о признании решения органа государственной власти незаконным



                                                           РЕШЕНИЕ                                    Дело № 2- 1514 \11

                                     ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ      ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2011года Железнодорожный районный суд г. Ростова- на -Дону в составе :

Председательствующего судьи                              Алексеенко В. Н.

При секретаре                                                            Грицай          А. С.

       Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Сигида Р.В. к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Администрация Ростовской области о признании решения органа государственной власти незаконным

                                                                                   УСТАНОВИЛ:

             Заявитель обратился в суд с заявлением, прося признать незаконным решение об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, принятое Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении него, Сигида Р.В..

Обязать Администрацию Ростовской области принять постановление о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, либо постановление об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Свое заявление заявитель мотивировал тем, что заинтересованным лицом по данному делу Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (далее Минимущество Ростовской области) было отказано в рассмотрении его ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ему, Сигида Р.В., на праве собственности, из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, что подтверждается письмом Минимущества Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование отказа в рассмотрении ходатайства в письме Минимущества Ростовской области указывается, что в нарушение Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2008г. №162 заявителем не представлены:

ходатайства главы Аксайского района в адрес Минимущества области и Главы Администрации (Губернатора) области о планируемом переводе указанного земельного участка;

справка уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района о том, что на земельном участке, предполагаемом к переводу, отсутствуют здания, строения, сооружения, не ведется строительство и иная деятельность, приводящая к использованию земельного участка не по целевому назначению;

заключение министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства области;

пояснительная записка с технико-экономическими показателями.

               В соответствии с п.3.1. вышеназванного Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в редакции постановлений Администрации области от 27.05.10 №343, от 14.06.2011 №3739 (принятых с учетом решения Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ г. Дело , а также Определения Верховного суда РФ от 26 января 2011 г. N 41-Г 10-66) ходатайство о переводе земель или земельного участка направляется заинтересованным лицом в министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области. К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются документы, предусмотренные частью 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», с учетом выполнения условий перевода, предусмотренных статьями 9, 10, 13 названного Федерального закона для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, запаса.

             Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ предусматривается, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

  1. выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
  2. копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  3. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  4. заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  5. согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

В ходатайстве о переводе земельного с кадастровым номером , из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, от ДД.ММ.ГГГГ, направленного заявителем в адрес Минимущества Ростовской области прилагались:

  1. Кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ - 1экз. на 2-х листах (оригинал)
  2. Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ - 1экз. на 1-ом листе (оригинал)
  3. Паспорт гражданина РФ - 1экз. на 6-ти листах (копия)
  4. Согласие от ДД.ММ.ГГГГ - 1экз. на 1-ом листе (оригинал)

Таким образом, отказ Минимущества Ростовской области в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка, по мнению заявителя, является незаконным, нарушающим требования части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, а также требования п.3.1. Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2008г. №162 (в редакции постановлений Администрации области от 27.05.10 №343, от 14.06.2011 №3739).

Заявитель считает, что отказ Минимущества Ростовской области в рассмотрении ходатайства нарушает его права как собственника земельного участка, установленные ст.ст.35,36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ, ограничивая право пользования данным имуществом, также нарушаются его права как заинтересованного лица, установленные ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ и п.3.1. Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Заявитель в судебное заседание явился, поданное заявление поддержал.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области по доверенности Кузьмин П.А. в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявления отказать, представил письменный отзыв, согласно которого указал на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Сигида Р.В. обратился в минимущество Ростовской области с ходатайством о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую с приложением к нему документов, достаточных на взгляд заявителя для рассмотрения ходатайства.

При проведении правовой экспертизы указанного ходатайства, минимуществом Росгговской области были выявлены ряд замечаний и не соответствий состава, формы и содержания, приложенных к ходатайству документов требованиям федерального и областного законодательства, что в соответствии с ч. 2 ст. З Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» является основанием для отказа в рассмотрении ходатайства, о чём заявитель был проинформирован письмом минимущества Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ , с предложением устранить существующие замечания.

В соответствии с п. З ч. З ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ в ходатайстве о переводеземельных участков указывается обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую. Такого обоснования в ходатайстве, по мнению минимущества Ростовской области не содержится (стр. 8 Решения Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу оставленного в силе Определением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -Г10-66).

Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ непосредственно урегулировано содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов в отношении перевода в другую категорию земельных участков. Обоснование перевода является частью содержания ходатайства. Обоснование необходимости перевода земельного участка в другую категорию, независимо от экономической значимости земель сельскохозяйственного назначения, как элемент содержания ходатайства, является обязанностью заявителя, ненадлежащее обоснование перевода заявителем влечет вполне определенные правовые последствия - отказ в переводе земельного участка в другую категорию (ч. 4 ст. З Федерального закона от 21.12.2004 № 172- ФЗ), либо отказ в рассмотрении ходатайства (п. 2 ч. 2. ст. З Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).

Исходя из этого в решении Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу сказано, что п. 2.4. порядка рассмотрения ходатайств, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2008 № 162 (далее - порядок) в качестве обоснования перевода правомерно указано на представление заявителем пояснительной записки с технико-экономическими показателями, что прямо вытекает из ч. З ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-Ф3.

Такой пояснительной записки с технико-экономическими показателями заявителем не представлено ни отдельно, ни в составе ходатайства.

Поскольку обоснование перевода является элементом ходатайства, его отсутствие означает несоответствие содержания ходатайства требованиям законодательства, что в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. З Федерального закона от 21.12.2004 № 172-Ф3 является основанием для отказа в рассмотрении ходатайства.

Кроме того, п. 3.5. порядка (признанный Решением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу действующим) предусмотрено оставление ходатайства без рассмотрения в случае несоответствия состава, формы и содержания приложенных к ходатайству документов требованиям, в том числе и областному законодательству.

Так согласно постановлению Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ , обоснование перевода должно подтверждаться документами, указанными в п. 2.4. порядка. В нарушение указанных норм в обосновании перевода заявителем не представлены:

- обращение главы администрации муниципального района, на территории которого намечается перевод земельного участка из одной категории в другую, на имя Главы Администрации (Губернатора) области о планируемом переводе земельного участка;

- письменное поручение Главы Администрации (Губернатора) области о подготовке соответствующего правового акта по переводу земель из состава земель одной категории в другую;

- заключение министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства области (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Получение указанных документов (в подтверждение обоснования) должно предшествовать направлению в минимущество Ростовской области ходатайства заинтересованного лица (заявителя), то есть должен быть соблюдён порядок рассмотрения ходатайств, который установлен разделом III порядка.

Кроме того, для получения письменного поручения Главы Администрации (Губернатора) области, указанного в пунктах 2.2 или 2.4 раздела II настоящего Порядка, глава администрации муниципального района, на территории которого намечается перевод из одной категории в другую земель или земельного участка сельскохозяйственного назначения, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта направляет в Минимущество области обращение на имя Главы Администрации (Губернатора) области о планируемом переводе земель или земельного участка под строительство конкретного объекта.

Указанный порядок заявителем не соблюдён. В связи с изложенным, Минимущество Ростовской области считает необоснованными доводы заявителя о нарушении его прав как собственника земельного участка, установленные ст.ст. 35, 36 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 2 1.12.2004 № 172-ФЗ, п. 3.1. порядка рассмотрения ходатайств, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Несоблюдение заявителем норм действующего законодательства, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, привело к невозможности рассмотрения ходатайства, и как следствие невозможности принятия исполнительным органом государственной власти акта о переводе земель, либо акта об отказе в переводе.

Представители Администрации Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

              В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

           Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав подлинники, документов, представленных заявителем в Минимущество Ростовской области, материалы настоящего дела, установил следующее.

Судом установлено, что заявитель, собственник земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600006:1732 - категория земель: «земли сельскохозяйственного назначения» обратился с ходатайством о переводе земельного участка из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса.

             Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ предусматривается, что для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

             1)выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;

              2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;

               3)выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

              4)заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

                5)согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;

       В ходатайстве о переводе земельного с кадастровым номером , из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, от ДД.ММ.ГГГГ, направленного заявителем в адрес Минимущества Ростовской области заявителем прилагались:

            Кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ; Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ ; Паспорт гражданина РФ ; Согласие от ДД.ММ.ГГГГ; Ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую от ДД.ММ.ГГГГ ;Письмо Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ;Протокол Аксайской районной МВК от ДД.ММ.ГГГГ ; Заключение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ; Письмо Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ; Письмо Министра промышленности и энергетики Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. ; Заключение Министерства Культуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ;. Заключение департамента по недропользованию по Южному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ ; Письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ; Ситуационный план ; Генеральный план земельного участка ; Выкопировка из генерального плана развития Щепкинского сельского поселения М 1: 25000

Согласно решения Ростовского областного суда от 12.11.2010г. по заявлению заместителя прокурора Ростовской области к Администрации Ростовской области : признаны недействующими отдельные положения «Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 марта 2008 года N 162 "Об уполномоченном органе и утверждении порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", оставленным без изменения Определением Верховного суда РФ от 26.01.2011г. № 41-Г10-66, которым установлено, что Постановлением Администрации Ростовской области от 31 марта 2008 года N 162 "Об уполномоченном органе и утверждении порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" утвержден «Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В настоящее время постановление действует в редакции постановления Администрации Ростовской области от 14.06.2011г. № 373

Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, как следует из его пункта 1.1, устанавливает содержание ходатайства заинтересованного лица о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, а также регламентирует вопросы рассмотрения направленных ходатайств и порядка принятия решений о переводе из одной категории в другую земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, за исключением установленных федеральным законодательством случаев перевода земель или земельных участков в составе таких земель по решению Правительства Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной и частной собственности.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что заинтересованное лицо направляет в министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области (минимущество области) ходатайство о переводе земель или земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в зависимости от целей дальнейшего использования этих земель или земельного участка с приложением документов, предусмотренных соответственно пунктом 2.2 либо пунктом 2.4 раздела П настоящего Порядка, а для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, запаса - с приложением документов, указанных в части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", и с учетом выполнения условий перевода, предусмотренных для данных категорий земель статьями 9, 10, 13 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 3.5 Порядка в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае обращения с ходатайством ненадлежащего лица и в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям федерального и областного законодательства. В течение тридцати дней со дня поступления ходатайство, не подлежащее рассмотрению, подлежит возврату заинтересованному лицу с указанием причин, послуживших основанием для отказа в его принятии для рассмотрения.

В соответствии с пунктом З.6 Порядка в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую с приложением документов, предусмотренных настоящим Порядком, минимущество области разрабатывает и вносит на согласование проект постановления администрации Ростовской области о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству о переводе земельного участка из одной категории в другую установлен частью 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, однако пунктом 3.1 оспариваемого Порядка на заинтересованных лиц возложена обязанность по представлению дополнительных, помимо указанных в федеральном законе, документов вместе с ходатайством о переводе земельных участков из одной категории в другую, в то время как вопросы определения состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельных участков из одной категории в другую, не отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 3.5 Порядка устанавливает в качестве основания к отказу в рассмотрении ходатайства несоответствие состава, формы или содержания прилагаемых к ходатайству документов требованиям не только федерального, но и областного законодательства, что противоречит части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе по результатам рассмотрения ходатайства принимается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.

В нарушение приведенных требований Федерального закона пунктом 3.6 оспариваемого Порядка предусмотрено, что в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства минимущество области лишь разрабатывает и вносит на согласование проект постановления Администрации Ростовской области о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Решением Ростовского областного суда от 12 ноября 2010 года заявление заместителя прокурора Ростовской области удовлетворено частично: признаны недействующими пункт 3.1 Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31 марта 2008 года N 162, в части обязательности приложения к ходатайству заинтересованного лица о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию документов, предусмотренных пунктом 2.4 Порядка, и пункт 3.6 названного Порядка. В удовлетворении требования о признании недействующим пункта 3.5 Порядка отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 26.01.2011 г. также указала на следующее.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 названного Федерального закона предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из изложенного, органы государственной власти Ростовской области вправе были определить содержание ходатайства заинтересованного лица о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением находящихся в собственности Российской Федерации, а также регламентировать вопросы рассмотрения ходатайств и порядка принятия решений о переводе из одной категории в другую земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ростовской области, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, за исключением установленных федеральным законодательством случаев перевода земель или земельных участков в составе таких земель по решению Правительства Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной и частной собственности (п. п. 1.1 Порядка).

Разрешая заявление прокурора по пункту 3.1 Порядка, суд пришел к правильному выводу о том, что названный пункт в части, обязывающей заинтересованное лицо прилагать к ходатайству о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию документы, предусмотренные пунктом 2.4 Порядка, противоречит требованиям федерального законодательства.

             Суд исходил из того, что в силу пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов, в то время как содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов специально определены частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, которые не содержат указаний о праве субъектов Российской Федерации изменять либо дополнять содержащиеся в них положения.

Между тем, перечень документов, содержащийся в пункте 2.4 Порядка, обязанность по представлению которых возложена Порядком в том числе и на заинтересованных лиц, ходатайствующих о переводе земельных участков (не земель) из одной категории в другую, по своему содержанию гораздо шире, нежели содержащийся в части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ.

Судом обоснованно отвергнуты доводы представителей Администрации Ростовской области о том, что перечисленные в пункте 2.4 Порядка документы подтверждают обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую, которое в силу пункта 3 части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ должно содержать ходатайство о переводе.

Действительно, пунктом 3 части 3 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ предусмотрено, что в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указывается обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую. Между тем, соответствующее требование отнесено к содержанию самого ходатайства, а не к перечню прилагаемых к нему документов. Необходимость приложения к ходатайству о переводе земельных участков каких-либо документов в подтверждение обоснования перевода федеральным законодательством не предусмотрена.

При таких обстоятельствах возложение на заинтересованное лицо обязанности представлять вместе с ходатайством о переводе земельных участков иные документы, помимо указанных в федеральном законодательстве, в данном случае под видом обоснования перевода, противоречит Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ.

Верховный суд указал, что правильными являются и выводы суда о противоречии федеральному законодательству пункта 3.6 оспариваемого Порядка, определяющего, что в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую минимущество области разрабатывает и вносит на согласование проект постановления Администрации Ростовской области о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо об отказе в таком переводе.

Как следует из пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть принят акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в таком переводе, то есть принято решение по существу поданного ходатайства.

Между тем, пункт 3.6 Порядка предполагает в течение двухмесячного срока лишь подготовку проекта соответствующего постановления Администрации Ростовской области и внесение его на согласование, а не разрешение ходатайства по существу.

Судебная коллегия находит ошибочными доводы кассационной жалобы Администрации Ростовской области о том, что пункт 3.6 Порядка содержит лишь указание на то, какой именно орган исполнительной власти разрабатывает и вносит на согласование проект постановления по существу поступившего ходатайства о переводе земель или земельных участков.

Из содержания пункта 3.6 Порядка следует, что им определяется не только государственный орган, осуществляющий подготовку проекта постановления Администрации Ростовской области, но и срок, в течение которого такой проект должен быть подготовлен. Именно указание о сроке подготовки проекта противоречит федеральному законодательству, устанавливающему иной срок рассмотрения ходатайства о переводе земель (земельных участков).

Согласно п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В данном случае, принятое Ростовским областным судом решение о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения пункта 3.1 «Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую «, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области № 162 от 31.03.2008г. в редакции 27.05.2010г. № 343 ) в части обязательного приложения к ходатайству заинтересованного лица о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую документов, предусмотренных пунктом 2.4 Порядка, признание недействующим со дня вступления решения в законную силу пункта 3.6 в «Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую «, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области № 162 от 31.03.2008г. в редакции 27.05.2010г. № 343 ), вступившее в законную силу 26.01.2011г. имеет для заинтересованных лиц преюдициальное значение, согласно которому заявитель должен представить для рассмотрения своего ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель только документы, предусмотренные ч.4 ст.2 ФЗ № 172 от 21.12.2004г.

Таким образом, отказ Минимущества Ростовской в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка является незаконным, нарушающим требования части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ, а также требования п.3.1. Порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2008г. №162 (в редакции постановлений Администрации области от 27.05.10 №343, от 14.06.2011 №3739).

Согласно ст. 258 ГПК РФ

1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

В связи с этим суд считает, что поданное заявителем заявление об обязании Администрации Ростовской области принять постановление о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, либо постановление об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда будет отвечать требованиям закона.

             Руководствуясь ст. 254- 258 ГПК РФ, суд

                                                                              РЕШИЛ:

            Признать незаконным решение об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, принятое Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сигида Р.В..

Обязать Администрацию Ростовской области принять постановление о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса, либо постановление об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» для строительства и эксплуатации промышленного торгово-логистического комплекса в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

           Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 16.08.2011г.

                                                         <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>