по иску Донченко Т.Г. к ДИЗО об обязании предоставить участок



Дело №2-534/11

Решение

Именем Российской Федерации

28 марта 2011 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Вялых О.Г.

при секретаре Рамазанове Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Донченко Т.Г. к Департаменту имущественно- земельных отношений <адрес> об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно,

Установил:

Донченко Т.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественно- земельных отношений <адрес> (далее по тексту -ДИЗО <адрес>) об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно, мотивируя его тем, что она является собственницей домовладения, расположенного на земельном участке площадью 292 кв.м по адресу: <адрес>. Она обратилась в ДИЗО <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено принадлежащее ей домовладение в собственность. ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО <адрес> вынес распоряжение № о предоставлении в собственность земельного участка за плату. В соответствии с п.4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Жилой дом и хозяйственные постройки, расположенные на земельном участке <адрес>, перешли истцу по наследству от ФИО2, право собственности у которого возникло на 1/2 долю в ДД.ММ.ГГГГ году и еще на 1/2 в ДД.ММ.ГГГГ году. Таким образом, ФИО2 имел право приобрести земельный участок под домовладением бесплатно. Таким образом, к истцу как к наследнице ФИО2 в порядке универсального правопреемства перешло и право на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок. На основании этого, просила обязать Департамент имущественно- земельных отношений <адрес> предоставить ей в собственность бесплатно земельный участок с разрешенным видом использования: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером № общей площадью 292 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания, истец не уведомила суд об уважительности причин неявки, ответчик просил рассматривать дело в его отсутствие, в связи с этим, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что истец является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, домовладение располагалось на земельном участке площадью 290 кв.м.

Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что его площадь составляет 292 кв.м.

С целью приобретения земельного участка в собственность истец обратилась в ДИЗО <адрес> с соответствующим заявлением и пакетом документов.

ДД.ММ.ГГГГ ДИЗО <адрес> издало распоряжение, согласно которому передает в собственность истца за плату земельный участок площадью 292 кв.м. по адресу: <адрес> за 25 042 руб. 87 коп., обязало МУ Фонд имущества <адрес> заключить с Донченко Т.Г. соответствующий договор купли-продажи.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Действующее законодательство закрепляет два административных порядка приобретения в собственность земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений, а именно: принятие уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления решения о предоставлении
земельного участка в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса
Российской Федерации, регистрация права собственности на земельный участок в порядке п. 9.1. Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ О «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в упрощенном порядке регистрирующим органом.

Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии с п. 5. ст. 36 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении в собственность земельного участка и пакетом документов.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок в порядке ст. 36 ЗК РФ, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения определен Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Принятие решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно требуется только в случае, предусмотренном п. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в редакции от 30.06.2006 года.

В силу раздела 2 постановления Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, органами, уполномоченными распоряжаться земельными участками, являются:

2.2. Администрации районов <адрес>, в компетенцию которых входят:

- подготовка и принятие правоустанавливающих актов о предоставлении в аренду, в собственность бесплатно, а также о заключении на новый срок договоров аренды земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами;

2.3. Департамент имущественно- земельных отношений <адрес>, в компетенцию которого входят:

- подготовка и принятие правоустанавливающих актов о предоставлении в аренду, а также о заключении на новый срок договоров аренды земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями (за исключением земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами);

- подготовка и принятие правоустанавливающих актов о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, занимаемых зданиями, строениями, сооружениями;

- подготовка и принятие правоустанавливающих актов о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (за исключением земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами, садовых, огородных и дачных земельных участков);

- подготовка и принятие правоустанавливающих актов о предоставлении в собственность земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, в том числе индивидуальных жилых домов (за исключением предоставления в собственность бесплатно земельных участков, занимаемых индивидуальными жилыми домами).

Таким образом, в компетенцию ДИЗО <адрес> не входит предоставление бесплатно в собственность граждан земельных участков для целей, не связанных со строительством, занимаемых индивидуальными жилыми домами.

В связи с этим, у суда отсутствуют основания для возложения на ДИЗО <адрес> обязанности по предоставлению Донченко Т.Г. земельного участка в собственность бесплатно.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

В удовлетворении исковых требований об обязании Департамент имущественно- земельных отношений <адрес> предоставить в собственность бесплатно земельный участок с разрешенным видом использования: индивидуальное жилищное строительство, с кадастровым номером № общей площадью 292 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, Донченко Т.Г.- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение 10 дней с даты изготовления в окончательной форме.

Судья

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200