Х к А об обязании предоставить жилое помещение, компенсации морального вреда



Дело № 2-2045/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2010 года

Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Губачевой В.А.,

при секретаре Ананьевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Харитонова В.Г. к администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, третьи лица Администрация Ростовской области, Министерство территориального развития по Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском. Свои требования истец мотивирует тем, что он является ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в следствие чего является инвалидом П группы с 1993г.

31.05.2001 года был постановлен на квартирный учет в администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в качестве нуждающегося в жилой площади. Согласно выписки из учетного дела №707 от 31.05.2001г. он был включен в список первоочередного предоставления жилья под № 856, что не соответствовало его правовому статусу. Согласно закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 18 июня 1992 года с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом РФ №179-ФЗ от 24 ноября 1995 года, ему, как ликвидатору последствий на ЧАЭС гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления. Администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону не обеспечила его жилой площадью в течение трех месяцев с момента постановки на квартирный учет, а именно с 31.05.2001 года и не включила его в список внеочередного предоставления жилья.

В течении девяти лет ему не предоставлено ни жилье, ни государственный жилищный сертификат. А его очередь за это время только увеличилась в разы. На данный момент согласно письменному ответу на его заявление номер очередности на получения жилья составляет №1564. Истец полагает нарушенными его права и законные интересы, предусмотренные вышеназванным Законом, гарантированные Конституцией РФ.

Истец просит обязать Администрацию Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону предоставить благоустроенного жилое помещение на состав семьи 1 человек в городе Ростове-на-Дону, площадью в соответствии с требованиями выше указанного действующего Законодательства РФ не менее 48 кв.м. (33+15кв.м. дополнительной площади) общей жилой площади в течении трех месяцев, за счет средств федерального бюджета, а так же взыскать 15 564 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца, действующая на основании доверенности Шевченко М.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Третьи лица - Администрация Ростовской области, Министерство территориального развития по Ростовской области своих представителей в судебное заседания не направили, извещены судом о времени и месте судебного заседания.

Суд рассматривает дело в отношении неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, установил следующее.

Харитонов В.Г. имеет статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения с 1996 года и признан инвалидом П группы вследствие чернобыльской катастрофы с 1993 года.

В соответствии со ст. 14 п. 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ, действующей на момент постановки на квартирный учет) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.

В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 20.07.2004)

Статья 36. Первоочередное предоставление жилых помещений

В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий:

5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих;

Статья 37. Внеочередное предоставление жилых помещений

Вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам:

1) жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.03.1998 N 45-ФЗ)

3) окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, и членам их семей предприятиями, учреждениями, организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов по приезде;

4) в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

Установлено, что 31.05.2001 года согласно Постановлению Главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону №707 Хритонов В.Г. с составом семьи 1 человек принят на квартирный учет и включен в список первоочередного предоставления жилой площади, по льготе - инвалид П группы ЧАЭС.

По данным ответа администрации района № Ж-75/1 при постановке на квартирный учет каждой семье, имела ли она льготы или нет, присваивался номер общей очереди для того, чтобы, в случае утраты гражданами оснований состоять в льготной очереди, их можно было без проблем перевести в общую очередь, а также в целях упрощения ведения квартучета.

Из выписки из указанного постановления следует, что на момент постановки на квартирный учет в 2001 году очередной номер, исходя из даты постановки на учет в списке общей очереди Харитонов В.Г. состоял под № 2882, в списке первоочередного предоставления жилья по льготе под № 856.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты.

В частности, изменился порядок обеспечения жильем инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29 декабря 2004 года N 866, согласно которому основной формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", являлось предоставление им субсидий на приобретение жилья (с 2006 года обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 путем предоставления социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилья).

Тем самым инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации ее последствий, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 и действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 133), предусматривающей социальные выплаты на приобретение жилья (жилищные субсидии). Размер соответствующей социальной выплаты рассчитывается органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата, исходя из утвержденной в установленном порядке стоимости 1 кв. м общей площади жилья в Российской Федерации (в некоторых субъектах Российской Федерации - с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации повышающих коэффициентов) и норматива обеспечения общей площадью жилья в зависимости от состава семьи.

В соответствии с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) участие в подпрограмме является добровольным. Право на участие в подпрограмме имеют:

п.5 е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В случае признания граждан участниками подпрограммы на него заводится учетной дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Согласно учетному делу № 2882 Харитонов В.Г., как инвалида ЧАЭС, на основании решения о рекомендации жилищной комиссии администрации Железнодорожного района г. Ростова-на -Дону включили в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в 2010 году, который был предоставлен в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

По списку администрации района граждан, инвалидов ЧАЭС, имеющих право на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета очередной номер Харитонова В.Г. №9. Согласно сводному общеобластному списку граждан - участников подпрограммы в 2010 году в Ростовской области Харитонов В.Г. под № 20.

В 2010 году в Ростовской области сертификатами обеспечиваются четыре семьи, отнесенные к категории граждан, подвергшихся воздействию радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, которые были приняты на квартирный учет в период с 1991 по 1993 годы. В резервный список включены граждане, принятые на учет в период с 1993-1995 годы.

Харитонов В.Г. принят на квартирный учет 31.05.2001 года.

08.05.2010 года Харитонов В.Г. обратился в администрацию района с заявлением о выделении сертификата в 2011 году с учетом дополнительной площади (33 кв.м. + 15 кв.м. = 48 кв.м. общей площади) и до настоящего времени государственным жилищным сертификатом не обеспечен.

Из приведенных правовых позиций, следует, что решение вопросов, установления конкретных способов и объем социальной защиты, предоставляемой категориям граждан пострадавших от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления - денежную или натуральную.

С целью создания для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, и Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675).

Харитонов В.Г. является участником федеральной целевой программы "Жилище", включен в список граждан, изъявивших получить государственный жилищный сертификат в 2010 году, а в случае недостаточности выделенных бюджетных средств будет включен в такой список в 2011 году и обеспечен жилищным сертификатом в порядке очередности в будущем.

Таким образом, истец реализовал свое право на предоставление жилья на льготных условиях путем принятия участия в подпрограмме «Жилище».

В соответствии с п. 65 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 21.12.2009) социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.

В дальнейшем улучшение жилищных условий граждан - участников подпрограммы осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Таким образом, участие истца в подпрограмме «Жилище» не лишает его возможности улучшить свои жилищные условия на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что ежегодно, в срок до 1 апреля проходит перерегистрация граждан, состоящих на квартирном учете.

По состоянию на 01.04.2010 года Харитонов В.Г. состоит в списке общей очереди предоставления жилья под № 1564.

На том основании, что истец состоит в списке общей очереди предоставления жилья под № 1564, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, оснований для предоставления ему благоустроенного жилого помещения обшей площадью 48 кв.м. в г. Ростове-на-Дону в течение трех месяцев не имеется.

Судом не принимается довод истца о том, что в 2001 году при постановке на квартирный учет он должен был быть включен в список внеочередного предоставления жилого помещения. Как установлено судом, истец является инвалидом П группы из числа военнослужащих, принимавших участие в ликвидации чернобыльской катастрофы. В соответствии с п.5 ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР статус инвалида П группы из числа военнослужащих давал истцу право состоять в очереди на первоочередное предоставление жилья, оснований для включения во внеочередной список, согласно жилищному законодательству РСФСР у истца не имелось.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Доказательства обстоятельств причинения истцу морального вреда (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом со стороны ответчика в материалах дела отсутствуют.

При таком положении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Харитонова В.Г. к администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек в г. Ростове-на-Дону в течение трех месяцев, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 21.12.2010 года.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200