Дело №2-2157/10 Решение Именем Российской Федерации 16 декабря 2010 года <адрес> Железнодорожный районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Вялых О.Г. при секретаре Шапошниковой М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низова В.М. к ООО Алые паруса, ООО Корал Тревел о взыскании в солидарном порядке денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, Установил: Низов В.М. обратился в суд с иском к ООО Алые паруса, ООО Корал Тревел о взыскании денежных средств, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец заключил с ООО Алые паруса- турагентом договор б/н о реализации туристского продукта. Предмет договора - турпродукт по маршруту: Ростов-Барселона-Ростов, в содержание которого входит комплекс услуг по размещению, питанию, транспортировке, включая трансфер. Дата, время начала и окончания путешествия ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ. Договор заключен также и в интересах туристов ФИО2 и ФИО3, которые являются членами семьи Низова В.М. Стоимость турпродукта согласно и.4.1. составила 86 065 руб. В соответствии с условиями договора (п. 3.1.3.) турфирма обязана оказать курьерские услуги по передаче документов представителем туроператора в Посольство для запроса въездной визы в страну назначения, а также (п.3.1.5.), билеты, паспорт с визой должны быть предоставлены Туристу не позднее, чем за 2 часа до времени выезда (вылета) в месте отправления на маршрут. Прибыв на место отправления в Аэропорт <адрес> туристы обнаружили, что паспорта и визы ФИО2 и ФИО3 отсутствуют. Вследствие этого туристы не смогли воспользоваться оплаченным ими турпродуктом. В связи с нарушением условий договора, истцу были причинены убытки в сумме 86 065 руб., что является стоимостью оплаченного турпродукта. В соответствии с разъяснениями, абз. 9 п. 1 Письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 № 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты нрав потребителей в сфере туристического обслуживания» турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор туристских продуктов. При выяснении причин несвоевременного предоставления документов истцу пришлось неоднократно звонить во все инстанции, которые перенаправляли его постоянно к различным сотрудникам. Истец и его семья не смогли воспользоваться запланированным очередным ежегодным отпуском, к которому они готовились заранее, что подтверждается датой заключения договора. Ни туроператор, ни турагент не признали за собой ответственности за нарушение условий договора. Действиями Ответчика истцу были причинены нравственные страдания, которые он оценивает в размере 100 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ истец направил ООО Алые Паруса претензию. ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в добровольном удовлетворении требований, в котором указывается, что непосредственным исполнителем услуг является туроператор. Однако, в своем письме от 31.08.2007 года Роспотребнадзор разъясняет положения ст. 9 Закона об основах туристской деятельности - не исключает ответственности турагентов. При этом туроператоры несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Из смысла положений абзаца 11 указанной статьи следует, что претензии туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта могут предъявляться туроператору и турагенту. Статья 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает взыскание с турфирмы за нарушение установленных сроков начала и окончания оказания услуги или назначенных туристов новых сроков за каждый день просрочки неустойку в размере 3% цены путевки. Обязательство ответчиками должно было быть выполнено ДД.ММ.ГГГГ (п.1.2. Договора). На настоящий момент оно не исполнено. Вследствие чего неустойка составляет: 86 065 руб.*3% * 30 дней = 77 459 руб. в связи с этим, просил взыскать солидарно с ответчиков в свою пользу убытки в сумме 86 065 руб.; неустойку в сумме 77 459 руб., компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., расходы на юридические услуги в сумме 20 000 руб. Низов В.М., его представитель по доверенности Аксенова О.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Представитель ООО Алые паруса в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, в отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, представили письменный отзыв, согласно которому п. 1.6. договора от ДД.ММ.ГГГГ и договора от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между ООО Корал Тревел и ООО Алые паруса, туроператором -непосредственным исполнителем туристских услуг, входящих в турпродукт, является ООО Корал тревел. ООО Алые паруса выполнило свои обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. ООО Алые паруса также исполнило все свои обязательства по заключенному с ООО Корал Тревел договору от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе обязанность по своевременной передаче документов туроператору для запроса въездной визы. Причиной невозможности оказания услуг, входящих в туристский продукт, послужила задержка получения паспорта с открытой визой. Туроператор ООО Корал Тревел не поставил в известность о данной задержке ООО Алые гаруса. О том, что паспорт с открытой визой туриста не получен туроператором, ООО Алые паруса узнало от ООО Корал тревел в день вылета. В свою очередь ООО Алые паруса оказало необходимое содействие по доставке паспорта: выехало в транспортную компанию, т.к. ООО Корал Тревел сообщило том, что паспорт в данный момент находится в транспортной компании; доставило туристов в офис туроператора ООО Корал Тревел. Однако позднее туроператор сообщил, что паспорт вообще не отправлялся из Москвы. Согласно письму ООО Корал Тревел от ДД.ММ.ГГГГ паспорт с открытой визой туристов ФИО2 и ФИО3 получен из Объединенного сервисно- визового центра <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в 10.00. Причину задержки выдачи туроператор не сообщил. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны ли оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Кроме того, согласно п. 4 письма Роспотребнадзора от 31.08.2007 года № 00/8935-07-32 за ненадлежащее оформление визы, являющейся составной частью туристского продукта, отвечает туроператор. Таким образом, ответственность перед туристом за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта несет ООО Корал Тревел. Надлежащим ответчиком по настоящему спору является туроператор ООО Корал Тревел. Представитель ООО Корал Тревел в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, в отношении него дело было рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, представил письменный отзыв, согласно которому между ООО Корал Тревел (Туроператор) и ООО Алые Паруса (Турагент) заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с условиями Договора от ДД.ММ.ГГГГ Турагент принял на себя обязательства по самостоятельной (от своего имени) реализации сформированных туроператором туристских продуктов (туров) туристам. Формирование туров по условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется на основе заявок Турагента. В свою очередь Турагент направляет заявки Туроператору на основе заказа туристов и информации Корал Тревел. Принимая условия Заявки Турагента, ООО Корал Тревел оформляет соответствующее подтверждение и производит бронирование и оплату услуг соответствующим контрагентам компании, отелю, принимающей компании, страховой компании. В соответствии с п. 2.9. договора от ДД.ММ.ГГГГ Турагент передает тур туристам на основании самостоятельного договора, заключенного в соответствии с требованиями законодательства. Все договоренности, связанные с реализацией тура (заявка, подтверждение заявки, отказ от заявки, изменение подтвержденной заявки) осуществляются только в письменной форме, к которой приравниваются факсимильные сообщения и сообщения, переданные по электронной почте. На условиях заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ на основе заказа туриста ООО Алые паруса в адрес ООО Корал Тревел была направлена заявка на бронирование тура №. В стоимость туристского продукта (тура), приобретенного Турагентом в целях реализации туристам на условиях, подтвержденной ООО Корал Тревел заявки №, входили следующие туристские услуги: авиаперелёт по маршруту «Ростов-на-Дону - Барселона - Ростов-на-Дону» эконом классом; проживание в отеле ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в номере категории стандарт, с питанием, групповой трансфер - наземная перевозка по маршруту «аэропорт - отель -аэропорт» в стране временного пребывания; а также были заказаны дополнительные услуги: обеспечение медицинского страхования туриста на период тура; страхование от невыезда со страховым возмещением 1500 евро; содействие в оформлении шенгенской визы в Испанию на период ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ, общая стоимость в рублях, подлежащая оплате в ООО Коралл Тревел 81 277 руб. 49 коп. Во исполнение своих обязанностей по Договору от ДД.ММ.ГГГГ ООО Корал Тревел оплатило услуги привлеченных исполнителей и подготовило необходимые для подачи в консульство документы. Согласно установленным требованиям в Консульство в обязательном порядке, помимо прочего, предоставляются документы, свидетельствующие о подтверждении размещения, бронировании авиабилетов и пр. Консульство оставляет за собой право потребовать иные документы. Никаких дополнительных документов Генеральным Консульством Испании запрошено не было. Таким образом, на момент подачи документов ДД.ММ.ГГГГ размер понесенных ООО Корал Тревел расходов составил 81 277 руб. 49 коп. ДД.ММ.ГГГГ аккредитованным при Визовом центре Генерального Консульства в <адрес> посредником - ООО «Интерком» ДД.ММ.ГГГГ были получены документы, а именно: общегражданский паспорт с визой истцу, а также ФИО2 с визой только на нее без указания ребенка. В связи с произошедшим паспорт ФИО2 был направлен также через ООО Интерком в Генеральное Консульство Испании в Москве на коррекцию, откуда был возвращен только ДД.ММ.ГГГГ в 23:01. Как следует из искового заявления, воспользоваться приобретенным комплексом туристских услуг истец не мог, поскольку на его супругу и ее сына не были готовы въездные в Испанию, которые должны были быть переданы им ООО Алые Паруса согласно условиям заключенного с ним Договора о реализации туристского продукта от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что несвоевременный выход документов с въездными визами не зависел от действий (бездействия) или волеизъявления ответчиков, а был связан с действиями Консульства Испании, за которые в силу закона и Договора ООО Корал Тревел ответственности не несет. Истец и путешествующие с ним лица были застрахованы принимающей компанией от риска несвоевременного получения виз ОСАО РЕСО-Гарантия, что подтверждается имеющимися у них полисами страхования. Более того, супруга истца и ее сын получили соответствующее страховое возмещение от страховой компании. Таким образом, требуя денежные средства в части стоимости тура на свою супругу и ее ребенка, истец стремится к неосновательному обогащению, действуя при этом в чужом интересе (ст. 452 ГК РФ был получен ООО Корал Тревел только ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время, однако при условии возмещения исполнителю фактически понесенных им расходов. На дату отказа, ДД.ММ.ГГГГ (3-ий день с начала тура) ООО Корал Тревел уже понесло расходы в размере 100% стоимости тура. В связи с этим, требование о взыскании убытков и неустойки не основано на законе. Что касается требований о компенсации морального вреда, согласно имеющимся материалам дела истцом не представлены какие-либо доказательства факта причинения им нравственных или физических страданий, а также доказательство посягательства на их здоровье либо достоинство личности со стороны ответчиков. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести понесенных им страданий. Истец не доказал тяжесть перенесенных им страданий на сумму 100 000 руб. Вины ответчика не имеется, им выполнены договорные обязательства. Суд, заслушав доводы истца, его представителя, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец заключил с ООО Алые паруса- турагентом, турфирмой договор б/н о реализации туристского продукта. Предмет договора - турпродукт по маршруту: Ростов-Барселона-Ростов, в содержание которого входит комплекс услуг по размещению, питанию, транспортировке, включая трансфер. Дата, время начала и окончания путешествия ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ. Договор заключен также и в интересах туристов ФИО2 и ФИО3, которые являются членами семьи Низова В.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость турпродукта согласно и.4.1. составила 86 065 руб. Денежные средства в полном объеме перечислены истцом на счет ООО Алые паруса, что подтверждается копиями квитанций. В соответствии с условиями договора (п. 3.1.3.) турфирма обязана оказать курьерские услуги по передаче документов представителем туроператора в Посольство для запроса въездной визы в страну назначения, а также (п.3.1.5.), билеты, паспорт с визой должны быть предоставлены туристу не позднее, чем за 2 часа до времени выезда (вылета) в месте отправления на маршрут. Прибыв на место отправления в Аэропорт <адрес> туристы обнаружили, что паспорта и визы ФИО2 и ФИО3 отсутствуют. Вследствие этого туристы не смогли воспользоваться оплаченным ими турпродуктом. ДД.ММ.ГГГГ истец направил ООО Алые Паруса претензию. ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в добровольном удовлетворении требований, в котором указывается, что непосредственным исполнителем услуг является туроператор. Согласно ст. 13 Закона РФ О защите прав потребителей за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. Согласно раздела 5 Договора от ДД.ММ.ГГГГ турфирма- ООО Алые паруса несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем оказывались эти услуги) в соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ об основах туристской деятельности. Как предусмотрено ст. 9 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об основах туристской деятельности в РФ туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта. Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий). Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. Как следует из содержания договора от ДД.ММ.ГГГГ, туроператором выступает ООО Корал Тревел. Письмом Роспотребнадзора от 31.08.2007 года № 0100/8935-07-32 разъяснено, что за надлежащее оформление визы, являющейся составной частью туристского продукта, отвечает туроператор. Турфирмой была своевременно предоставлена туристу необходимая и достоверная информация, обеспечивающая правильный выбор туристских продуктов, перечень которой установлен в разделе III Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 452 Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. В силу ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (ст.323 ГК РФ). Таким образом, законом в данном случае не предусмотрена солидарная ответственность туроператора и турагента на неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договорам перед туристом. Как установлено судом, подтверждено ООО Корал Тревел, надлежащим образом оформленные документы на выезд были оформлены только у истца. Паспорта с визами на ФИО2 и ФИО3 были получены только ДД.ММ.ГГГГ в 23.01, в связи с чем отъезд был сорван. При этом, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выходными днями, фирмы не работали, в связи с этим, отказ от поездки был оформлен истцом только ДД.ММ.ГГГГ. При изложенных обстоятельствах, суд полагает обоснованными доводы истца о том, что в результате нарушения условий договора от ДД.ММ.ГГГГ со стороны ООО Корал Тревел истцу были причинены убытки. При определении размера сумм, подлежащих взысканию в пользу истца, суд полагает необходимым отметить, что истец и путешествующие с ним лица были застрахованы принимающей компанией от риска несвоевременного получения виз ОСАО РЕСО-Гарантия, что подтверждается копиями полисов страхования. Однако, как следует из расходных кассовых ордеров страховое возмещение в сумме 23 964 руб. 69 коп. в пользу каждого было выплачено только ФИО2 и ФИО3, в выплате страхового возмещения истцу было отказано. В силу ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: 1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930); 2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932) (ст. 929 ГК РФ). Заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда им является застрахованное лицо, не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору, если только договором не предусмотрено иное либо обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор (ст. 939 ГК РФ). Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ стоимость турпродукта составила 86 065 руб., страховое возмещение составило 47 929 руб. 38 коп., сумма, непокрытая страховым возмещением составляет 86 065 руб.- 47 929 руб. 38 коп.=38 135 руб. 62 коп. Суд полагает несостоятельными доводы ООО Корал Тревел о том, что права истца не были нарушены, он мог улететь отдыхать самостоятельно, поскольку, как следует из условий договора, турпродукт был заказан истцом с учетом поездки всей семьей- истец, его супруга, ребенок. Именно в таком составе услуга имела для потребителя ценность. Таким образом, истцу были причинены убытки в сумме 38 135 руб. 62 коп. Как предусмотрено ст. 28 Закона РФ О защите прав потребителей, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). Поскольку суд пришел к выводу, что размер убытков, причиненных истцу, составляет 38 135 руб. 62 коп., то неустойка подлежит начислению именно на эту сумму, ее размер составляет 34 320 руб. Согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. В связи с этим, учитывая принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным снизить размер неустойки до 3 000 руб. Далее, истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей. Согласно ст. 151 ГПК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Статья 15 Федерального закона РФ «О защите прав потребителя» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Суд полагает, что совокупность приведенных выше доказательств позволяет прийти к выводу о нарушении в результате неосмотрительных действий ответчика прав истца, не позволив ему в полной мере и своевременно (как предусмотрено договором) решить вопрос с семейным отдыхом. Ни туроператор, ни турагент не признали за собой ответственности за нарушение условий договора, направляя отписки и перекладывая вину друг на друга. Нравственные страдания истца выглядят очевидными и не требующими дополнительного подтверждения. Принимая во внимание характер сложившихся отношений, требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ), характер нравственных страданий, обусловленных нарушением имущественных прав, суд взыскивает с ответчика ООО Корал Тревел 2 000 рублей в возмещение морального вреда. Требование о взыскании 100 000 рублей не мотивированно и не доказано в этом объеме применительно к конкретным фактическим данным. В остальной части этого требования суд отказывает. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Поскольку истец была освобождена от уплаты госпошлины на основании ст.333.36 НК РФ, госпошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований. Далее, с учетом правил ст. 100 ГПК РФ, учитывая сложность дела, количество судебных заседаний, принципы разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 2 000 руб. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 Закона О защите прав потребителей). На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Решил: Взыскать с ООО Корал Тревел в пользу Низова В.М. денежные средства в размере 38 135 руб. 62 коп., неустойку в размере 3 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., судебные расходы в виде оплаты услуг представителя в размере 2 000 руб. Взыскать с ООО Корал Тревел в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 634 руб. Взыскать с ООО Корал Тревел в доход местного бюджета штраф в размере 20 567 руб. 81 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме. Судья Полный текст изготовлен 21.12.2010 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .