РешениеКавказская прокуратура



        Дело № 2- 962/11

    Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2011 года Суд Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону

В составе:

Председательствующего Пономаренко Д.Ф.

При секретаре Косенковой К.О.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора к ОАО РЖД в лице структурного подразделения Северо-кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов о признании незаконным бездействия и устранении нарушений,

    У с т а н о в и л:

Кавказский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО РЖД в лице структурного подразделения Северо-кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов о признании незаконным бездействия и устранении нарушений, мотивируя тем, что Кавказской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры совместно с прокуратурой города Армавира в зоне оперативной ответственности проведена проверка состояния защищенности железнодорожных вокзалов Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД от проявлений терроризма (иных актов незаконного вмешательства).

В ходе проведения общенадзорной проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о противодействии терроризму на железнодорожных вокзалах Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинкий СКЖД не установлены и отсутствуют стационарные металлодетекторы, служащие для досмотра багажа и ручной клади, предотвращения несанкционированного проникновения посторонних лиц и антиобщественных элементов с предметами (веществами), запрещенными к свободному обороту на территории РФ. Кроме этого, с северной стороны железнодорожного вокзала Армавир-Туапсинский СКЖД частично отсутствует ограждение, что создает возможность беспрепятственного, бесконтрольного проезда автомобильного транспорта с территории населенного пункта на перрон вокзала и непосредственно к входной двери в здание вокзала.

В силу ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные станции и вокзалы входят в систему объектов повышенной опасности, ежедневно функционирующих в условиях массового пребывания людей, что требует принятия от ответственных должностных лиц системных и эффективных мер, направленных на пресечение террористических проявлений и обеспечение безопасности. При необходимости вокзальные комплексы могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур. В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч.1 ст.2, п.6 ч.2 ст.2, ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. При этом обеспечение транспортной безопасности объектов транспортного комплекса возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, для которых установленные требования по обеспечению безопасности являются обязательными для исполнения.

Из содержания ч.З ст.1, ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что принципом функционирования железнодорожного транспорта является безопасность и качество оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузоба-гажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Статья 80 Федерального закона от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» гласит, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров.

С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе к организации работы железнодорожных вокзалов предъявляются специализированные требования, направленные на противодействие террористическим актам, угрожающим безопасной деятельности, и способным причинить вред жизни (здоровью) неопределенному кругу лиц, крупный материальный ущерб.

В результате непринятия мер по антитеррористической защите железнодорожных вокзалов Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД через которые следуют поезда дальнего следования, электропоезда пригородного сообщения создается реальная угроза безопасности пассажиров, работников железнодорожного транспорта, не обеспечивается защищенность транспортных объектов, являющихся местом массового пребывания людей.

В 1997 году на вокзале Армавир-Туапсинский СКЖД был совершен террористический акт, повлекший человеческие жертвы. Однако, в настоящее время состояние антитеррористической защищенности указанного объекта продолжает оставаться на низком уровне, что требует незамедлительного исправления сложившегося положения дел.

Несмотря на актуальность и важность принятия мер по профилактике противодействия терроризму руководством Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов проигнорированы требования Кавказской транспортной прокуратуры, отраженные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ с-2011/5с.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе контрольной проверки, проведенной Кавказской транспортной прокуратурой, установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены и продолжают иметь место.

Неправомерным бездействием администрации ОАО «РЖД» в лице структурного подразделения Северо-Кавказская региональная дирекции железнодорожных вокзалов нарушаются права на жизнь, здоровье, безопасное пребывание неопределенного круга лиц, находящихся на железнодорожных вокзалах Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Кавказский транспортный прокурор просил признать незаконным бездействие ОАО РЖД в лице структурного подразделения Северо-кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, выразившееся в непринятии мер по антитеррористической укрепленности железнодорожных вокальных комплексов Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД,

Обязать ОАО РЖД в лице структурного подразделения Северо-кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства о противодействии терроризму на железнодорожных вокзалах Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД, а именно: установить стационарный металлодетектор при входе в здание железнодорожного вокзала Армавир-Ростовский СКЖД, установить стационарный металлодетектор при входе в здание железнодорожного вокзала Армавир-Туапсинский СКЖД, установить ограждение с северной стороны железнодорожного вокзала Армавир Туапсинский СКЖД.

Помощник Кавказского транспортного прокурора Мамедов В.Г. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ОАО РЖД, по доверенности Абрамов С.Б., в судебное заседание явился, исковые требования не признал и просил отказать, ссылаясь на то, что комплекс антитеррористических мер не является характерным только для объектов транспортной инфраструктуры, а относится к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которая является задачей органов внутренних дел, действующее законодательство не устанавливает специальных требовани1 к режиму доступа в здание вокзала, поэтому введение контроля допуска в вокзал является правом, а не обязанностью железнодорожного вокзала. Президентом ОАО РЖД утвержден план реализации мероприятий по обеспечению безопасности населения на железнодорожном транспорте. Заказчиком определена Дирекция железнодорожных вокзалов, а управляющим проектом Департамент безопасности ОАО РЖД. В соответствии с указанным распорядительным документом дирекцией железнодорожных вокзалов проведены конкурсные процедуры по выбору поставщика рамочных металлоискателей и взрывозащитных контейнеров на вокзальные комплексы и планируется готовность заключения договора на их обслуживание и ремонт. В рамках инвестиционной программы ОАО РЖД стационарные многозоновые металлонаружители на вокзалы Армавир-1 и Армавир-2 запланировано установить до 31.12.11 года. Территория на расстоянии 50- м. от входа в вокзал находится в собственности субъектов территориальных образований, поэтому ограждение вокзального комплекса на таком расстоянии будет незаконной.

Заслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч.1 ст.2, п.6 ч.2 ст.2, ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. При этом обеспечение транспортной безопасности объектов транспортного комплекса возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, для которых установленные требования по обеспечению безопасности являются обязательными для исполнения.

Из содержания ч.З ст.1, ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что принципом функционирования железнодорожного транспорта является безопасность и качество оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузоба-гажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В силу ст.21 Федерального закона от 10.01.2003 года №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» железнодорожные станции и вокзалы входят в систему объектов повышенной опасности, ежедневно функционирующих в условиях массового пребывания людей, что требует принятия от ответственных должностных лиц системных и эффективных мер, направленных на пресечение террористических проявлений и обеспечение безопасности.

При необходимости вокзальные комплексы могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур.

Статья 80 Федерального закона от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» гласит, что перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров.

С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе к организации работы железнодорожных вокзалов предъявляются специализированные требования, направленные на противодействие террористическим актам, угрожающим безопасной деятельности, и способным причинить вред жизни (здоровью) неопределенному кругу лиц, крупный материальный ущерб.

В ходе проведения общенадзорной проверки Кавказской транспортной прокуратурой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о противодействии терроризму на железнодорожных вокзалах Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинкий СКЖД не установлены и отсутствуют стационарные металлодетекторы, служащие для досмотра багажа и ручной клади, предотвращения несанкционированного проникновения посторонних лиц и антиобщественных элементов с предметами (веществами), запрещенными к свободному обороту на территории РФ.

Кроме этого, с северной стороны железнодорожного вокзала Армавир-Туапсинский СКЖД частично отсутствует ограждение, что создает возможность беспрепятственного, бесконтрольного проезда автомобильного транспорта с территории населенного пункта на перрон вокзала и непосредственно к входной двери в здание вокзала.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Северо-кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Краснодарского региона было направлено представление об устранении нарушений законодательства по противодействию терроризму.

Требования Кавказской транспортной прокуратуры, отраженные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ . в части установки металлодетекторов и ограждения территории выполнены не были.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе контрольной проверки, проведенной Кавказской транспортной прокуратурой, установлено, что вышеуказанные нарушения не устранены и продолжают иметь место.

В результате непринятия мер по антитеррористической защите железнодорожных вокзалов Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД создается реальная угроза безопасности пассажиров, работников железнодорожного транспорта, не обеспечивается защищенность транспортных объектов, являющихся местом массового пребывания людей.

Неправомерным бездействием администрации ОАО «РЖД» в лице структурного подразделения Северо-Кавказская региональная дирекции железнодорожных вокзалов нарушаются права на жизнь, здоровье, безопасное пребывание неопределенного круга лиц, находящихся на железнодорожных вокзалах Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД.

Из протокола оперативного совещания при заместителя начальника Северо-кавказской РДЖВ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно Комплексной программе обеспечения населения на транспорте, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, до ДД.ММ.ГГГГ планируется оснастить все вокзалы Северо-кавказской РДЖВ средствами досмотра багажа и ручной клади, предотвращения несанкционированного проникновения посторонних лиц и антиобщественных элементов на территории вокзалов.

Из отзыва ответчика следует, что президентом ОАО РЖД утвержден план реализации мероприятий по обеспечению безопасности населения на железнодорожном транспорте, предусматривающих в том числе установку рамочных металлоискателей и взрывозащитных контейнеров на вокзальные комплексы и планируется готовность заключения договора на их обслуживание и ремонт.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что действующее законодательство не устанавливает специальных требований к режиму доступа в здание вокзала, поэтому введение контроля допуска в вокзал является правом, а не обязанностью железнодорожного вокзала, являются необоснованными и не могут быть приняты судом.

В соответствии со ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;

3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

Доводы представителя ответчика о том, что земельный участок с северной стороны железнодорожного вокзала Армавир-Тупасинский СКЖД на расстоянии 50 м. от входа в вокзал находится в собственности субъектов территориальных образований, поэтому ограждение вокзального комплекса на таком расстоянии будет незаконной, не доказаны, поскольку не представлены сведения о принадлежности земельного участка субъектам территориальных образований..

Из представленных прокурором фотографий вокзалов следует, что ограждение территории вокзала должно осуществляться на территории непосредственно необходимой для обслуживания вокзалов.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие ОАО РЖД в лице структурного подразделения Северо-кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, выразившееся в непринятии мер по антитеррористической укрепленности железнодорожных вокальных комплексов Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД,

Обязать ОАО РЖД в лице структурного подразделения Северо-кавказская региональная дирекция железнодорожных вокзалов устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства о противодействии терроризму на железнодорожных вокзалах Армавир-Ростовский СКЖД и Армавир-Туапсинский СКЖД, а именно: установить стационарный металлодетектор при входе в здание железнодорожного вокзала Армавир-Ростовский СКЖД, установить стационарный металлодетектор при входе в здание железнодорожного вокзала Армавир-Туапсинский СКЖД, установить ограждение с северной стороны железнодорожного вокзала Армавир Туапсинский СКЖД.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд Ростова нД в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.05.11 года.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200