о признании необоснованным отказ в назначении пенсии



                                                РЕШЕНИЕ                                 Дело № 2 -1782 \11

                                  ИМЕНЕМ      РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

3 октября 2011 года Суд Железнодорожного района г.. Ростова- на- Дону в составе :

Председательствующего судьи                      Алексеенко В. Н.

Секретаря                                                           Скобликове В.В.

         Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колосей Н.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова -на- Дону на незаконный отказ в назначении пенсии

                                           УСТАНОВИЛ:

           Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в выслугу лет стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с момента ее обращения.

           Свои требования истица мотивировала тем, что решением УПФР В Железнодорожном районе г. Ростова-на -Дону от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с педагогической деятельностью.

             В специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не включены периоды работы :

        - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - отпуск без сохранения заработной платы по

уходу за ребенком ( в период работы <данные изъяты> )

       -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- период работы <данные изъяты>

           Свой отказ УПФР мотивировало тем, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года стаж работы в учреждениях предусмотренных Списком, утвержденным постановлением

Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 продолжительность работы должны быть не

менее 16 лет 8 месяцев.

            Считая решение УПФР необоснованным, истица обратилась в суд.

            Истица в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

            Представитель ответчика по доверенности Сахарчук Т.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменный отзыв.

            Суд, выслушав явившиеся стороны, допросив в качестве свидетеля директора     <данные изъяты> ФИО1, подтвердившую стаж работы истца тренером-преподавателем, исследовав материалы дела, установил следующее.

             Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Колосей Н.И. обратилась в УПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с <данные изъяты>.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по пп.19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ (далее -Закон) по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа педагогической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

           Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, в настоящее время пенсионное обеспечение педагогических работников осуществляется на основании вышеуказанной статьи Закона, а также Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

Кроме того, согласно нормам постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

Поэтому, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам также возможно рассмотреть вопрос о включении в стаж периодов работы до ДД.ММ.ГГГГ по нормам постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, периодов с ДД.ММ.ГГГГ с применением норм постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, основано на учете профиля выполняемой ими работы, поэтому не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О).

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя, тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

             С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности преподавателя, тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя, тренера-преподавателя и др. в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Таким образом, в настоящее время работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

     - у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Как видно из содержания документов, истица была принята по совместительству в учреждение дополнительного образования детей в СДЮСШОР-3 на должность тренера-преподавателя настольного тенниса.

До этого времени факта работы в учреждениях дополнительного образования детей у нее не имеется (соответственно и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Другое требуемое условие также не соблюдено, поскольку стажа педагогической деятельности у истицы на ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 16 лет 8 месяцев не имеется.

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что отказом в назначении досрочной пенсии права заявительницы были нарушены.

            Кроме того, согласно ст. 13 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего закона до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Истица зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, весь трудовой стаж, в том числе и специальный, после указанной даты должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

По сведениям персонифицированного учета стаж истицы, который она просит включить в специальный стаж, значится как работа в обычных условиях труда.

Допрошенная в качестве свидетеля директор <данные изъяты> ФИО1 показала, что ранее стаж истицы засчитывался в льготный стаж, однако в настоящее время Колосей Н.И. согласно ответа ГУ УПФР Первомайского района г.Ростова -на-Дону не имеет права на специальный стаж.

Таким образом, ответчик обоснованно не принял к зачету в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью периоды работы, указанные в исковом заявлении:

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-отпуск без сохранения заработной платы,

- С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком..., утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 составляет 15 лет 8 месяцев (менее требуемых 16 лет 8 месяцев), а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется факта работы в должностях педагогического состава в учреждениях дополнительного образования детей.

При таких обстоятельствах у истицы отсутствует право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона, в связи с чем решение комиссии об отказе в назначении пенсии является обоснованным.

В связи с изложенным и нормами пенсионного законодательства, исковые требования истицы об обязании включить в специальный стаж указанных в исковом заявлении периодов работы, удовлетворению не подлежат.

             Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                              РЕШИЛ:

              В удовлетворении исковых требований Колосей Н.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова на Дону      о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить в выслугу лет стаж работы       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период отпуска без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

            Решение может быть обжаловано в Ростоблсуд через Железнодорожный райсуд г Ростова -на-Дону в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.      

Судья

    Решение в окончательной форме изготовлено 7.10.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200