Решение Самохина



         Дело № 2- 857/11

    Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 года Суд Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону

В составе:

Председательствующего Пономаренко Д.Ф.

При секретаре Косенковой К.О.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Самохиной Л.И. к Администрации Железнодорожного района Ростова нД и Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области об обязании включить в список на получение государственного жилищного сертификата и предоставить сертификат,

    У с т а н о в и л:

Самохина Л.И обратилась в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Министерству территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области о предоставлении жилищной субсидии(сертификата) на приобретение (строительство) жилого помещения, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года по «ДД.ММ.ГГГГ года она работала на территории <адрес>, который отнесён к местностям, приравненным к районам <адрес> Таким образом, ее общий стаж работы в указанном районе составляет 14 календарных лет.

В 1994 году она уехала из <адрес> на постоянное место жительства и <адрес>.

При выезде из <адрес>, истица, ее супруг -ФИО1, сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не получала жилищных субсидий в соответствии с Федеральным Законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов <адрес> и приравненных к ним местностей» от 25.07.1998г. №131-ФЗ. что подтверждается соответствующими ответами <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ году по месту жительства в Железнодорожном районе г. Ростове-па-Дону истица обратилась в администрацию с заявлением о постановке на квартучёт. На основании Постановления Главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, она была принята на квартучёт в список первоочередного предоставления жилплощади как реабилитированная с составом семьи четыре человека: она, мать, ФИО7, сын ФИО2, дочь - ФИО3

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 13 1-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10, лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные па предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право па получение таких субсидий (ст. 2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий па строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий.

Не смотря на указанные выше обстоятельства истице было отказано в постановке на учет на получение государственного жилищного сертификата (субсидии), ответом администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ .

Отказывай в постановке на учет па получение жилищного сертификата (субсидии), администрация Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону признала, что истица имела право па получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Однако, поскольку в Администрацию Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону с заявлением о постановке ее на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищной субсидии она, впервые обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 13 1-ФЗ, которым введено новое правовое регулирование спорных правоотношений, в том числе в отношении стажа работы, необходимого для назначения такой субсидии, администрация пришла к выводу о том, что право па получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством за истицей не сохраняется.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-11 "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 п статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и X." часть первая ст. 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных "к ним местностях, дающего право па получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется па граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах п местностях не менее 10 лет.

Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу отмену для этих лиц права па получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1,2, 18, 54. 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Истица право па получение жилищной субсидии приобрела в 1992 году, поскольку в тот период времени стаж ее работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет. До настоящего времени этим правом не воспользовалась

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка истицы в очередь на улучшение жилищных условий и получение жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате ею такого права.,

Самохина Л.И. просила признать необоснованным отказ администрации Железнодорожного района г. Ростова -на- Дону в предоставлении жилищной субсидии (сертификата) и обязать ответчиков предоставить жилищную субсидию (сертификат) на приобретение (строительство) жилого помещения на семью из трёх человек: Самохина Л.И., ФИО2, ФИО8, как лицу, выехавшему из района <адрес> не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Затем истица уточнила исковые требования и просила признать отказ администрации Железнодорожного района Ростова нД включить семью из трех человек: Самохина Л.И., ФИО2, ФИО3, как лицу, выехавшему из района <адрес> не ранее ДД.ММ.ГГГГ года, обязать администрацию Железнодорожного района Ростова нД включить семью в список на получение государственного жилищного сертификата и обязать Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства РО предоставить жилищную субсидию (сертификат) на приобретение (строительство) жилого помещения на семью из трех человек. ( л.д. 56).

Самохина Л.И в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и просила удовлетворить

Представитель администрации Железнодорожного района Ростова нД в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства РО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ранее представил отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, могут так же избрать для себя льготную форму обеспечения жилым помещением при реализации на территории области мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153. В настоящее время Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» урегулированы условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

Администрацией Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, Самохина Л.И. была принята на учет граждан нуждающихся в обеспечении жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ. На дату принятия Самохиной Л.И. на учет условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий были определены Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ право на получение жилищных субсидий предоставлялось гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет; гражданам, которые в соответствие с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 10 календарных лет. Право гражданина на получение жилищной субсидии для приобретения жилья возникает при признании гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением. Стаж работы в районах <адрес> и приравненных к ним местностей Самохиной Л.И. составляет менее 15 лет. В связи с тем, что признание ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением (ДД.ММ.ГГГГ) было после вступления в силу Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ, право на обеспечение жилищной субсидии у Самохиной Л.И. отсутствует.

В дополнительном отзыве по уточненным исковым требованиям представитель Министерства территориального развития архитектуры и градостроительства РО, указал, что ранее истица состояла в сводном списке граждан, участников по Ростовской области на ДД.ММ.ГГГГ года по категории «работающие граждане», относящихся к пятой очереди предоставления жилищной субсидии. В ДД.ММ.ГГГГ году выделенные на Ростовскую область четыре жилищных сертификата распределены в установленном порядке гражданам предшествующей очереди.

Заслушав в судебном заседании истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в заявленных исковых требованиях по следующим основаниям:

Истица Самохина Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ проживала и работала учителем на территории <адрес>, который отнесён к местностям, приравненным к районам <адрес> на основании постановления Совета министров СССР от 10.11.67 года № 1029.

В ДД.ММ.ГГГГ истица с семьей переехала на постоянное место жительства в <адрес>, однако уволена по месту работы <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Общий стаж работы истицы в указанном районе составляет с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - 14 календарных лет.

В ДД.ММ.ГГГГ году по месту жительства в <адрес> истица обратилась в администрацию с заявлением о постановке на квартучёт.

На основании Постановления Главы администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, она была принята на квартучёт в список первоочередного предоставления жилплощади с составом семьи четыре человека: она - Самохина Л.И. , мать, ФИО7, сын ФИО2, дочь - ФИО3 в связи с тем, что ее мать ФИО7 имеет статус реабилитированного лица.

ДД.ММ.ГГГГ Самохина Л.И. обратилась а администрацию района с заявлением о внесении изменений в учетное дело и просила считать состав ее семьи не четыре, а три человека ( она, сын и дочь). ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района поступило заявление ФИО7 об исключении из списков квартирного учета.

Постановлением главы администрации Железнодорожного района Ростова нД № от ДД.ММ.ГГГГ состав семьи Самохиной Л.И. изменен на три человека.

После этого, Самохина Л.И. с составом семьи три человека была включена в список на предоставление безвозмездной субсидии для приобретения жилья, что подтверждается материалами квартирного дела и не отрицается ответчиками.

В ДД.ММ.ГГГГ году Самохина Л.И. с составом семьи 3 человека была исключена из списков граждан, имеющих право на предоставление субсидии на основании письма Министерства строительства и жилищного хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие стаж работы не менее 15 лет в районах <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ года истица обратилась с заявлением о восстановлении на льготной очереди на получение жилищной субсидии, однако ей было отказано.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли но месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Для предоставления жилищной субсидии истице, которая прибыла в районы <адрес> и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и впервые стала на квартирный учет ДД.ММ.ГГГГ, требуется совокупность следующих обстоятельств:

1. приобретение права на получение субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством,

2 наличие стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет

3. при условии, если она состояла но месту жительства на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что истица имеет стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, однако в соответствии с ранее действовавшим законодательством она право на получение субсидии не приобрела на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла:

Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 10.12.93 года № 1278 «Об утверждении положения о предоставлении гражданам РФ нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья» в целях оказания помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Государственной целевой программой "Жилище" Правительством Российской Федерации было утверждено «Положение о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.»

В соответствии с п. 2. указанного положения субсидии предоставлялись гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право.

В соответствии с п. 5 данного Положения за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации субсидии предоставлялись лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет;

Таким образом, Положение определяло порядок предоставления субсидий не любым гражданам, а только гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из пояснений истицы и материалов квартирного дела следует, что во время проживания в районе <адрес> истица и члены ее семьи: муж и сын были обеспечены жильем по договору социального найма в виде трехкомнатной квартиры <адрес>. На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья не состояла.

В последующем квартира в <адрес> была приватизирована на имя супруга истицы и продана в ДД.ММ.ГГГГ году, как пояснила сама истица и подтверждается материалами кварт ирного дела.

На момент выезда из <адрес> истица и члены ее семьи также на учете в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли.

После переезда в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица с составом семьи 4 человека: она, муж, сын и дочь проживали по адресу <адрес>, занимая жилое помещение жилой площадью 32.6 кв.м., т.е. по 8.15 кв.м. жилой площади на каждого человека.

Со ДД.ММ.ГГГГ семья истицы стала проживать в квартире, принадлежащей матери истицы ФИО7 по <адрес> Ростове нД общей площадью 29.6 кв.м., жилой 17.36 кв.м. с составом семьи четыре человека: мать, истица, сын и дочь.

ДД.ММ.ГГГГ истица впервые обратилась с заявлением о постановке на квартирный учет в администрацию Железнодорожного района Ростова нД.

Таким образом, на момент выезда из района <адрес> истица, хотя и проработала в районах <адрес> более 10 лет, но на учете по улучшению жилищных условий не состояла, в то время, как в рамках программы Жилище и принятого «Положения о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.» от ДД.ММ.ГГГГ государственная поддержка обеспечивалась лишь нуждающимся гражданам отдельных категорий.

Постановлением Правительства РФ от 3.08.96 года № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», ранее действовавшее Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья" признано утратившим силу.

В соответствии со ст. 1 Постановления № 937 от 3.08.96 года безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья (далее именуется - субсидия) предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

Указанным Постановлением также предусмотрено предоставление субсидии лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством на учете по предоставлению жилья.

Истица и в этот период времени на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла.

В соответствии с п. 3 указанного Постановления а счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет;

Истица до ДД.ММ.ГГГГ право на приобретение жилищных субсидий не приобрела, поскольку не состояла в числе лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Впервые заявление о постановке на учет она подала в 1999 году, причем в качестве члена семьи своей матери, как реабилитированного лица.

Федеральный закон от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть первая статьи 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (статья 2).

Определяя объем средств, которые должны расходоваться на жилищные субсидии гражданам названной категории, статья 2 закрепляет и ряд условий: субсидии предоставляются тем, кто выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждается в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеет в соответствии с данным Федеральным законом право на получение жилищных субсидий.

Этим правом, согласно части первой статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", обладают граждане, стаж работы или время проживания которых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет не менее 15 лет и которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации. Следовательно, по смыслу статьи 2, установленная частью первой статьи 1 минимальная длительность стажа работы (времени проживания) как одно из условий выделения жилищной субсидии относится ко всем гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, в том числе к тем, кто на момент вступления в силу данного Федерального закона уже состояли на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2011 года № 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 п статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и X." признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), положения части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Судом установлено, что истица в соответствии с ранее действующим законодательством право на получение жилищной субсидии не приобрела, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий стала лишь в 1999 году.

При таких обстоятельствах, ссылки истицы на то, что при стаже работы в районах Крайнего севера 14 лет она имеет право на получение жилищной субсидии, являются необоснованными, поскольку помимо стажа работы не менее 10 лет требуется, наличие права на получение субсидии, возникшее в соответствии с ранее действующим законодательством. Для приобретения права на получение субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством требовалось состоять на учете по улучшению жилищных условий.

В соответствии с пп «з» п.5 Постановления Правительства РФ от 21.03.06 года № 153 об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы. право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;

граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;

Истица имеет общую продолжительность стажа работы в района приравненных в районам Крайнего Севера менее 15 лет, в соответствии с ранее действовавшим законодательством право на приобретение жилищной субсидии не приобрела.

При таких обстоятельствах нет оснований для удовлетворения исковых требований о признании необоснованным отказа о включении семьи из трех человек в список на получение государственного жилищного сертификата, как лицу, выехавшему из района Крайнего Севера не ранее 1992 года, обязании включить семью в список на получение государственного жилищного сертификата.

В соответствии с о ст. 2 ФЗ от 25.01.03 года № 125-ФЗ О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, жилищная субсидия предоставляется работающим гражданам в пятую очередь и по мере поступления сертификатов в соответствии с утвержденным Правительством графиком. распределения государственных жилищных сертификатов, поэтому требование к Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области об обязании предоставить сертификат в судебном порядке, минуя очередность, не основано на законе и действующем законодательстве.

Ссылки истицы на то, что выезжая из района <адрес> она рассчитывала на получение жилищного сертификата, поскольку имела стаж работы не менее 10 лет, и не имела другого жилья на территории РФ, поэтому исключением из списков нарушаются ее Конституционные права на жилище, не могут быть приняты судом, поскольку исходя из действовавшего и действующего законодательства право на получение субсидий не возникает в силу одного только факта работы в районах Крайнего Севера и отсутствия другого жилья. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 23 января 2003 года N 38-О и от 18 декабря 2007 года N 897-О-О, предоставление такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает; федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей...", как и жилищное законодательство, направлен на защиту жилищных прав и интересов граждан строго определенной категории лиц, которые указаны в законе и ранее действовавшем законодательстве. Судом установлено, что истица в категории лиц, имеющих право на получение субсидии не относится.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Самохиной Л.И. к Администрации Железнодорожного района Ростова нД и Министерству территориального развития архитектуры и градостроительства Ростовской области о признании необоснованным отказа о включении семьи из трех человек в список на получение государственного жилищного сертификата, как лицу, выехавшему из района Крайнего Севера не ранее 1992 года, обязании включить семью в список на получение государственного жилищного сертификата и обязании предоставить государственный жилищный сертификат - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд Ростова нД в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.06.11 года.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200