М к Б,Р,М об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на долю в праве собственности на домовладение



Дело №2-1031/11

                                                                                                     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года Суд Железнодорожного района г Ростова на дону в составе

судьи Губачевой В.А.,

при секретаре Абрамовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мищенко А.И. к Борщ Т.Д., Рогуленко В.А., Мукиенко Д.Х., третьи лица Петровский В.А., Управление Росреестра по Ростовской области, Масимов А.И.О. об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на долю в праве собственности на домовладение,

установил:

Истец обратился в суд с иском с учетом уточнения исковых требований к ответчикам об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на 1/6 доли в праве собственности на домовладение, расположенного по адресу: <адрес>

Иск мотивирован тем, что 05 марта 2004 года между ФИО1 (продавец) в лице представителя Петровского В.А. и Мищенко А.И. (покупатель) был заключен предварительный договор купли-продажи.

В соответствии с п. 1.1 договора стороны обязались в будущем в срок до 20.04.2004 года заключить договор купли-продажи объекта недвижимости, а именно: 1/6 доли в праве обшей долевой собственности на жилой дом литер «А», общей площадью 32.20 кв.м., в том числе жилой площадью 20.30 кв.м., жилой дом литер «Б», общей площадью 43.80 кв.м., в том числе жилой площадью 43.80 кв.м., сарай лит: «Д», «И», «К», «М», «О», «П», находящихся по адресу: <адрес>

Согласно п. 2.1 предварительного договора по соглашению сторон продавец продает, а покупатель обязуется купить указанный объект за 50 000 рублей, которые выплачиваются покупателем до подписания настоящего договора в доказательство заключения договора и в обеспечение его выполнения.

10 апреля 2004 года между ФИО1 (продавец) в лице представителя Петровского В.А. и Мищенко А.И. (покупатель) был заключен основной договор купли-продажи.

В соответствии с п.1 договора продавец продала, а покупатель купила 1\6 долю в праве обшей долевой собственности на жилой дом литер «А», общей площадью 32.20 кв.м., в том числе жилой площадью 20.30 кв.м., жилой дом литер «Б», общей площадью 43.80 кв.м., в том числе жилой площадью 43.80 кв.м., сарай лит: «Д», «И», «К», «М», «О», «П», находящихся по адресу: <адрес>

В соответствии с п.п.2 п.1 договора купли-продажи - по соглашению между
продавцом и покупателем, с учетом мнения сособственников ФИО2, ФИО3,
ФИО3 выраженном в соответствующих заявлениях, удостоверенных
нотариусом г. Ростова-на-Дону Константиновой Т.А., отчуждаемая доля состоит из: в
жилом доме лит. «Б» комнат №3 площадью 9,9 кв.м., №4 площадью 14,5 кв.м., коридор-
ванна 1,46x3,72, ступенек 0,70x1,20, сараев лит. «К», «О». Земельный участок согласно
сложившегося порядка пользования.

Заключенный 10.04.2004 года договор купли-продажи согласно ст. 558 ГК РФ подлежал обязательной государственной регистрации в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Однако выполнить указанное предписание закона и соответствующий пункт договора было невозможно, поскольку как стало известно ей позже продавец ФИО1 - 05 апреля 2004 года умерла.

Не смотря на указанное обстоятельство, она полагает, что заключенный 10.04.2004 года договор купли-продажи доли домовладения является действительной сделкой, поскольку продавец ФИО1 выразила свою волю, заключавшуюся в желании продать принадлежащую последней долю в домовладении.

Это подтверждается доверенностью выданной на имя Петровского В. А предварительным договором купли-продажи от 05.03.2004 года, согласно которому оплатила полную стоимость продаваемого объекта. Согласием на продажу доли домовладения, данными другими сособственниками домовладения. Соглашением между сособственниками об определении продаваемой доли в натуре и определением порядка пользования земельным участком.

С учетом уточнения исковых требований истец просит произвести государственную регистрацию перехода права собственности на 1/6 доли в праве общей долевой собственности на домовладение по <адрес> от ФИО1. к Мищенко А.И., исключив ФИО1 из числа собственников указанного домовладения.

Истица в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, Агишев Н.Н. в судебное заседание явился, иск поддержал.

Ответчик Рогуленко В.А. в судебное заседание явился, иск не признал.

Ответчики Борщ Т.Д. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело без ее участия, в письменном заявлении указала, что исковые требования не признает.

Ответчик Мукиенко Д.Х. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

Третье лицо Петровский В.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело без его участия.

Третье лицо Масимов А.И.О. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания по последнему известному месту жительства по адресу: <адрес>. С указанного адреса возвратился конверт с отметкой почтовой службы об отсутствии адресата.

Представитель УФРС ГРК и К по РО в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного заседания, представили отзыв на иск в письменном виде, просили рассмотреть дело без их участия.

Суд рассматривает дело в отношении неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что по данным МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону, выписки из ЕГРПНИ по состоянию на 13.04.2011 года домовладение, расположенное по адресу: <адрес> зарегистрировано на праве общей долевой собственности за ФИО1 - 1/6 доли, Мищенко А.И. - 1/6 доли, Масимовым А.И.О. - 1/6 доли.

23.01.2004 года ФИО1 выдала на имя Петровского В.А. нотариально удостоверенную доверенность, согласно которой уполномочила последнего продать за цену и на условиях по своему усмотрению, принадлежащие ей 1/6 доли в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>

05.03.2004 года истец заключила с ФИО1 в лице ее представителя, действующего на основании доверенности Петровского В.А. предварительный договор купли-продажи 1/6 доли в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно п. п. 2.1, 3.2.1 стороны договорились, что основной договор купли-продажи квартиры, стоимость которой определена сторонами в размере 50 000 рублей, будет заключен в срок до 20.04.2004 года включительно. По соглашению сторон денежные средства в размере 50 000 руб. выплачиваются покупателем до подписания предварительного договора в доказательство заключения договора и в обеспечение его выполнения. Указанная цена, установленная соглашением сторон, является окончательной и изменению не подлежит. Денежные средства в размере 50 000 руб. получены на руки Петровским В.А.

03.04.2004 года ФИО1 умерла.

10.04.2004 года между истцом и ФИО1 в лице ее представителя, действующего на основании доверенности Петровским В.А. заключен основной договор купли-продажи 1/6 доли в праве собственности на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. Договор составлен в письменном виде, удостоверен нотариусом.

Таким образом, основной договор купли-продажи доли в праве собственности на домовладение, принадлежащие ФИО1, заключен после ее смерти.

По данным наследственного дела после смерти ФИО1 наследниками ее имущества являются: сын Рогуленко В.А., дочь Борщ Т.Д., муж Мукиенко Д.Х.

По требованиям п.6 ч.1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ч. 1 ст. 167 ГПК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Из материалов дела видно, что доверенность, выданная ФИО1 на имя Петровского В.А. 23.01.2004 года, прекратила свое действие в связи со смертью ФИО1, умершей 03.04.2004 года.

Основной договор купли-продажи доли домовладения, заключенный 10.04.2004 года после смерти ФИО1 на основании доверенности Петровским В.А. является недействительной сделкой и не влечет никаких юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, основной договор купли-продажи доли в праве собственности на домовладение между ФИО1 и Мищенко А.И. заключен не был, оснований для обязания произвести государственную регистрацию перехода права собственности на домовладение не имеется.

В обоснование своих требований истец ссылается на предварительный договор купли-продажи от 05.03.2004 года.

Согласно пункту 1 статьи 429 ГК Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора, а также срок, в который стороны обязуются заключить основной договор (пункты 2 - 4 статьи 429 ГК Российской Федерации).

Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

В соответствии с ч.1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

В срок до 20.04.2004 г. основной договор купли-продажи между сторонами заключен не был, ФИО1 умерла 03.04.2004 года, в связи с чем предварительный договор прекратил свое действие с 03.04.2004 г.

Обстоятельства уклонение ФИО1 от заключения основного договора купли-продажи судом не установлены.

При таком положении суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Мищенко А.И. к Борщ Т.Д., Рогуленко В.А., Мукиенко Д.Х., третьи лица Петровский В.А., Управление Росреестра по Ростовской области, Масимов А.И.О. об обязании произвести государственную регистрацию перехода права собственности на долю в праве собственности на домовладение - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ростовский областной суд через районный суд со дня составления судом мотивированного решения.

Решение принято в окончательной форме 23.07.2011 года.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200