокуратурой района совместно с УГИБДД ГУВД по <адрес> проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) <адрес> и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы. В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ОРГ1, расположенная по адресу: <адрес> (в центре) с нарушением п. 6.1, п. 6.2, п. 6.6, а именно горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня) составляет 3194 мм (относительно <адрес>); расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположена рекламная конструкция (высота опоры), составляет 2765 мм; горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до остановочного комплекса составляет 4068 мм.
На основании изложенного просит обязать ОРГ1 осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу: <адрес> (в центр).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил свои исковые требования и просил признать недействительным разрешение №м на установку рекламной конструкции, выданную ОРГ1 в ДД.ММ.ГГГГ УЧР1 на размещение рекламной конструкции по адресу <адрес> (в центр), обязать ОРГ1 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить демонтаж рекламной конструкции - отдельно стоящего рекламного стенда, установленного по адресу: <адрес> (в центр).
Представитель прокуратуры <адрес> - помощник прокурора Хоянян Л.О явилась, исковые требования в уточненном виде поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ОРГ1 по доверенности Тельнова К.Е. явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что исковые требования о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании демонтировать рекламную конструкцию нельзя рассматривать совместно. Приказом N 117-ст от 24 марта 2009 г. об утверждении изменения к национальному стандарту Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило изменения к вышеуказанному ГОСТ. Данные изменения вступили в силу с 01.09.2009. Приказ утвердил данные изменения для добровольного применения. Кроме того, пунктом 2 совместного приказа Минпромэнерго и Ростехрегулирования от 25.08.2004 № 2-ст действие данного ГОСТ было вообще приостановлено и до настоящего времени не возобновлено. Вопрос о правомерности применения данного ГОСТ неоднократно являлся предметом рассмотрения в Минюсте РФ. По заключению последнего, указанный ГОСТ на государственную регистрацию в качестве нормативного акта не поступал. Как следствие, он не является императивным нормативным актом, обязательным к исполнению и привлекать к ответственности за его неисполнение незаконно. Госстандарты, принятые до 1.07.2003, признаны национальными стандартами. Согласно ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» «...Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей». Постановлением Госкомстандарт от 24.12.2003 № 381-ст вышеуказанный ГОСТ был введен в действие с 01.07.2004(1). Т.е. данный ГОСТ не может рассматриваться как национальный стандарт, принятый до 01.07.2003. Сами по себе нарушения ГОСТа не являются основанием для признания разрешения недействительным и последующего демонтажа. Прокурор должен доказать, что эти нарушения напрямую влекут угрозу жизни и здоровью граждан, наносят вред имуществу граждан и организаций, вред окружающей среде и т.д. Таких доказательств у прокурора нет, а требований основаны лишь на предположениях («..нарушения создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц..»). Конструкция не загораживает никаких знаков и не ограничивает видимость. Указанные ГОСТы не подлежат применению и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний, а также на указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров, так как данный нормативный правовой акт не прошел в установленном Указом Президента РФ №763 от 23.05.1996 (п. 10) порядке необходимые процедуры государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а также официального опубликования в «Российской газете» или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти согласно п. 14 Приказа Министерства юстиции РФ № 88 от 04.05.2007. В связи с вышеуказанным, установка рекламных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52044-2003 лишь рекомендована, но не является обязательной.
Представитель УЧР1 в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания. В отношении него дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ
Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что УГИБДД ГУВД по <адрес> проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц) <адрес> и исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении средств наружной рекламы.
УГИБДД ГУВД по <адрес> наделено данными полномочиями в соответствии с п.1.2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, в процессе осуществления которых обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
По результатам проверки составлен акт проверки размещения рекламной конструкции, из которого следует, что по адресу <адрес> (в центр) расположена рекламная конструкция. В нарушение ГОСТ Р возведена с нарушением п. 6.1, п. 6.2,п. 6.6, а именно, горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до края проезжей части (края бордюрного камня) составляет 3194 мм (относительно <адрес>); расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположена рекламная конструкция (высота опоры), составляет 2765 мм; горизонтальная проекция ближайшей точки рекламной конструкции до остановочного комплекса составляет 4068 мм. Данный акт составлялся в присутствии свидетелей.
УЧР1 ответчику выдало разрешение № на установку рекламной конструкции по адресу <адрес> (в центр). Срок действия выданного ответчику разрешения истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006года «О рекламе».
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространении рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Законом о рекламе иными федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ
В силу ст.19 вышеназванного закона Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу п. 9.1.ст 19 вышеназванного закона Разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи.
П. 9.2. предусматривает, что разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Лицо, которому выдано разрешение на установку рекламной конструкции, обязано уведомлять орган местного самоуправления, выдавший такое разрешение, обо всех фактах возникновения у третьих лиц прав в отношении этой рекламной конструкции (сдача рекламной конструкции в аренду, внесение рекламной конструкции в качестве вклада по договору простого товарищества, заключение договора доверительного управления, иные факты) (п. 9.3).
Пункт 4 ст. 19 закона «О рекламе» определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п.п. 3 ч 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N
184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего
Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических
регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными
правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами
федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному
исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни
или здоровья граждан имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению. На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению
требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и
территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением
Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу
соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. В связи с этим применение ГОСТа Р 52044-2003 при согласовании и выдачи разрешений на размещение наружной рекламы является обязательными
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2007года №184-ФЗ.
Согласно п. 4.2 ГОСТа Р 52044-2003, наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки; эксплуатации транспортного средства, при этом средства наружной рекламы должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (упорного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах (п. 6.1); на высоте не менее 4,5 м от уровня поверхности, на котором расположено средство размещения рекламы (п. 6.2), на расстоянии от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м ( п.6.6)
Инструкцией «О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода придорожной зоне автомобильных дорога и на территории городских и сельских поселений», введенной в действие Приказом ФДС РФ № 405 от 02.11.1998 года, установлен порядок согласования размещения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также в городских и сельских поселениях. Инструкция устанавливает требования к размещению и конструкции наружной рекламы, исходя из требований безопасности дорожного движения, обеспечения безопасности участников дорожного движения и нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог.
В силу инструкции наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством РФ и указанной Инструкцией.
Согласно п. п. 2.3, 2.4, 2.10 Инструкции Реклама, распространяемая в границах полосы отвода и придорожных зон автомобильных дорог и в границах "красных линий" городских автомобильных дорог и улиц на территориях городских и сельских населенных пунктов, не должна: снижать безопасность дорожного движения; ухудшать видимость на автомобильной дороге, ухудшать видимость, затемнять или иным образом снижать эффективность дорожных знаков, указателей, светофоров и иных технических средств регулирования дорожного движения; ограничивать видимость в направлении движения, боковую видимость и видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками движения; вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, реклама по <адрес> установлена с нарушением указанного ГОСТа. Иного ответчиком не доказано. Оснований не доверять замерам у суда не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы представителя ответчика о том, что ГОСТ и Закон «О рекламе» вступили в силу после ДД.ММ.ГГГГ, а рекламная конструкция установлена раньше, суд находит не имеющими правового значения.
Суд полагает несостоятельным доводы представителя ответчика о том, что ГОСТ Р 52044-2003 не подлежит применению в связи с тем, что он не зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Согласно п. п. 1, 2, 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающее правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» приказом Минюста от 04.05.2007 года № 88 утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Согласно п. 12 Разъяснений государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые
нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и
(или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной
власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
При этом, на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие/ государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В силу п. 2 Разъяснений при подготовке нормативных правовых актов рекомендуется использовать Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-11 ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:
"Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 года существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года № 124-ст, не носит нормативного характера.
В соответствии с п. 15 Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию: г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.
По смыслу приведенной нормы, утверждаемые Госстандартом России
технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию представляться не должны.
ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населении, был принят и введен в действие с 01.07.2003 года Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст в соответствии с положениями Закона РФ от 10.06.1993 года № 5154-1 «О стандартизации», действовавшим до вступления в силу ФЗ РФ от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Обязательный характер ГОСТов определен в Законе РФ «О стандартизации».
В соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании» обязательное требование к объектам технического регулирования устанавливаются только нормами технических регламентов. На момент рассмотрения настоящего гражданского дела ни один технический регламент не принят.
Учитывая, что ГОСТ Р 52044-2003 не отменен и продолжает действовать, то он в соответствии с п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» сохраняет свою обязательную силу, как технические нормы по вопросам безопасности дорожного движения, и обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Утверждения представителя ответчика о том, что размещение рекламы с нарушением требования государственного стандарта не создает угрозу жизни и здоровью суд находит несостоятельными.
Доводы о том, что проверка проводилась без участия работников УЧР1 и представителя собственника рекламной конструкции необоснованны, так как в настоящее время нет правового обоснования, в соответствии с которым проверка должна проводится с участием представителя УЧР1 и представителя собственника рекламной конструкции.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественной значение.
В соответствии со ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц- участников дорожного движения. Заявление подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Согласно положениям ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения -деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Согласно п. 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:
1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного
органа;
2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;
3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;
4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;
5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по
безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за
безопасностью движения транспорта.
Согласно п. 21 ст. 19вышеназванного Закона в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней
Учитывая, что разрешение на установку рекламной конструкции признано недействительным, то ответчик обязан в установленные законом порядке и сроки произвести демонтаж рекламной конструкции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
Решил:
Признать недействительным разрешение № на установку рекламной конструкции, выданное ОРГ1 ДД.ММ.ГГГГ УЧР1 на размещение рекламной конструкции по адресу: <адрес> (в центр).
Обязать ОРГ1 в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещенной по адресу <адрес> (в центр).
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> н/Дону в течение 10 дней.
Судья
.
.
.
.
.
.
.
.