о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июля 2010 года.

Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Никифорова Т.И.,

при секретаре Матвеевой Ю.В.,

с участием представителя истца ФИО20,

представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Рязанской области - Калининой О.П., представителя Министерства финансов РФ - Кондратьева И.А., представителя администрации г. Рязани Луенко А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Маркешкиной Т.И. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Маркешкина Т.И. обратилась с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки. Свои требования мотивировала тем, что, как лицо, награжденное знаком «Житель блокадного Ленинграда» имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 18 Федерального Закона «О ветеранах», в том числе на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета. Она 29.03.2010 обратилась к Министерству социальной защиты населения Рязанской области с заявлением и пакетом необходимых документов по вопросу предоставления ей меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Ответчик 09.06.2010 отказал ей в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия. Считает данный отказ неправомерным, с учетом уточнений исковых требований просит признать отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным и признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Министерства социальной защиты населения Рязанской области исковые требования не признала.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ - Кондратьев И.А. - с исковыми требованиями не согласен.

Представитель третьего лица администрации г. Рязани оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Министерства регионального развития РФ - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Причина неявки не известна.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О ветеранах», лицам награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно статьи 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.

Согласно подпункта 2 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 10 Порядка).

Судом установлено, что Маркешкина Т.И. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 18 Федерального закона «О ветеранах», что не оспорено ответчиком, подтверждается бессрочным удостоверением, выданным 24.03.2010 года Шиловским территориальным отделом Министерства социальной защиты населения Рязанской области. Также она отмечена знаком «Житель блокадного Ленинграда», что подтверждается удостоверением, выданным [Дата обезличена] главой администрации [...] [...].

Истица проживает и зарегистрирована с 14.01.2009 в квартире [Номер обезличен] дома [Номер обезличен] по [...] р.п. [...]. Совместно с ней в указанной квартире зарегистрированы: дочь - ФИО20, зять - ФИО22, внучка - ФИО23, внук - ФИО24, сваха - ФИО25. Указанное жилое помещение, общей площадью 60,82 кв. м, находится в совместной собственности Сафонова П.И., Сафонова О.П., Сафоновой Т.П. и Сафонова А.Н.. Других жилых помещений за истцом и членами его семьи не зарегистрировано.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой о составе семьи [Номер обезличен] от [Дата обезличена], выданной МУПЖКХ «Шиловосервис»; справкой [Номер обезличен] от [Дата обезличена], выданной Шиловским отделением Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ»; справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Рязанский филиал Шиловское отделение от [Дата обезличена] года; сообщениями об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Номер обезличен] от [Дата обезличена], [Номер обезличен] от [Дата обезличена], [Номер обезличен] от [Дата обезличена], [Номер обезличен] от [Дата обезличена], [Номер обезличен] от [Дата обезличена]; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, расположенные на территории [...] [...] [Номер обезличен] от [Дата обезличена].

Таким образом, в указанном выше жилом помещении на долю каждого проживающего приходится 10,14 кв. м общей площади, что ниже учетной нормы в Шиловском муниципальном районе - 12 кв. м общей площади жилья на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования - Шиловский муниципальный район от 13.12.2005 N 110 (ред. от 31.08.2006)). Следовательно, истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

29.03.2010 года истица обратилась с заявлением к Министру социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильём в порядке, определенном Законом Рязанской области «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области».

Сообщением [Номер обезличен] от [Дата обезличена] года Министерством социальной защиты населения Рязанской области Маркешкиной Т.И. было отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки. Отказ был мотивирован тем, что не истек срок с момента совершения ею действий, приведших к намеренному ухудшению жилищных условий.

Оценивая доводы сторон и представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что ответчик необоснованно отказал истице в предоставлении мер социальной поддержки, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». При этом доводы ответчика о намеренном ухудшении истицей жилищных условий не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Действительно, пункт 3 Порядка обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что истица до 14.01.2009 была зарегистрирована в квартире [Номер обезличен] дома [Номер обезличен] по [...] [...], что подтверждается справкой ТСЖ ..... [Номер обезличен] от [Дата обезличена]. Указанная квартира в соответствии с постановлением мэра г. Рязани от [Дата обезличена] [Номер обезличен] принадлежала на праве собственности сыну истицы ФИО26, умершему в 2007 году. Еще при жизни сына с 2005 году истица стала проживать с семьей дочери Сафоновой А.Н. в квартире [Номер обезличен] дома [Номер обезличен] по [...] р.п. ......... Рязанской области, первоначально зарегистрировавшись по указанному адресу по месту пребывания (свидетельства о регистрации по месту пребывания [Номер обезличен] от [Дата обезличена], [Номер обезличен] от [Дата обезличена]), а с 14.01.2009, как указано выше, зарегистрирована по постоянному месту жительства по указанному адресу.

Из объяснений представителя истца следует, что причиной вселения истицы к дочери явилась необходимость ухода за ней, а не намерение приобрести право признания нуждающейся в жилом помещении.

Суд учитывает, что истица в силу преклонного возраст (родилась в 1921 г.), состояния здоровья (является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 [Номер обезличен] от [Дата обезличена]) нуждается в уходе, вселилась к близкому родственнику - дочери. При таких обстоятельствах оснований полагать, что Маркешкина намеренно совершила действия с целью приобретения права признания нуждающейся в жилых помещениях, не имеется. Каких-либо доказательств намеренного ухудшения истицей жилищных условий ответчик суду не представил.

Суд не может принять доводы ответчика, что о намеренном ухудшении истицей жилищных условий свидетельствует ее отказ от открывшегося после смерти наследства, в том числе в виде 1/2 доли квартиры, в пользу внука ФИО29 (свидетельство о праве на наследство по закону от [Дата обезличена]). Реализация наследником своего права на отказ от наследства (статьи 1157, 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации) не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий. Более того, и на момент отказа истицы от наследства в 2008 г., и на момент регистрации в квартире дочери по постоянному месту жительства в январе 2009 г. Маркешкина Т.В. имела в собственности жилой дом в [...] района Рязанской области. Указанный дом в апреле 2009 года в результате пожара был уничтожен огнем, что подтверждается справкой [Номер обезличен] от [Дата обезличена], выданной отделом государственного пожарного надзора [...] МЧС России. О том, что через какое-то время ее дом сгорит, истица, отказываясь от наследства и вселяясь к дочери, не могла предполагать.

Таким образом, истица, являясь в силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О ветеранах», лицом, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Ранее истица не использовала данное право. Намеренных действий с целью признания нуждающейся в жилых помещениях, Маркешкина Т.И. не совершала.

При таких обстоятельствах, суд считает незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Маркешкиной Т.И. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. За истицей должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 18 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Маркешкиной Т.И. меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета жильем.

Признать за Маркешкиной Т.И. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии со статьей 18 Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней с момента его окончательного изготовления.

Судья Т.И. Никифорова