по заявлению ООО Южный центр об обжаловании действий



Дело №2-305/11

Решение

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года г.Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Вялых О.Г.

при секретаре Рамазанове Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО Южный центр на действия Ростовского линейного отделения УВД на транспорте Северо- Кавказского УВД на транспорте МВД России,

Установил:

ООО Южный центр обратилось в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что 03 июня 2010 года из ЛОВД в морском порту Таганрога на адрес ООО Южный центр поступило письмо с просьбой о предоставлении информации за подписью и.о. начальника ЛОВД Золотько Д.В., в котором сотрудники милиции предложили предоставить им договоры поставки, количество автотранспорта, документы, подтверждающие происхождение с/х продукции. Сопроводительным письмом от 04 июня 2010 года ООО Южный центр исполнило запрос сотрудников милиции, предоставило испрашиваемые документы. Однако, сотрудники ЛОВД в м/п Таганрога потребовали, чтобы Д.В. Новиченко, действующий по доверенности от ООО Южный центр, явился из г.Волгодонска в г. Таганрог для дачи пояснений по фактам оформления документов для ООО Южный центр. После этого, 22 июня 2010 года Д.В. Золотько и С.П. Золотько явились в 10-00 утра в офис ООО Южный центр по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 25, предъявили постановление № 8 от 20 июня 2010 года о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия - обследования помещений бухгалтерии ООО Южный центр, в ходе которого постановлено было провести, в том числе, изучение и изъятие бухгалтерских документов ООО Южный центр, доверенностей, книг регистрации и учета ТТН, списков печатей, штампов, ФИО работника бухгалтерии, ответственного за оформление и регистрацию ТТН, договоры на транспортное обслуживание, другие документы в части, касающейся погрузки и доставки с/х продукции ООО Южный центр на ОАО "ТСРЗ" в период с 01.06.2010 года по 20.06.2010 года. Данное мероприятие было проведено с нарушениями, у ЛОВД г. Таганрога не было оснований для изъятия документов или их копий и обследования помещений, в связи с чем данные действия должны быть признаны незаконными, а постановление № 8 от 20 июня 2010 года - недействительным. Постановление № 8 датировано 20 июня 2010 года, т.е. воскресеньем, которое является выходным днем, т.о. указанное постановление издано незаконно. В постановлении указано, что мероприятия поручается провести С.П. Золотько и
С.С. Пукалову, однако С.С. Пукалов так и не появился в офисе ООО Южный центр,
вместо него присутствовал Д.В. Золотько, который отсутствовал в перечне сотрудников,
которые были уполномочены на проведение указанных в постановлении мероприятий.

По итогам изъятия копий документов был составлен акт, который не был
подписан ни одним из лиц, указанных в постановлении, более того, в качестве лица,
присутствующего при обследовании указан Д.В. Золотько. В опросе главного бухгалтера Л.В. Ульяновой принимал активное участие Д.В. Золотько, который не является лицом, имеющим право на проведение мероприятий в отношении ООО Южный центр, согласно им же подписанному постановлению, что и отразила Л.В. Ульянова в объяснении. Сотрудники ЛОВД отказались выдать копию объяснения Л.В. Ульяновой.

Копия акта проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия не была
вручена уполномоченному представителю ООО Южный центр, либо единоличному
исполнительному органу общества. Безосновательное присутствие сотрудников милиции в офисе предприятия более половины рабочего дня вызвало паралич хозяйственной деятельности предприятия, т.к. главный бухгалтер и юрисконсульт вынуждены были исполнять требования сотрудников милиции, которые постоянно перемещались по офису, задавали сотрудникам вопросы, требовали различные документы, в т.ч. не включенные в постановление, пользуясь субъективной, расплывчатой формулировкой:. ..других документов в части касающейся погрузки и доставки с/х ООО Южный центр на ОАО
"ТСРЗ" в период с 01.06.10 г. по 20.06.10 года...".

Сотрудники ЛОВД в своей деятельности обязаны руководствоваться федеральным
законом "Об оперативно-розыскной деятельности", ст. 7 которого содержит закрытый
перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, однако
сотрудники ЛОВД не смогли указать на то, что им стало известно о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о
лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, либо они получили
информацию о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу
государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской
Федерации. Таким образом, действия сотрудников ЛОВД не были основаны на законе и создавали реальные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности ООО Южный центр.

Представитель заявителя по доверенности Мирошников М.Г. в судебное заседание явился, требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица по доверенности Шлыкова И.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения требований.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно приказу начальника Управления на транспорте по Северо- Кавказскому Федеральному округу МВД России от 15.09.2010 года №387 Об утверждении Положений о подчиненных подразделения УТ МВД России по СКФО Ростовское ЛУВД возглавляет структуру, в которую входят: ЛОВД на ст. Батайск, ЛОВД на ст. Шахты, Таганрогский ЛОВДТ, ЛОВД в морском порту г.Таганрог.

15 июня 2010 года оперуполномоченным БЭП ЛОВД в морском порту Таганрог капитаном милиции Золотько С.П. был подан рапорт об обнаружении признаков преступления на имя и.о. начальника ЛОВД в морском порту Таганрог майора милиции Золотько Д.В. о том, что 15 июня 2010 года в 16 часов 30 минут в ходе проведения ОРМ Золотько С.П. совместно с оперуполномоченным БППГ ЛОВД в морском порту Таганрог старшим лейтенантом милиции Пукаловым С.С. был выявлен факт использования гражданином Коноваловым А.А., 1966 года рождения поддельного документа - товарно-транспортной накладной № 8503747 от 02.06.2010г. на поставку пшеницы весом 29740 кг, приобретенной у ООО «Гранки», расположенного по адресу: Пензенская область, Бековский район, село Мошки, ул. Садовая, 15 по товарной накладной от 30.05.2010 № 95 без карантинного сертификата, в пункт погрузки, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, землепользование ЗАО «Батайское» для ООО «Южная сырьевая компания», расположенный по адресу: Ростовская область, г.Батайск, ул. Горького, 152/Куйбышева, 143, грузоотправитель ООО «Южный центр», расположенное по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Суворова, 25, которую он 2 июня 2010 года предъявил для разрешения выгрузки пшеницы на зерновом терминале ОАО «Таганрогский судоремонтный завод», расположенный по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, Комсомольский спуск, 1, в целях не привлечения к административной ответственности поставщика - ООО «Южный центр» за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 КоАП РФ - отсутствие карантинного сертификата.

Собранный по данному факту материал проверки был зарегистрирован дежурным ЛОВД в морском порту Таганрог в Книгу учета сообщений о преступлении 15.06.2010 года под № 99.

По материалу были опрошены индивидуальный предприниматель Коновалов А.А., главный бухгалтер ООО «Южный центр» Ульянова Л.В., менеджер ООО «Агро-Нива» Новиченко Д.В., старший бухгалтер ОАО «ТСРЗ» Кравченко О.Н., весовщик ОАО «ТСРЗ» Французова А.Н., направлены запросы в организации по вопросам поставки пшеницы, приобщена документация, касающаяся поставки пшеницы и др.

В адрес ООО Южный центр за №247 от 02.06.2010 года за подписью и.о. начальника ЛОВД в морском порту Таганрог Д.В. Золотько был направлен запрос о предоставлении следующих сведений: договора поставок с/х продукции в адрес ОАО ТСРЗ г.Таганрог, количество автотранспорта с указанием гос. номеров, номера накладной, пункта погрузки, веса за период с 01.06.2010 по настоящее время прибывшего с грузом зерно- пшеница в адрес ОАО ТСРЗ, документы, подтверждающие происхождение сельскохозяйственной продукции, поступившей на ОАО ТСРЗ в вышеуказанный период.

04.06.2010 года ООО Южный центр направило в адрес ЛОВД запрашиваемую информацию.

20.06.2010 года начальником КМ ЛОВД в м/п Таганрог майором милиции Золотько Д.В. было вынесено постановление №8 о проведении гласного оперативно- розыскного мероприятия обследование помещений ООО Южный центр, поручить проведение мероприятия оперуполномоченному БЭП ЛОВД в м/п Таганрог Золотько С.П., оперуполномоченному БППГ ЛОВД в м/п Таганрог Пукалову С.С.

В ходе проведения мероприятия провести: изучение и изъятие бухгалтерских документов ООО Южный центр, доверенностей менеджеров ООО Южный центр на право подписи товаро- транспортных накладных на автомашины с с/х продукцией, книги регистрации и учета товаро- транспортных накладных, оттисков печатей, штампов, ФИО работников бухгалтерии ООО Южный центр, ответственного за оформление и регистрацию товаро- транспортных накладных, договора на транспортное обслуживание, других документов в части, касающейся погрузки и доставки с/х ООО Южный центр на ОАО ТСРЗ в период с 01.06.2010 по 20.06.2010 года.

Копия указанного постановления вручена представителю ООО Южный центр по доверенности Мирошникову М.Г. 22.06.2010 года, что подтверждается его личной подписью на документе.

22.06.2010 года и.о. начальника ЛОВД в м/п Таганрог Золотько Д.В. на имя начальника ЛОВДТ полковника милиции Голушко В.А. был написан рапорт, согласно которому в постановлении №8 от 20.06.2010 года о проведении гласных ОРМ для осмотра и обследования помещения ООО Южный центр был указан о/у БППГ Пукалов С.С., однако, ему 22.06.2010 года дано поручение по материалам КУСП №107,108,109,110,111 от 21.06.2010 года, по этой причине он не может выехать в г.Ростов-на-Дону для участия в ОРМ согласно постановлению №8. В связи с этим, просит разрешить ему выехать в г.Ростов-на-Дону для оказания практической помощи и контроля за осуществлением ОРМ сотрудником БЭП Золотько С.П.

На рапорте наложена резолюция «Разрешаю» 22.06.2010 года.

По результатам ОРМ Золотько С.П. составлен акт от 22.06.2010 года проведения гласного оперативно- розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, в присутствии главного бухгалтера ООО Южный центр Ульяновой Л.В., понятых. В акте указано, какие выявлены факты и обстоятельства, какие документы изъяты, акт подписан Ульяновой Л.В., Золотько С.П., понятыми.

07.07.2010 года Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в отношении ООО «Южный центр» был составлен Протокол № 61-01/03-022 об административном правонарушении и вынесено Постановление № 61-01/03-022 по делу об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ст. 10.3 КоАП РФ по факту ввоза из Пензенской области и сдачи пшеницы на территории Ростовской области без карантинного сертификата, наличие которого обязательно, так как Бековский район Пензенской области является карантинной зоной по амброзии трехраздельной.

ООО «Южный центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

ООО Южный центр обращалось в арбитражный суд Ростовской области с
заявлением об оспаривании действий сотрудников ЛОВД в м/п Таганрог, постановления №8 от 20.06.2010 года, однако арбитражный суд определением от 10 августа 2010 года,
вступившим в законную силу 10 сентября 2010 года, производство по делу прекратил, так как действия сотрудников ЛОВД были произведены в рамках оперативно-розыскной
деятельности с применением норм уголовно-процессуального права и поэтому могут быть
обжалованы в суд общей юрисдикции.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», обстоятельство того, затрагивают или нет оспариваемым решением, действием (бездействием) права и свободы заявителя, является необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела является наличие реальной причинной связи между оспариваемыми действиями и наступлением юридических последствий, указанных в ст. 255 ГПК РФ.

Суд, установив факт нарушения прав заявителя, определяет механизм реального их восстановления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Как предусмотрено абзацем 7 статьи 8 Закона от 12.08.1995 года №144-ФЗ проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Руководитель органа вправе самостоятельно планировать время проведения оперативно-розыскного мероприятия. В случае возникшей необходимости лично участвовать в их проведении, а также производить замену сотрудников участвующих в оперативно-розыскном мероприятии в связи с возникшей необходимостью участия одного из сотрудников в другом оперативном мероприятии.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 15 Закона №144-ФЗ).

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. оперативное внедрение. контролируемая поставка, оперативный эксперимент (ст. 6 Федерального закона Об оперативно- розыскной деятельности).

В силу своей должностной инструкции первый заместитель начальника - начальника криминальной милиции ЛОВД в морском порту Таганрог Золотько Д.В. обеспечивает текущее и перспективное планирование работы служб криминальной милиции ЛОВД в морском порту Таганрог, вносит изменения в текущие и перспективные планы сотрудников КМ, организационно обеспечивает оперативно-розыскную и профилактическую деятельность служб криминальной милиции по предупреждению и своевременному раскрытию преступлений, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда па территории обслуживания ЛОВД в морском порту Таганрог, лично выезжает на места происшествия по тяжким преступлениям и организует розыск преступников «по горячим следам», изучает и анализирует структуру и динамику преступности с целью выявления основных тенденций и изменений в ней, руководит работой по анализу состояния преступности за длительные и отчетные периоды, рассматривает материалы и принимает решения о возбуждении уголовного дела, передаче материалов по подследственности, об отказе в возбуждении уголовного дела, дает письменные указания об исполнении поступающих материалов, отдельных поручений следователей и секретной корреспонденции всех служб криминальной милиции, осуществляет контроль по линии КМ ЛОВД в морском порту Таганрог за своевременностью и полнотой проведения профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений согласно приказу МВД РФ № 19 от 17.01.2006 года. Также зам. начальника организует оперативное обслуживание и отвечает за конечные результаты профилактической и оперативно- розыскной работы.

Таким образом, при наличии уже имеющейся информации о совершении противоправного деяния, влекущего уголовную ответственность, сотрудниками ЛОВД в морском порту Таганрог было принято правомерное решение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия в ООО Южный центр с целью проверки и изъятия документации, касающейся поставок сельскохозяйственной продукции.

Результатом проведенных мероприятий явилось привлечение ООО Южный центр к административной ответственности, предусмотренной ст. 10.3 КоАП РФ, по факту ввоза из Пензенской области и сдачи пшеницы на территории Ростовской области без карантинного сертификата, наличие которого обязательно, так как Бековский район Пензенской области является карантинной зоной по амброзии трехраздельной.

Со стороны заявителя не представлено относимых и допустимых доказательств, обосновывающих доводы о нарушении его прав на осуществление предпринимательской деятельности со стороны сотрудников ЛОВД в м/п Таганрог.

Все действия сотрудников осуществлены в рамках действующего законодательства, копия постановления №8 вручена представителю ООО Южный центр своевременно, в рамках Закона об оперативно- розыскной деятельности, должностной инструкции, с согласия руководства Золотько Д.В. имел право присутствовать при проведении гласного оперативно- розыскного мероприятия.

При отсутствии действий со стороны сотрудников ЛОВД в м/п Таганрог, которыми бы изменялись либо отменялись права заявителя, права последнего нельзя считать нарушенными, а выбранный заявителем способ защиты права путем оспаривания действий в порядке гл. 25 ГПК РФ, правильным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении требований о признании действий ЛОВД в морском порту Таганрог 22.06.2010 года по изучению бухгалтерских документов ООО Южный центр, опросу сотрудников ООО Южный центр незаконными, о признании постановление ЛОВД в морском порту Таганрог № 8 от 20 июня 2010 года недействительным, ООО Южный центр отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней с даты изготовления в окончательной форме.

Судья

Полный текст изготовлен 14.02.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200