Дело № 2- 1570/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 октября 2010 года Суд Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону В составе: Председательствующего Пономаренко Д.Ф. При секретаре Ермаковой Т.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело поиску Михайлина С.Н. к ИП Виноградову М.К. о расторжении договора, взыскании стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда У с т а н о в и л: Михайлин С.Н. обратился в суд с иском к ИП Виноградову М.К. о возврате суммы предварительной оплаты товара и компенсации морального вреда, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор купли-продажи №, согласно которому ответчик изготавливает, доставляет и передает в собственность истца четыре окна, фурнитура МАСО цвет Палисандр Махагон, подоконник в цвет, отлив откосный коричневый, м/с 2шт коричневый, м/с 2 шт коричневые, балконную дверь в количестве 2 шт, фурнитура МОСА цвет Палисандр Махагон с дверной вставкой, мс дверная коричневая со сроком установки ДД.ММ.ГГГГ. За товар истцом было уплачено 70% предоплаты в сумме 45 000 руб, и оставшиеся 30% стоимости товара 15 000 руб, а всего 60 000 руб. Ответчиком был не допоставлен товар: вставки дверные м/с коричневые в количестве 2 штук. После претензии товар был доставлен другого цвета и размера. В процессе эксплуатации истец обнаружил существенные дефекты, которые не могли быть обнаружены при монтаже: на всех установленных окнах проявилось запотевание стеклопакетов, из-за неправильной обработки дерева стала выделяться древесная смола, начала вскрываться краска. Телефонные переговоры с ответчиком не дали положительного результата в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензии, на которую ответчик выдал гарантийное письмо в котором обязался устранить недостатки, допущенные при монтаже и изготовить оконные блоки в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако свои обязательства ответчик не выполнил. Истец просил взыскать с ИП Виноградова М.К. возврат части стоимости товара в размере 45 000 руб, взыскать компенсацию морального вреда 20 000 руб, а всего 60 000 руб. Затем истец уточнил исковые требования и просил расторгнуть договор купли-продажи, взыскать стоимость товара, расходы по проведению экспертизы, компенсацию морального вреда 20 000 руб, неустойку за невыполнение требований потребителя 45 180 руб. Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил удовлетворить. Ответчик в судебное заседание явился, исковые требования не признал и просил отказать, ссылаясь на то, что при заключении договора он предупреждал истца о том, что требуется техническая документация на помещение квартиры, которой у истца не было либо ремонт откоса, на что истец не согласился, в связи с чем окна были установлены при помощи пены и без нарушений технологии для такой установки. Заслушав в судебном заседании истца, его представителя, по доверенности Келеберда Т.Г, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи №, согласно которому ответчик изготавливает, доставляет и передает в собственность истца четыре окна, фурнитура МАСО цвет Палисандр Махагон, подоконник в цвет, отлив откосный коричневый, м/с 2шт коричневый, м/с 2 шт коричневые, балконную дверь в количестве 2 шт, фурнитура МОСА цвет Палисандр Махагон с дверной вставкой, мс дверная коричневая со сроком установки ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость товара и установки окон и балконной двери была оплачена истцом в размере 60 000 руб. Товар был доставлен и установлен ответчиком в квартире истца. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с претензией, в которой указал, что появилась деформация всего товара по качественным признакам, в связи с чем истец просил произвести замену товара на качественный либо вернуть уплаченные 60 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ ответчик выдал истцу гарантийное письмо, в котором обязался устранить недостатки при монтаже и изготовлении оконных блоков в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако в указанный срок недостатки не были устранены. По заключению Северокавказского центра экспертиз № от ДД.ММ.ГГГГ балконные дверные блоки и оконные блоки, изготовленные и установленные в соответствии с договором сторон не соответствуют требованиям п.п. 5.2.2., 5.2.3, 5.5.1, 9.4 ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия, не соответствуют требованиям п.5.2.1., 5.2.2., 5.2.3., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ 24699-2002 Блоки оконные деревянные со стеколами и стеклопакетами, швы монтажные узлов примыкания оконных блоков и балконных дверей не соответствуют требованиям п.5.2, 5.4 ГОСТ 30971-2002 Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия, установка оконных блоков и дверных блоков не соответствует требованиям п. 5.2., 5.4., 5.6 ГОСТ 30971-2002 Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия. Установленные дефекты имеют производственный характер и являются неустранимыми т.е. не могут быть устранены посредством выполнения ремонтных работ. В соответствии со ст. 4 ФЗ О защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. В соответствии со ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. 2. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. 4. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. В соответствии с ч.2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. В судебном заседании установлено, что по договору с истцом ответчик обязался изготовить и установить деревянные оконные и дверные блоки. Ответчик при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, поэтому обязан был передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. В установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара (ГОСТы на сами изделия и их установку), в связи с чем продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан был передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Ответчиком допущены существенные неустранимые нарушения требований к качеству товара, поскольку и сами изделия и качество их установки выполнены со множеством нарушений, приводящих к невозможности использовать товар по назначению и требующих полной замены оконных и дверных блоков что подтверждается мотивированным, обоснованным заключением эксперта, фототаблицей к нему, из которой наглядно видны дефекты монтажа и самих блоков, гарантийным письмом ответчика, выданным истцу ДД.ММ.ГГГГ, в котором он обязался устранить недостатки при монтаже и изготовлении оконных блоков, однако обязательство не выполнил, а также пояснениями истца и самого ответчика, который признал, что установил оконные и дверные блоки при отсутствии технических условий либо ремонта откосов. Так, ответчик пояснил, что существуют три способа установки оконных и дверных блоков: 1. в соответствии с техническими условиями (технической документацией на здание, в котором производится установка), 2. при условии предварительного ремонта откосов и четверти уголка, 3. при помощи монтажной пены. При заключении договора он разъяснил эти способы истцу, у которого техусловий не было, от ремонта откосов он отказался и выбрал способ установки при помощи пены. Доводы ответчика о том, что он с согласия истца выполнил монтаж блоков путем применения монтажной пены, являются необоснованными, поскольку продавец обязан предоставить товар и произвести установку таким образом, что бы она отвечал требованиям качества к такого рода товаров, независимо от того, каким образом (способом) он выполнен. Ответчиком нарушены требования качества как к самим блокам оконным деревянным, так и требования ГОСТ 30971-2002 Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия. Таким образом, избранный продавцом способ установки окон не соответствует требованиям к качеству. Установка оконных блоков при помощи монтажной пены должна обеспечивать возможность пользования товаром на протяжении всего срока годности товара. Кроме того, доводы ответчика ничем не доказаны, поскольку в тексте договора не оговорен конкретный способ изготовления и установки блоков, а истец пояснил, что подробности способов установки окон ему не разъяснялись. По договору покупатель обязан убрать растения и животных, а также лишние предметы и вещи которые могут деформироваться в процессе установки окон, обеспечить доступ к объекту и пр. В соответствии с ч.2 ст. 12 ФЗ О защите прав потребителей продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Согласия покупателя на то, что в случае установки блоков при помощи пены качество товара может пострадать, продавцом получено не было и полная информация о последствиях установки окон без предварительного ремонта откосов не предоставлялась. В соответствии с ч.4 ст. 469 ГК РФ по соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке. Передача товара пониженного качества по соглашению сторон законом не предусмотрена, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами установленными законами и иными нормативными актами РФ в области прав потребителей не допускается. ( ст. 16 ФЗ О защите прав потребителей) Из текста договора сторон следует, что на товар установлен гарантийный срок 5 лет с момента приема -передачи товара. В соответствии с ч.2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. В соответствии со ст. 18 ФЗ О защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Поскольку судом установлено, что ответчиком поставлен и установлен товар ненадлежащего качества с существенными недостатками, оснований для освобождения от ответственности не имеется, исковые требования истца о расторжении договора и возврате уплаченной суммы подлежат удовлетворению. Доводы ответчика о том, что он не присутствовал при проведении исследования экспертом, не свидетельствуют о том, что заключение эксперта было выполнено с нарушениями требований закона. Из материалов дела следует, что ответчик извещался судом о времени и месте выхода эксперта на место, однако все извещения возвращены за истечением срока хранения, а телефон, имеющийся в материалах дела и в тексте договора сторон не отвечал. Ответчиком не приведены заслуживающие внимания доводы, каким образом его отсутствие при осмотре экспертом оконных и дверных блоков повлияло на выводы экспертов. Ответчик не согласен с заключением эксперта по тем основаниям, что эксперт руководствовался ГОСТами при условии учета технических условий здания (помещения) в котором производится установка окон по всем правилам такой установки без учета того, что с согласия истца окна были установлены при помощи монтажной пены без предварительного ремонта откосов. Однако, судом установлено, что ответчик, являясь продавцом товара обязан был продать товар и установить окна соответствующие требованиям качества и гарантийного срока их службы либо не заключать договор. В соответствии со ст. 22 ФЗ О защите прав потребителей требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования. В соответствии со ст. 23 ФЗ О защите прав потребителей за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные статьями 20 - 22 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 настоящего Закона. ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия, в которой истец просил устранить недостатки либо возвратить уплаченную за товар денежную сумму. Претензия в разумный срок, в срок, указанный ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени не удовлетворена. Истец просит взыскать неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ (со дня подачи претензии). В то же время истец, получая гарантийное письмо от ответчика с обязательством исправить недостатки до ДД.ММ.ГГГГ, согласился с таким сроком. При таких обстоятельствах, суд считает, что период неустойки должен исчисляться со ДД.ММ.ГГГГ и составляет со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 474 дня. Суд считает взыскать неустойку за 474 дня просрочки выполнения требований потребителя, уменьшив размер неустойки до 22 590 руб. В соответствии со ст. 15 ФЗ О защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Вина продавца при отсутствии уважительной причины в нарушении прав покупателя установлена в судебном заседании Суд полагает с учетом требований разумности и справедливости подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 2000 рублей. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы. Истцом понесены расходы по оплате стоимости экспертизы 18 000 руб. которые подлежат взысканию с ответчика. В соответствии со ст. 103 ГК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина, от уплаты который истец освобожден. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Расторгнуть договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Михайлиным С.Н. и ИП Виноградовым М.К. Взыскать с Виноградова М.К. в пользу Михайлина С.Н. стоимость товара ненадлежащего качества в размере 60 000 руб., компенсацию морального вреда 2 000 руб, неустойку в размере 22 590 руб, расходы по оплате стоимости экспертизы 18 000руб, а всего 102 590 руб. Взыскать с Виноградова М.К. госпошлину в доход государства 2 677 руб. 70 коп. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней через Железнодорожный районный суд Ростова нД. Судья Полный текст решения изготовлен 26.10.10 года.